Военно-морской флот России

Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы Персоналии
Галерея картин Книги Аудио Видео Разное

Владимир Филиппович Трибуц

Предки будущего адмирала происходили из Минской губернии и получили фамилию по воле помещика. Они переехали на заработки в столицу. Родился Владимир 15 июля 1900 года в Санкт-Петербурге. Проучившись в трехклассной школе и Петровском высшем начальном училище 6 лет, он летом 1914года собирался добровольцем пойти на фронт разгоравшейся мировой войны. Однако по настоянию отца, околоточного в одной из частей столицы, 22 августа мальчик поступил в Петроградскую военно-фельдшерскую школу и 14 декабря 1917 года стал лекарским помощником в Петроградском Николаевском госпитале. С февраля 1918 года в рабочем отряде, а в марте - в Северном летучем отряде моряков под командованием П. Е. Дыбенко фельдшер участвовал в боях под Нарвой и остался на флоте.

После заключения Брестского мира Трибуца отправили на Каспийскую флотилию. С 22 мая 1918 года молодой военмор служил в амбулатории плавающего отряда. В качестве медработника ему довелось участвовать при подавлении мятежа в Астрахани 15-16 августа 1918 года, затем - в боевых действиях на море. Когда командующий флотилией С. Е. Сакс отправлялся с 3 вооруженными судами в набег на бухту Старо-Теречная, на "Вегу" командировали Трибуца. В первом походе удалось взять 6 транспортов. В следующем набеге 9-12 ноября пришлось вступить в бой. Каспийцы повредили неприятельский корабль, обстреляли радиостанцию на Брянской косе. Флотилия действовала до декабря. Трибуца вернули на сушу. Он боролся с эпидемией тифа, 10-11 марта 1919 года участвовал в подавлении мятежа в Астрахани, лекпомом 2-го десантного отряда моряков оборонял город, а в сентябре вернулся в госпиталь.

Удовлетворив просьбу о назначении на корабль, 25 марта 1920 года Трибуца определили лекпомом на эсминец "Деятельный". Здесь он впервые встретился с И. С. Исаковым, поразившим его самоотверженным отношением к морскому делу.

1 апреля эсминцы "Карл Либкнехт", "Расторопный" и "Деятельный" направились в первый весенний поход из Астрахани в Петровск (Махачкалу). Корабли вошли в порт ранее войск Красной Армии, но без угля. Пришлось грузить топливо с затонувшего эсминца. Вскоре Трибуц заболел тифом и был отправлен в госпиталь; оправившись от болезни, он вернулся на корабль. 1 мая корабли Волго-Каспийской флотилии перешли в Баку, уже занятый частями Красной Армии.

На "Деятельном" Трибуц участвовал в Энзелийской операции. Исаков назначил грамотного моряка в трофейную комиссию. Вскоре после возвращения в Баку его перевели на канонерскую лодку "Карс" флота Азербайджана. Переименованная канонерка "Ленин" в декабре 1920 и в 1921 году не раз выходила в походы, действовала против басмачей. В шторм Трибуц помогал управлять кораблем и едва не был смыт за борт.

Итак, за несколько лет службы на Каспии Трибуц участвовал в морских походах, в боях на суше и на море. Моряки канонерской лодки выдвигали его депутатом Бакинского Совета. Он оказался привычным к морю и оставался в строю, когда остальные лежали из-за морской болезни. По всем статьям военмор подходил для дальнейшей службы на флоте, да и самому ему она оказалась по нраву. В августе 1922 года грамотного юношу с группой матросов направили в распоряжение Управления Военно-морских учебных заведений. 3 октября 1922 года Трибуц стал слушателем подготовительного курса Военно-морского училища, позднее названного именем М. В. Фрунзе.

Недостаток знаний пришлось компенсировать усиленной учебой. После подготовительного отделения курсантов зачисляли на специальный курс. В первый год (младший специальный курс) изучали высшую математику и теоретическую механику, основы навигации и астрономии, устройство корабля, военно-морскую историю, социально-политические дисциплины. Предметы преподавали опытные офицеры царского флота. На среднем специальном курсе изучали мореходные науки и оружие флота, на старшем, кроме изучения теории морского дела, приобретали навыки управления артиллерийскими и торпедными стрельбами, летом уходили в практическое плавание.

Начиналось возрождение флота после разрухи Гражданской войны. В 1923 году Трибуца послали на крейсер "Аврора", который начали приводить в порядок. Уже в 1924 году восстановленный комсомольцами крейсер с учебным судном "Комсомолец" ходил в плавание за границу по маршруту Кронштадт - Берген Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Кронштадт; среди других курсантов на борту крейсера был и В. Ф. Трибуц. Следующим летом курсант проходил практику на линкоре "Парижская Коммуна", а 6 октября 1926 года в числе 10 лучших закончил училище и был назначен помощником вахтенного начальника этого линейного корабля и командиром башни главного калибра. В 1927 году Трибуц уже вахтенный начальник. В 1928 году за добросовестную службу моряка удостоили Почетной грамоты РВС Морских сил Балтийского моря.

С конца 1928 года Трибуц - старший вахтенный начальник, 2-й помощник командира линкора. Осенью 1929 года по его просьбе моряка зачислили слушателем Военно-морской академии. До начала учебы ему довелось пройти еще одно нелегкое испытание. С Балтики на Черное море перегоняли "Парижскую Коммуну" и крейсер "Профинтерн". По просьбе командира линкора на время похода Трибуца вернули на корабль. Моряк отличился в штормовом плавании и в награду получил именной маузер с надписью: "Стойкому защитнику пролетарской революции В. Ф. Трибуцу от РВС СССР". Позднее адмирал передал награду в Военно-морской музей.

За время учебы Трибуц стажировался на различных кораблях и в частях, побывал в заграничном плавании на теплоходе "Кооперация". Академию он закончил в апреле 1932 года по первому разряду, был назначен старшим помощником линкора "Марат", ставшего отличным кораблем. Моряк участвовал в учениях и под флагом командующего Балтийским флотом Л. М. Галлера ходил в Польшу (1934). Когда линкор "Марат" направили на морской парад в Англию, где проходила коронация Георга VI, командир линкора В. И. Иванов потребовал прикомандировать В. Ф. Трибуца, ибо иначе не гарантировал успеха швартовки методом фертоинг. Трибуц месяц тренировал боцманскую команду. Зато в день парада советские моряки продемонстрировали рекордное время при постановке корабля на якорь.

В декабре 1934 года Трибуца назначили командиром эсминца "Яков Свердлов", бывшего "Новика", прославленного действиями в Первую мировую войну. Моряк позднее вспоминал: "Назначение свое я встретил с радостью и гордостью. Командовать кораблем... - это большая, ответственная и почетная задача. С большой энергией принялся я за изучение организации корабельной службы, оружия корабля, методов его применения, более детально стал изучать наставления по использованию кораблей такого класса. Мне нужно было освоить управление кораблем, выходы из гавани, постановку к стенке, совместное плавание в составе дивизиона, в охранении линейных кораблей". Вскоре Трибуц сделал эсминец лучшим кораблем этого класса на Балтике. Заслуги моряка были оценены орденом Красной Звезды.

Более моряку не доводилось командовать кораблями, так как в дальнейшем его опыт и способности использовали на штабной работе. В конце 1936 года капитана 2-го ранга по предложению И. С. Исакова, нового начальника штаба КБФ, назначили начальником отдела боевой подготовки Краснознаменного Балтийского флота (КБФ).

В январе 1938 года Трибуца вызвал Сталин, в длительной беседе выяснил его знания и мысли. В феврале 1938 года моряка назначили начальником штаба КБФ. На флоте изучали новый БУМС-37; командиры кораблей, подводных лодок, авиации учились тактике совместных боевых операций, в помещениях и на море штабы отрабатывали действия разнородных сил.

В апреле 1939 года флагмана 2-го ранга назначили командующим КБФ, в начале 1940 года присвоили звание флагмана 1-го ранга. Трибуц стал одним из самых молодых командующих флотами. Ему пришлось осваивать новые корабли и подводные лодки. Несмотря на молодость, полученный разносторонний опыт помог справиться с весьма сложными задачами.

Начиналась мировая война. Существовала опасность, что фашистская Германия использует малые государства Прибалтики в качестве плацдарма для наступления против СССР. С другой стороны, растущему Советскому ВМФ тесно становилось в Финском заливе. Необходимость решить эти две проблемы привела к переговорам с Латвией, Эстонией и Литвой. 28 сентября 1939 года СССР заключил пакт взаимопомощи с Эстонией, затем с двумя другими странами. В составе советской военно-морской делегации, которую возглавлял И. С. Исаков, Трибуц участвовал в переговорах о предоставлении военно-морских баз в Прибалтике. Вскоре флот смог расположиться в Таллине, Палдиски, Риге, Лиепае. В июле 1940 года главная база флота была перемещена из Кронштадта в Таллин. Туда же переехал и командующий.

Огромные усилия потребовались для подготовки новых портов для базирования боевых кораблей, создания береговой обороны, аэродромов, связи и прочей инфраструктуры флота.

Первый военный экзамен Трибуц сдал в конфликте с Финляндией. Зимняя кампания 1939-1940 годов заставила принимать неординарные решения. Подводные лодки и надводные корабли действовали, несмотря на лед, что пригодилось позднее, в годы более серьезных испытаний. Флот овладел островами в Финском заливе. После окончания боевых действий в марте 1940 года по условиям мирного договора эти острова, Карельский перешеек, северное побережье Ладожского озера отошли к России, а на полученном в аренду полуострове Ханко начали сооружать военно-морскую базу. Все эти мероприятия позволили Советскому флоту свободно выходить в Балтийское море, обезопасить Ленинград с суши. В марте 1940 года в наркомате обороны Владимир Филиппович выступил с докладом, обобщившим полученный опыт. За успешные действия КБФ он получил орден Ленина и чин вице-адмирала.

Летом 1941 года все явственней становилась неизбежность войны с фашистской Германией. Трибуца беспокоило, что основные силы флота (отряд легких сил, отряд торпедных катеров, бригада подводных лодок и другие корабли) базируются вблизи границы, в Либаве (Лиепае). Тесно стоящие в гавани корабли представляли хорошую цель для авиации. После неоднократных обращений к Москве в мае 1941 года командующий получил разрешение наркома ВМФ перевести часть сил в Рижский залив. Позднее Н. Г. Кузнецов писал:

"Июнь с первых же дней был необычайно тревожным, буквально не проходило суток, чтобы В. Ф. Трибуц не сообщал мне с Балтики о каких-либо зловещих новостях. Чаще всего они касались передвижения около наших границ немецких кораблей, сосредоточения их в финских портах и нарушения нашего воздушного пространства".

Командующий знал, что германские торговые суда спешно покидают советские порты, что в море замечено движение подводных лодок. Тревогу вызывало и неожиданное прекращение достройки купленного у Германии крейсера "Лютцов". Несмотря на указания из столицы не поддаваться на провокации, вице-адмирал принимал меры предосторожности. 16 июня были выставлены дополнительные корабельные дозоры. В Таллин доставили судно с минами, и моряки тренировались в постановках заграждений. Спешно достраивали береговые укрепления и батареи. Однако сухопутное командование не предполагало прорыва неприятеля в глубину территории СССР, и к началу войны план прикрытия военно-морских баз с суши не был утвержден. Командование обороной Моонзундских островов и других прибрежных пунктов не было сосредоточено в одних руках.

События развивались. Ночью 19 июня поступило сообщение с Ханко о подготовке к войне 22-25 июня со стороны Финляндии. Трибуц доложил об этом в наркомат и просил разрешения перебазировать из Таллина в Кронштадт линкоры. Разрешения он не получил, но все же на свой страх и риск 20 июня отправил "Марат" с охранением в Кронштадт. Только в ночь на 22 июня он получил приказ оставить в Рижском заливе крейсер и дивизион эсминцев, остальные эсминцы и крейсер вывести в Таллин, а линкоры держать в Кронштадте, но это сделать уже не успели.

19 июня Военный совет КБФ решил привести флот в повышенную боевую готовность. Трибуц позвонил Н. Г. Кузнецову и предложил заранее начать минные постановки в Финском заливе. Тот одобрил принятые меры, но предложил с минными постановками подождать. В Москве еще надеялись на мирный исход событий. 21 июня командующий знал, что после заграждения минными полями входов в свои порты Мемель, Пиллау, Кольберг гитлеровцы начали ставить мины в советских территориальных водах. КБФ мины пришлось ставить уже после начала боевых действий. Несколько кораблей и судов погибли на заграждениях, поставленных противником в мирные дни.

В 17.00 21 июня командующий направил командирам частей, соединений и кораблей телеграмму:

"За последние дни значительно усилились случаи нарушения нашей морской, сухопутной, воздушной государственных границ немецкими самолетами. Наблюдается сосредоточение войск на территории Финляндии и государственной границы в Восточной Пруссии. Немцы нагло держат себя, вызывая на провокацию на море.

Приказываю: темпы боевой подготовки не снижать, выполнять поставленные задачи, использовать каждый день, ночь и час хорошей погоды и видимости. Держать дежурные части и части, находящиеся в боевом ядре, готовыми в любой момент использовать оружие.

При выполнении задач боевой подготовки усилить наблюдение в водах, воздухе, немедленно донося о всех происшествиях и нарушениях.

Меньше говорить о военной опасности, а больше делать для того, чтобы свои боевые части и корабли привести в полное боевое состояние".

Военный совет КБФ под свою ответственность разрешил самолетам и зенитной артиллерии открывать огонь без предупреждения по самолетам-нарушителям.

В субботний вечер 21 июня Трибуц бодрствовал. В 23.15 позвонил Н. Г. Кузнецов, сообщил о возможном нападении и предписал перевести флот на готовность К» 1. Вскоре отработанный в мирное время приказ был выполнен. Погасли маяки и створные огни, штаб готовился к переезду на остров Суурупи западнее Таллина, где подготовили береговой командный пункт флота. Оставалось только ждать. После 3.20 командующий получил первые сообщения о нападениях на советские суда, приказал идущим в море транспортам завернуть в порты. О нападении гитлеровцев вице-адмирал сообщил в Москву через минуту после Октябрьского, командующего Черноморским флотом. В 5.17 Трибуц подписал телеграмму всем соединениям, частям и кораблям:

"Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать противника".

В первые часы потерь на кораблях не было. Началось развертывание флота по планам мобилизации. Теперь уже из Москвы звонили и торопили с минными постановками, которые под прикрытием береговых батарей должны были перекрыть Финский залив. К вечеру 22 июня суда с минами выступили. Из Рижского залива им в прикрытие выслали крейсер "Максим Горький", эсминцы "Гневный", "Гордый" и "Стерегущий". Однако на подходах к указанному району подорвались на минах эсминец и крейсер. "Гневный" пришлось затопить, а для спасения крейсера, у которого оторвало нос, Трибуц послал отряд кораблей и авиацию.

К 30 июня были выставлены 3500 мин и минных защитников, вместе с батареями на Осмуссаре и Ханко составившие непроходимый для противника рубеж. Неприятель вел наступление по суше, и 24 июня была окружена Либава (Лиепая). Трибуц приказал оборонять базу до последней возможности. Но вскоре стало ясно, что рассчитывать на сухопутные части бесполезно. 26 июня поступил приказ оставить базу, в которой были сосредоточены огромные запасы для флота. Командующий выехал в Ригу, над которой нависла опасность. Собрав совещание в Усть-Двинске, он приказал немедленно вывезти все, что можно, на боевых кораблях и вспомогательных судах, а остальное уничтожить. В ночь на 28 июня крейсер "Киров", 6 эсминцев, более 20 транспортов с грузами ушли на восток, за ними последовали подводные лодки с плавбазой "Смольный". Эвакуация оказалась своевременной: 1 июля гитлеровцы взяли Ригу.

В мирное время балтийцы готовились вести артиллерийский бой на море, высаживать десанты и бороться с ними, проводить торпедные атаки, тральные работы и другие традиционные операции, но неприятельский флот активности не проявлял.

Морякам пришлось столкнуться с активными постановками мин, в том числе с неконтактными взрывателями, с кораблей и самолетов, к чему тральные силы не готовили. Не хватало тральщиков. Основной силой стала авиация, которая помогала остановить гитлеровское наступление на суше.

Отступление армии на восток создало проблемы, в довоенное время неизученные. Флоту пришлось защищать свои базы с суши. 29 июня нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал отстаивать Моонзундские острова. В подчинении флота оказалась и база Ханко. Все это пришлось оборонять в условиях, когда самому флоту угрожала опасность.

6 июля начальник штаба флота Ю. А. Пантелеев доложил Трибуцу, что между наступающими к Пярну немецкими войсками и Таллином советских частей нет. Командующий приказал вывести из строя порт Пярну; это удалось сделать, затопив несколько судов. Связи с 8-й армией не было. В июле - августе командующий лично возглавил оборону Таллина. Пока высланные вперед части сдерживали противника, с 17 июля под городом сооружали три линии обороны. Несмотря на недостаток войск, Трибуц рассчитывал удержать базу.

10-11 июля вице-адмирал побывал на Ханко, убедился в том, что защитники стойко держатся против неприятельских атак и обстрела. Он поставил задачу ханковцам оттянуть как можно больше сил противника и обещал помощь. Вскоре на Ханко прибыли торпедные катера, 100-мм орудия и другое необходимое.

Вечером 12 июля был обнаружен на подходах к Ирбенскому проливу неприятельский конвой, и Трибуц решил разгромить его, используя различные боевые средства. Сначала конвой обстреляла батарея с полуострова Сырве, утром 13июля удар нанесли торпедные катера, а за ними - бомбардировщики. Конвой полностью разгромить не удалось: эсминцы его так и не нашли. Однако при всех видимых недостатках неприятелю удалось нанести крупные потери и поднять дух моряков.

Ввиду продвижения противника потребовалось создать новую минно-артиллерийскую позицию с батареями на островах Гогланд, Лавенсаари, Большой Тютерс. Для постановки мин Трибуц приказал создать соединение под названием "Восточная позиция" из минных, сетевых заградителей, эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков и морских охотников. К концу июля несколько тысяч мин преградили Финский залив.

В ночь на 8 августа 1941 года советские бомбардировщики с аэродрома Кагул на острове Сааремаа совершили первый налет на Берлин. Они продолжали налеты до 5 сентября, сбросив более 300 бомб. Все необходимое им доставляли корабли.

К концу июля германское командование было вынуждено повернуть часть сил с Ленинграда на Эстонию, чтобы выполнить указания Гитлера: истребить советские войска и не дать им эвакуироваться из Таллина. Ввиду усилившегося нажима противника 7 августа Трибуц доложил о сложившемся положении. 15 августа было принято решение подчинить 10-й корпус командующему флотом. На него возложили оборону главной базы. Используя артиллерию кораблей и отряды морской пехоты, удавалось удерживать Таллин, из которого вывозили материальные ценности. Так как фронт ушел далеко от Таллина, 26 августа Ставка разрешила эвакуировать город. Расчеты и подготовку операции проводили под обстрелом неприятеля. Трибуц сохранял транспортные средства рассредоточенными по бухтам и, когда поступил приказ эвакуировать главную базу, эти суда и боевые корабли приняли всех, кого предстояло вывезти. Благодаря приказу командующего заранее разработать план эвакуации большинство защитников Таллина удалось спасти.

Был у вице-адмирала и другой замысел: перевезти войска с Ханко и Моонзундских островов в Таллин и объединенными силами начать наступление в сторону Нарвы. 20 августа он предложил этот план, но с ним не согласились: штаб Северо-Западного направления считал постановку вопроса преждевременной, но вскоре вопрос и вовсе отпал. Однако и тогда, и после войны Трибуц считал, что в сложившейся ситуации можно было надеяться на успех.

В Таллине собралось около 200 кораблей и судов, которым предстояло пройти 321 километр по заливу, берега которого были у противника. Следовало ожидать как атак катеров, так и налетов авиации, и минных постановок на фарватере. В то же время на помощь своей авиации, перелетевшей под Ленинград, в районе от Таллина до Гогланда рассчитывать не приходилось.

За несколько дней до начала операции на Гогланде была образована группа кораблей прикрытия для контроля за фарватерами и несения дозорной службы. Немногочисленные тральные силы провели контрольные траления на отдельных участках фарватера. Военный совет принял предложение начальника штаба флота Ю. А. Пантелеева вести суда и корабли по наиболее удаленному от берегов среднему фарватеру. С начала войны по нему прошли 223 конвоя с малыми потерями.

Для перевозки войск были сформированы 4 конвоя во главе с опытными офицерами. Боевые корабли составили главные силы, отряд прикрытия и арьергард. Трибуц поднял флаг на крейсере "Киров". На лидере "Минск", флагмане отряда прикрытия, был флаг контр-адмирала Пантелеева. Арьергардом командовал командир минной обороны флота контр-адмирал Ралль.

В ночь на 28 августа 23-тысячный гарнизон был погружен на суда. Трибуц лично наблюдал за посадкой в Минной гавани, а затем прибыл на "Киров". Однако выход задерживался, так как из-за волн малые суда, в том числе катерные тральщики, не могли идти.

Знаменитый Таллинский прорыв дорого обошелся. Сказался недостаток и тральщиков, и авиации. Тем не менее большинство судов и кораблей спаслись и составили значительную силу в обороне Ленинграда.

Зимой 1941 - 1942 годов флот помогал войскам, оборонявшим северную столицу, и готовился к следующей кампании. Весной, по замыслу Трибуца, подводные лодки, несмотря на противодействие неприятеля, прорывались на Балтику и топили суда, нарушая перевозки гитлеровцев, пока противник не перекрыл устье Финского залива минами и сетями, дополненными катерами и самолетами. Но флот продолжал жить, несмотря на блокаду. Моряки вели контрбатарейную борьбу, помогали войскам отбивать наступление противника, зимой и летом обеспечивали перевозки по Ладоге. Когда же развернулось наступление на запад, флот также принял в нем участие. Трибуц лично руководил освобождением Моонзундских островов и Выборгской операцией. 23 сентября 1944 года он вернулся в Таллин. Вскоре подводные лодки и катера флота вышли на неприятельские коммуникации, во взаимодействии с авиацией нарушая эвакуацию разгромленных группировок противника.

Война завершилась. Получивший в 1943 году чин адмирала В. Ф. Трибуц продолжал командовать КБФ; после создания на театре двух флотов он до весны 1947 года командовал 8-м флотом. Приходилось руководить очисткой Балтики от мин, восстановлением баз, ремонтом кораблей и массой дел, необходимых в мирное время, чтобы флот в годы войны оказался боеспособен.

28 мая 1947 года адмирала назначили заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по морским силам, но уже через год отозвали в Москву. С весны 1949 года он - начальник Гидрографического управления ВМС СССР, затем несколько лет заведовал кафедрой в Академии Генерального штаба, с 1957 года до отставки в 1961 году служил в Главной инспекции Министерства обороны. В октябре 1959 года Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский дал ему следующую аттестацию:

"Адмирал Трибуц В. Ф. - культурный, всесторонне развитый, боевой адмирал. Обладает глубокими знаниями военно-морского дела, богатым командно-практическим и боевым опытом, а также высокой подготовкой в области оперативного искусства и тактики высших соединений военно-морских сил. Хорошо знает службу и работу штабов соединений флота. Имеет ученую степень кандидата военно-морских наук.

Не останавливаясь на достигнутом, продолжает систематически работать над собой, расширяя свой кругозор в области военных и политических знаний. Военно-морское дело любит и работает с душой, проявляя при этом богатую инициативу. Тщательно готовится сам и подготавливает свой аппарат для проведения работ, связанных с инспектированием, которое проводится на высоком уровне. Умеет хорошо организовать и обеспечить выполнение поставленных задач. При проведении мероприятий настойчив, принципиален, объективен и справедлив.

В таком же духе воспитывает и своих подчиненных.

Трудолюбив и работоспособен. Дисциплинирован и умело поддерживает дисциплину у подчиненных. Свои взаимоотношения с ними строит на деловой основе. Пользуется большим авторитетом у подчиненных и офицеров флота. Принимает деятельное участие в партийно-политической работе".

Эта характеристика 24 мая 1960 года была утверждена аттестационной комиссией Министерства обороны под председательством Маршала Советского Союза А. А. Гречко.

За службу Отечеству флотоводца наградили 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

С февраля 1961 года Трибуц находился в отставке. Он продолжил работу начальником одного из отделов ВИНИТИ. Одновременно адмирал занимался историей советского флота, в первую очередь Балтийского, подготовил свыше 200 публикаций, в том числе книги "Подводники Балтики атакуют" (1963), "Балтийцы наступают" (1968), "Балтийцы вступают в бой" (1972), "Балтийцы сражаются" (1975). По совокупности научных трудов его удостоили звания доктора исторических наук.

Скончался В. Ф. Трибуц 30 августа 1977 года и похоронен 2 сентября в 13 ряду 7 участка некрополя Новодевичьего кладбища в Москве. Памятником ему служат его действия в годы войны и описания подвигов советских моряков в статьях и книгах адмирала.