Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности


"АЗИЯ"

Описание    

"АЗИЯ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 19 августа 1772 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель А. Мальцов. Спущен 20 сентября 1773, вошел в состав Балтийского флота.

В июне-октябре 1775 в составе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1776-1778 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры бригадира И.А. Борисова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - остров Тексель - Довер - пролив Ла-Манш - Лиссабон - Гибралтар - Порт-Магон и 26 октября прибыл в Ливорно. 18 апреля 1781 с эскадрой вышел обратно в Россию по маршруту Кадис - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 14 августа прибыл в Кронштадт. В 1782 тимберован, но в море больше не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. Разобран после 1791.

Командиры: князь Ф.Н. Шаховской (1775-1776), А.Г. Спиридов (1777-1778, 1780-1781), Г.Д. Киленин (1783), С.Н. Телепнев (1786-1787), С.И. Плещеев (1788).

"АМЕРИКА"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 19 августа 1772 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель А. Мальцов. Спущен 20 сентября 1773, вошел в состав Балтийского флота.

В июне-сентябре 1775 в составе отряда перешел из Архангельска в Ревель. В июне 1777 перешел из Ревела в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры бригадира И.А. Борисова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - остров Тексель - Довер - пролив Ла-Манш - Лиссабон - Гибралтар - Порт-Магон и 26 октября прибыл в Ливорно. 18 апреля 1781 с эскадрой вышел обратно в Россию по маршруту Кадис - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 14 августа прибыл в Кронштадт. В июне-августе 1787 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 12 мая 1790 в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в крейсерство в район м. Стирсуден - Красная Горка. 23-24 мая 1790 участвовал в Красногорском сражении. Во время боя разорвалось одно орудие. Потери составили: 10 убитых и 26 раненых. 30 мая корабль отправлен к южному входу в Биоркезунд с целью запереть в проливе шведский гребной флот. 13 июня в составе отряда эскортировал гребную флотилию вице-адмирала К. Нассау-Зигена от Толбухина маяка до Биоркезунда. Во время сражения гребных флотилий 21-22 июня шел за русской флотилией, обеспечивая прикрытие с тыла. 23 июня присоединился к флоту у Выборга. Из-за повреждений отправлен в Кронштадт. Разобран после 1791.

Командиры: А.Ф. Поповкин (1775), С.3. Кривцов (1777), Д. Бодлей (1778-1779), М.Г. Коковцев (1780-1781), И.К. Фомин (1787), Е.А. Пущин (1789), Я.Г. Сукин (1790).

"СЛАВА РОССИИ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 20 сентября 1773 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строители В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 13 мая 1774, вошел в состав Балтийского флота.

До 1778 в составе эскадры стоял в Архангельске. В июне-августе 1778 во главе эскадры под флагом бригадира С.П. Хметевского перешел в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры бригадира И.А. Борисова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - остров Тексель - Довер - пролив Ла-Манш - Лиссабон - Гибралтар - Порт-Магон. 23 октября 1780 на переходе из Порт-Магона в Ливорно ночью в шторм разлучился с эскадрой. В 23.00 на корабле увидели прямо по курсу берег. Отданные два якоря не удержали корабль, он был выброшен на камни острова Лажа-Лингер в 8 милях к востоку от Тулона и разбился. Погибли 11 человек.

Командиры: Л.К. Ваксель (1777), С.С. Гибс (1778), И. Баскаков (1780).

"БЛАГОПОЛУЧИЕ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 20 сентября 1773 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строители В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 18 мая 1774, вошел в состав Балтийского флота.

До 1778 с эскадрой стоял в Архангельске, в июне-августе 1778 вместе с ней перешел в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры контр-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в Северное море. Зайдя в Копенгаген, 31 июля эскадра прибыла на Дильский рейд, а 11 августа вышла в крейсерство в район Доггер-банки, 19 августа из-за большого числа больных на кораблях зашла в Христианзанд, 16 сентября вышла в море и 8 октября вернулась в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры контр-адмирала А.И. Круза корабль вышел из Кронштадта в Северное море. 9 августа эскадра подошла к Доверу и повернула в Северное море для крейсерства. 16 августа из-за полученных во время сильного шторма повреждений эскадра вынуждена была зайти в Христианзанд. 5 сентября суда эскадры вышли в море и 19 ментября вернулись в Кронштадт. Корабль больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. Разобран в 1793 в Кронштадте.

Командиры: М. Мельников (1778, 1780), Ф.С. Палицын (1781), М.К. Макаров (1782), Д.Ф. Бачманов (1787-1788).

"ТВЁРДЫЙ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 20 сентября 1773 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строители В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1774, вошел в состав Балтийского флота.

В июне-августе 1778 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры бригадира И.А. Борисова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - остров Тексель - Довер - пролив Ла-Манш - Лиссабон - Гибралтар - Порт-Магон и 26 октября прибыл в Ливорно. 18 апреля 1781 с эскадрой вышел обратно в Россию по маршруту Гибралтар - Кадис - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 14 августа прибыл в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры контр-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в Северное море. 9 августа эскадра подошла к Доверу и повернула в Северное море для крейсерства. 16 августа из-за полученных во время сильного шторма повреждений суда эскадры зашли в Христианзанд, 5 сентября вышли в море и 16 сентября вернулись в Кронштадт. В 1787 “Твёрдый” в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. Разобран в 1791 в Кронштадте.

Командиры: П.И. Ханыков (1778), Б.И. Воронов (1779), И.Ф. Салманов (1780-1781), П.И. Лежнев (1782), Е.Е. Тет (1783, 1787).

"СВЯТОЙ НИКОЛАЙ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 12 ноября 1773 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строители В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1775, вошел в состав Балтийского флота.

До 1779 находился в Архангельске. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 21 июня 1779 с отрядом вышел из Архангельска и 7 июля у м. Вардё присоединился к эскадре контр-адмирала С.П. Хметевского, пришедшей из Ревеля. Занял позицию у м. Святой Нос. 21 августа суда эскадры соединились и пошли в Балтийское море. 17 октября прибыли в Кронштадт. 11 июня 1780 в составе эскадры контр-адмирала А.И. Круза “Св. Николай” вышел из Кронштадта в Северное море. Зайдя в Копенгаген, 31 июля эскадра прибыла на Дильский рейд, а 11 августа вышла в крейсерство в район Доггер-банки, 19 августа из-за большого числа больных на судах зашла в Христианзанд, 16 сентября вышла в море и 8 октября вернулась в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры контр-адмирала А.И. Круза “Св. Николай” вышел из Кронштадта в Северное море. 9 августа эскадра подошла к Доверу и повернула в Северное море для крейсерства. 16 августа из-за полученных во время сильного шторма повреждений суда эскадры зашли в Христианзанд. 5 сентября эскадра вышла в море и 19 сентября вернулась в Кронштадт. Корабль больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. Разобран в 1790.

Командиры: И. Овцын (1777-1779), Р.К. Дугдаль (1780-1782), И.И. Дубровин (1787-1789).

"ХРАБРЫЙ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 12 ноября 1773 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строители В. Гунион и М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1775, вошел в состав Балтийского флота.

До 1779 находился в Архангельске. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 21 июня 1779 с отрядом вышел из Архангельска и 7 июля у м. Вардё присоединился к эскадре контр-адмирала С.П. Хметевского, пришедшей из Ревеля. Занял позицию у м. Нордкап. 25 августа присоединился к эскадре, идущей в Балтийское море. 21 сентября во время сильного шторма у берегов Норвегии ударами волн были сломаны грот- и бизань-мачты, фор-стеньга, вместе с ними упали за борт и утонули 43 человека. “Храбрый” отделился от эскадры и зашел в залив Эквог, где остался на зимовку. В мае-июне 1780 перешел из залива Эквог в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры контр-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в Северное море. 9 августа эскадра подошла к Доверу и повернула в Северное море для крейсерства. 16 августа из-за полученных во время сильного шторма повреждений суда эскадры зашли в Христианзанд, 5 сентября вышли в море и 19 сентября вернулись в Кронштадт. В 1787 “Храбрый” в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 26 мая 1790 с отрядом вышел из Кронштадта и, присоединившись к флоту, пришел с ним 29 мая в Выборгский залив. 9 июня в составе главных сил флота занял позицию в центре, блокируя шведский флот. 22-23 июня участвовал в Выборгском сражении и преследовании противника. Оказал помощь поврежденному кораблю “Саратов”, вместе с кораблем “Мстислав” взял в плен контр-адмиральский корабль “София Магдалина”. В составе отряда крейсировал у Свеаборга. 8 июля пришел в Ревель, а 13 сентября вместе с эскадрой прибыл в Кронштадт. Разобран в 1793 в Кронштадте.

Командиры: М. Мельников (1777), А.В. Мусин-Пушкин (1779-1780), Е.С. Одинцов (1782), Я.А. Жохов (1787), А.И. Борисов (1788), Г.Д. Киленин (1789-1790).

"ИАНУАРИЙ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 1 декабря 1776 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 12 мая 1780, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 10 июля 1780 в составе эскадры бригадира В.П. Фондезина вышел из Архангельска. 23 июля, когда суда разошлись по позициям, занял пост у острова Кильдин, 4 августа пришел к м. Нордкап. 18 августа эскадра пошла в Балтийское море. В тумане “Иануарий” разлучился с эскадрой, 6 сентября выдержал сильный шторм. Ударами волн была сломана грот-мачта, поврежден корпус. Под фальшивым вооружением 26 сентября пришел в Берген, где остался для ремонта и на зимовку. В мае-июне 1781 перешел из Бергена в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры вице-адмирала В.Я. Чичагова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - Диль - м. Финистерре - Кадис - Гибралтар я 4 октября прибыл в Ливорно (у м. Финистерре разлучился с эскадрой и в Ливорно шел самостоятельно). В 1783 с эскадрой стоял в Ливорно. Весной 1784 ходил на ремонт в порт Ферайо. 13 мая 1784 с эскадрой вышел из Ливорно в Россию по маршруту Гибралтар - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 21 августа прибыл в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. В июне 1789 эскортировал 6 транспортов из Кронштадта в Ревель, а затем во главе отряда пришел к полуострову Паркалаут с целью прервать коммуникации шведов. 15 и 17 августа суда отряда отражали атаки шведской гребной флотилии. 16 октября прибыли в Кронштадт. 12 мая 1790 в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза “Иануарий” вышел из Кронштадта и крейсировал в районе м. Стирсуден - Красная Горка. 23-24 мая участвовал в Красногорском сражении. Потери составили: 6 убитых и 20 раненых. 29 мая, преследуя шведов, вошел с флотом в Выборгский залив. 9 июня в составе отряда бригадира П.И. Лежнева “Иануарий” занял позицию на правом фланге между островами Рондо и Пейсари. 22 июня участвовал в Выборгском сражении. Отразил атаку шведских канонерских лодок, а затем, обрубив якорные канаты, пошел на помощь эскадре контр-адмирала И.А. Повалишина. В июне-июле 1790 с флотом лавировал у Свеаборга, а 13 июля пришел на Ревельский рейд и 13 сентября прибыл в Кронштадт. До 1799 в море не выходил, в 1798 был тимберован в Кронштадте. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 21 июля 1799 в составе эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова, приняв на борт войска, вышел из Ревеля в Голландию. Эскадра пришла в Ярмут 27 августа уже после капитуляции голландского флота. 3 сентября она перешла к острову Тексель и до 8 сентября высаживала доставленные из России войска. 7 ноября 1799 прибыла в Портсмут. 5 июня 1800, приняв на борт русские войска с английских судов, “Иануарий” вышел из Портсмута в Россию во главе эскадры под флагом контр-адмирала К.Е. Брейера. 22 июня эскадра прибыла в Ревель, а 21 июля в Кронштадт. В 1801, 1803 и 1804 “Иануарий” в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. В сентябре-октябре 1805 в составе эскадры адмирала Е.Е. Тета доставил в Померанию русский экспедиционный корпус. В 1806 с отрядом крейсировал в Финском заливе. В 1807-1810 ежегодно выходил на Кронштадтский рейд для защиты острова Котлин с моря. Разобран в 1815 в Кронштадте.

Командиры: П.И. Григорков (1780-1781), М.Г. Коковцев (1782-1784), Е.С. Одинцов (1787), В.И. Глебов (1789-1790), И.С. Шелгунов (1791-1794), Д.А. Игнатьев (1798-1800), М.Н. Лизунов (1802-1803), Д.А. Лукин (1804), А.И. Элиот (1805-1806), С.С. Палицын (1807, 1809-1810), П.Г. Григорьев (1808).

"НЕ ТРОНЬ МЕНЯ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 1 декабря 1776 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 12 мая 1780, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 10 июля 1780 во главе эскадры вышел из Архангельска. От острова Кильдин суда разошлись по позициям, 23 июля  “Не тронь меня” занял пост у м. Нордкап. 18 августа суда, покинув свои позиции, соединились и пошли в Балтийское море, а 9 октября прибыли в Кронштадт. 25 мая 1781 в составе эскадры контр-адмирала Я.Ф. Сухотина “Не тронь меня” вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Гельсинор - пролив Ла-Манш - м. С.-Винсент - Гибралтар - остров Менорка - остров Корсика и 15 августа прибыл в Ливорно. 2 мая 1782 вышел с эскадрой обратно в Россию по маршруту Гибралтар - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 2 июля прибыл в Кронштадт. В 1783 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Готланд. В 1784-1788 стоял в Кронштадте, в 1788 ремонтировался. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. В июне-сентябре 1789 в составе эскадры крейсировал в Финском заливе. 12 мая 1790 в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта и крейсировал в районе м. Стирсуден - Красная Горка. 23-24 мая участвовал в Красногорском сражении. Во время боя одно орудие треснуло в дульной части. Потери составили: один убитый и двое раненых. 29 мая, преследуя шведов, вошел с флотом в Выборгский залив. 9 июня в составе эскадры контр-адмирала И.А. Повалишина “Не тронь меня” занял позицию на левом фланге между м. Крюсерорт и банкой Реппие. 22 июня участвовал в Выборгском сражении. Шведский флот, прорываясь в море, основной удар нанес по эскадре И.А. Повалишина. Более часа до подхода главных сил суда эскадры отражали атаку. Во время боя был убит командир корабля Д. Тревенен, значительно повреждены рангоут и такелаж. 6 июля “Не тронь меня” пришел в Кронштадт. В 1792, 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. В июне-июле 1798 в составе эскадры адмирала А.И. Круза крейсировал в Балтийском море у острова Борнгольм и в проливе Зунд. В июле 1799 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова крейсировал у берегов Померании, осматривая встречные суда. В 1800 и 1801 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. В 1803 выведен на Ревельский рейд и поставлен на позицию для защиты базы с моря. Осенью 1803 переоборудован в блокшив.

Командиры: В.П. Фондезин (1780), М. Мельников (1781-1782), Ф.И. Калугин (1783), П.И. Лежнев (1786-1787), П.П. Лялин (1788), И.И. Дубровин (1789), Д. Тревенен (до 22.6.1790), И.М. Френев (с 22.6.1790), Л.Н. Сумароков (1791-1792), К.И. Гревенс (1794), А.Н. Нелединской (1796), Д.Т. Вараксин (1797-1798), В.Н. Подводин (1799), Н.И. Броун (1800), О.Е. Гаствер (1801), Ф.К. Митьков (до 10.5.1803).

"СВЯТОСЛАВ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 1 декабря 1776 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1781, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентябре 1781 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 20 июня 1782 в составе эскадры вице-адмирала В.Я. Чичагова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - Диль - Лиссабон - Гибралтар и 17 ноября прибыл в Ливорно. В 1783 с эскадрой стоял в Ливорно. Весной 1784 ходил на ремонт в порт Ферайо. 13 мая 1784 с эскадрой вышел из Ливорно в Россию по маршруту Гибралтар - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 21 августа прибыл в Кронштадт. В 1785 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 21 июля 1788 пришел из Кронштадта к флоту, стоявшему у острова Сескар, и крейсировал с ним в Финском заливе у Свеаборга. 16 октября вернулся в Кронштадт. В мае 1789 перешел из Кронштадта в Ревель и 2 июля в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел в Балтийское море. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Крейсировал с эскадрой в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт и 16 августа прибыл на Ревельский рейд. С 20 августа в составе Резервной эскадры крейсировал в Финском заливе, 20 сентября пришел в Ревель, а 15 октября в Кронштадт, где встал на ремонт. 26 мая 1790 вышел из Кронштадта, 28 мая присоединился к флоту и вместе с ним вошел в Выборгский залив. 9 июня в составе главных сил “Святослав” занял позицию в центре. 22 июня участвовал в Выборгском сражении, затем с эскадрой крейсировал у Свеаборга и полуострова Паркалаут. 6 августа корабли пришли в Ревель, а 13 сентября в Кронштадт. В 1794 и 1795 в составе эскадр крейсировал в Финском заливе. Разобран после 1800 в Кронштадте.

Командиры: Ф.И. Калугин (1781), П.И. Шишкин (1782-1784), А.М. Бачманов (1785-1790), Ф.С. Палицын (1791- 1794), Г.А. Сарычев (1795-1796), А.А. Круз (1798), Ж. Куэдин (1799).

"ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 27 августа 1778 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1781, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентябре 1781 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 20 июня 1782 в составе эскадры контр-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в Северное море. 9 августа суда подошли к Доверу и повернули в Северное море для крейсерства. 16 августа из-за полученных во время сильного шторма повреждений эскадра вынуждена была зайти в Христианзанд, 5 сентября покинула его и 19 сентября вернулась в Кронштадт. В 1785 корабль в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. До 1793 в море не выходил. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 9 июня 1793 с эскадрой пришел из Кронштадта в Ревель и 30 июня в составе флота вышел в море. 10 июля флот стал на якорь у острова Мэн, блокируя пролив Зунд. 13 июля эскадра адмирала А.И. Круза, в составе которой находился корабль, отделилась от флота и, зайдя в Копенгаген, 19 июля вышла в Северное море для крейсерства. 8 августа эскадра пришла в Копенгаген, а 14 августа у острова Борнгольм соединилась с флотом. 20 августа корабль пришел с флотом в Ревель, а 15 сентября в Кронштадт. Больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. Разобран в 1801.

Командиры: И.О. Селифонтов (1781), Ф.И. Калугин (1782), А.И. Денисов (1785), И.М. Одинцов (1786), М.А. Мосолов (1790-1791), Я.Г. Сукин (1793), С.Я. Дешаплет (1794-1796), Д. Келли (1799-1800).

"ВЫШЕСЛАВ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 27 августа 1778 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1782, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-августе 1782 с отрядом перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1784 и 1785 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море до острова Борнгольм. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 25 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск противника. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, шел во главе авангарда, после смены галса - в арьергарде. Первым открыл огонь и, судя по рапорту С.К. Грейга, особо отличился. Потери составили: 52 убитых и 82 раненых. Корабль получил много пробоин, были повреждены рангоут и такелаж. Для ремонта отправлен в Кронштадт, куда пришел 11 июля. В мае 1789 перешел из Кронштадта в Ревель и 2 июля в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел в Балтийское море. 15 июля участвовал в Элаидском сражении. Потери составили: 1 убитый и 11 раненых. Затем крейсировал с эскадрой в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт и 16 августа прибыл на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября с эскадрой крейсировал у м. Дагерорт. 18 октября с отрядом вышел из Ревеля в Кронштадт. 20 октября стал на якорь у острова Родшхер (Родшер), который не успел обойти (эскадра, обойдя остров, следовала дальше). Свежим ветром был снесен на мель, при отливе сел на камни, потерял руль и повредил днище. 23 октября экипаж перешел на купеческие суда, а корабль был зажжен и взорвался.

Командиры: А.В. Мусин-Пушкин (1782), С. Эльфинстон (1784-1788), Ф.И. Тезигер (1789).

"РОДИСЛАВ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 5 октября 1778 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 21 мая 1782, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-августе 1782 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1784-1786 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск противника. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, находился в составе кордебаталии. Потери составили: 24 убитых и 27 раненых, корабль получил много пробоин. До 14 августа с флотом крейсировал в Финском заливе, затем отделился от флота и с отрядом перешел к полуострову Гангут для контроля шхерного фарватера. 5 октября корабли отбили атаку отряда шведского гребного флота и 17 октября пришли в Ревель. 2 июля 1789 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова “Родислав” вышел из Ревеля в Балтийское море. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Затем крейсировал с эскадрой в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, 16 августа пришел на Ревельский рейд. 20 августа в составе отряда вышел к полуострову Паркалаут, а затем перешел к проливу Барезунд, где находилась шведская гребная флотилия. 8 сентября во главе отряда атаковал шведскую флотилию и береговые батареи шведов. В результате боя батареи были захвачены, а флотилия противника отступила в глубь пролива. 14 октября с отрядом вышел из пролива Барезунд. 15 октября у острова Нарген сел на мель из-за не точности карты и компаса, не смог сняться и к вечеру наполнился водой. Экипаж был спасен, а корабль 24 октября затонул.

Командиры: И.Н. Курманалеев (1782, 1784-1787), Д. Тревенен (1788-1789).

"БОЛЕСЛАВ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 19 сентября 1781 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1783, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентябре 1783 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1784-1786 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море до острова Борнгольм. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 мая 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск противника. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, шел в составе арьергарда, после смены галса - в авангарде. Потери составили: 58 убитых и 72 раненых, корабль получил множество пробоин. 10 июля отправлен в Кронштадт “для исправления”. 5 августа вышел из Кронштадта, в море присоединился к флоту и с ним крейсировал в Финском заливе, а 2 октября прибыл в Ревель. С 16 мая по 26 июня 1789 во главе отряда выходил из Ревеля к полуострову Паркалаут с целью прервать коммуникации между Швецией и Свеаборгом. 22 июня участвовал в бою со шведской гребной флотилией, 2 июля 1789 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Потери - 7 раненых. Затем крейсировал с эскадрой в районе острова Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт и 16 августа прибыл на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября с эскадрой находился в крейсерстве у м. Дагерорт. 2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении. Во время боя стоял на шпринге в первой линии эскадры, сделал 2100 выстрелов. Потери составили: 1 убитый и 5 раненых. 24 мая с Ревельской эскадрой вышел в море. 25 мая Ревельская и Кронштадтская эскадры соединились и пошли к Выборгу, преследуя шведский флот, 29 мая вошли в Выборгский залив. 9 июня, находясь во главе отряда бригадира П.И. Лежнева, “Болеслав” занял позицию на правом фланге между островами Рондо и Пейсари. В ночь на 22 июня отряд отразил атаку шведской гребной флотилии. 22 июня “Болеслав” участвовал в Выборгском сражении. Обрубив якорные канаты, пошел на помощь эскадре И.А. Повалишина. Преследовал шведов, с отрядом взял в плен севшие на мель неприятельские суда. Затем крейсировал с флотом у Гельсингфорса, а 13 июля прибыл в Ревель. В 1791 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. Тимберован в 1798 в Кронштадте. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 22 мая 1798 в составе эскадры вице-адмирала М.К. Макарова вышел из Кронштадта в Северное море для совместных действий с английским флотом. 3 июля у острова Тексель русская эскадра и английская эскадра вице-адмирала Онслоу соединились и крейсировали, блокируя берега Голландии. Из-за поврежденной грот-мачты “Болеслав” отделился от эскадры и 20 августа пришел в Блекстекс. В мае-октябре 1799 в составе отрядов крейсировал в Северном море у берегов Голландии. 22 июля в составе объединенного англо-русского флота высаживал десант на остров Тексель. 25 мая 1800 пришел в Портсмут, а 16 июня вместе с эскадрой вышел в Россию и 21 июля прибыл в Кронштадт. В апреле-июне 1803 выходил на Кронштадтский рейд для обучения экипажа. В июле-сентябре 1804 в составе эскадры с десантом выходил в крейсерство в Балтийское море до острова Борнгольм. В 1805 с отрядом находился в практическом плавании в Балтийском море. Разобран в 1808.

Командиры: И.А. Повалишин (1783), Д. Бикс (1784-1786), А.И. Денисов (1788), Н.И. Шешуков (с 1789 до 1.8.1791), Д. Престон (с 1.8.1791 по 1792), А.А. Сарычев (1798-1800), К.И. Кригер (1803-1805).

"МЕЧЕСЛАВ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 19 сентября 1781 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1783, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентябре 1783 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1784-1786 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море до острова Борнгольм. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск противника. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, шел в арьергарде, а после смены галса - в авангарде. Потери составили: 29 убитых и 84 раненых, корабль получил 67 пробоин. Из-за сильной течи 10 июля отделился от флота и пошел в Кронштадт на ремонт. С мая по 23 августа в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза крейсировал у Красной Горки, затем перешел на Ревельский рейд, присоединился к флоту и вместе с ним ходил к полуострову Гангут. 17 октября в составе отряда вышел из Ревеля на соединение с эскадрой вице-адмирала В.П. Фондезина (Копенгагенской) . 12 ноября отряд прибыл в Копенгаген, где соединился с эскадрой. 19 июля 1789 “Мечеслав” в составе эскадры вышел из Копенгагена, 22 июля у острова Борнгольм присоединился к флоту, крейсировал с ним в районе острова Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт и 16 августа прибыл на Ревельский рейд. Затем в составе отрядов крейсировал в Финском заливе, а 15 октября прибыл в Кронштадт. С мая по август 1791 выходил на Кронштадтский рейд для обучения экипажа. В 1794 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. (?)

Командиры: В. Ржевский (1783), А.И. Борисов (1784-1786), М.И. Борисов (1787-1789), К.И. Гревенс (1791), А.В. Пустошкин (1794).

"ИЗЯСЛАВ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 19 сентября 1781 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1784, вошел в состав Балтийского флота.

Строился по чертежам адмирала С.К. Грейга, впоследствии обращен в 74-пушечный корабль. В июне-августе 1784 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1785 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск противника. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, находился в составе кордебаталии. Потери составили: 10 убитых и 41 раненый, корабль получил 108 пробоин. Затем крейсировал с флотом в Финском заливе, а 2 октября пришел в Ревель. 2 июля 1789 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Потери составили: 5 убитых и 5 раненых. Затем крейсировал с эскадрой в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт и 16 августа пришел на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября с эскадрой находился в крейсерстве в Финском заливе. 2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении, стоял в первой линии эскадры на шпринге, сделал 744 выстрела. Потерь не имел. 24 мая с Ревельской эскадрой вышел в море. 25 мая Ревельская и Кронштадтская эскадры соединились и пошли к Выборгу, преследуя шведский флот, 29 мая вошли в Выборгский зал. 9 июня в составе главных сил “Изяслав” занял позицию в центре. 22 июня участвовал в Выборгском сражении. 23 июня, преследуя противника, вынудил шведский фрегат спустить флаг, затем вместе с фрегатом “Венус” взял в плен корабль “Ретвизан”. 13 июля с эскадрон прибыл в Ревель, а 13 сентября в Кронштадт. В мае-августе 1791 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. В 1792, 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 14 августа 1798 пришел из Кронштадта в Ревель и 20 августа в составе эскадры контр-адмирала П.К. Карцева вышел в Северное море для совместных действий с английским флотом. Суда эскадры выдержали сильный шторм у м. Скаген и вынуждены были зайти в Гельсинор. 29 сентября эскадра вышла из Гельсинора в пролив Каттегат и далее в Северное море. 3 октября в районе Доггер-банки у “Изяслава” открылась сильная течь, для ремонта он зашел в Христианзанд. 1 ноября вышел из Христианзанда, в море встретился с флагманским кораблем “Принц Густав”, получившим сильные повреждения во время шторма. Спустив все гребные суда, команда “Изяслава” перевезла на борт экипаж с тонущего корабля и командующего эскадрой контр-адмирала П.К. Карцева. 9 ноября “Изяслав” пришел в Ярмут, до апреля 1799 стоял в устье Темзы. В мае-июне 1799 ремонтировался в доке. 13 июня вышел из дока и 8 июля в составе отряда контр-адмирала М.И. Борисова вышел в Россию. 14 августа прибыл в Кронштадт. В 1800, 1801 и 1803 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. 3 июля 1800 принимал участие в маневрах и стрельбах у Красной Горки в присутствии Е.И.В. Павла I. 17 июня 1804 на Кронштадтском рейде корабль посетил Е.И.В. Александр I. В июле-августе 1804 в составе эскадры с десантом на борту “Изяслав” крейсировал в Балтийском море до острова Борнгольм. Разобран в 1808 в Кронштадте.

Командиры: B.С. Шубин (1784), П.К. Карцев (1785, 1788-1789), Е.К. Сивере (1790-1792), М.А. Шепинг (1796), А.В. Певцов (1797), А.Ф. Клокачев (1798-1799), М.И. Муханов (1800), Р.П. Шельтинг (1801, 1803), Е.И. Лутохин (1804), П.А. Боиль (1805).

"ПАНТЕЛЕЙМОН"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,5 м ; Вооружение - 66 орудий ; Экипаж - 460/550 человек.

Заложен 7 сентября 1784 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 14 мая 1786, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-августе 1787 перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 19 июля 1788 пришел к флоту, стоявшему у острова Сескар, и вместе с ним крейсировал в Финском заливе. С 23 августа по 15 октября с отрядом находился у полуострова Гангут, блокируя шхерные коммуникации шведов. 17 октября с отрядом вышел из Ревеля на соединение с эскадрой вице-адмирала В.П. Фондезина (Копенгагенской) и 6 ноября прибыл в Копенгаген. С 22 ноября по 2 декабря 1788 в составе отряда бригадира И.М. Одинцова ходил в крейсерство для пресечения шведской торговли. 19 июля 1789 с Копенгагенской эскадрой вышел в море. 22 июля у острова Борнгольм Копенгагенская и Ревельская эскадры соединились и крейсировали в районе острова Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, 16 августа пришли на Ревельский рейд. 20 августа в составе отряда капитана 1 ранга Я.И. Тревенена “Пантелеймон” вышел к полуострову Паркалаут, а 5 сентября перешел к проливу Барезунд. 8 сентября участвовал в сражении со шведской гребной флотилией. В результате боя шведская флотилия отступила, а береговые батареи были захвачены. 15 октября “Пантелеймон” прибыл в Ревель, затем перешел в Кронштадт. 12 мая 1790 в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в крейсерство в районе м. Стирсуден - Красная Горка. 23-24 мая участвовал в Красногорском сражении. Потери составили: 9 убитых и 19 раненых, в том числе и от разрыва своих пушек. Преследуя противника, 29 мая эскадра вошла в Выборгский залив, заблокировав шведский флот. 9 июня, находясь в составе отряда контр-адмирала И.А. Повалишина, “Пантелеймон” занял позицию на левом фланге между м. Крюсерорт и банкой Реппие. 22 июня в ходе Выборгского сражения получил большие повреждения, так как шведы, прорываясь в море, основной удар наносили по отряду И.А. Повалишина, 6 июля 1790 с отрядом вернулся в Кронштадт. С мая по август 1791 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. Тимберован в 1795 в Кронштадте. В 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. 7 июля 1797 на Кронштадтском рейде корабль посетил Е.И.В. Павел I. “Пантелеймон” участвовал в войне с Францией 1798-1800. В июне-августе 1798 в составе эскадры адмирала А.И. Круза крейсировал в Балтийском море в районе острова Борнгольм - остров Стефенс, блокируя выход из пролива Зунд. 14 июня 1799 пришел из Кронштадта в Ревель и, приняв на борт войска, 21 июля вышел в море в составе эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова для доставки десанта в Голландию. 27 июля в Балтийском море во время сильного шторма на корабле сломалась грот-мачта и при падении увлекла за борт 29 человек. 1 августа “Пантелеймон” отделился от эскадры и пришел в Ревель, а 14 августа в Кронштадт. В 1800 и 1803 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. С 1804 стоял в Ревельском порту. (?)

Командиры: В.И. Глебов (с 1785 до 10.1788), И.И. Лотырев (с 10.1788 по 1790), А.А. Круз (1791-1792), П.И. Нелидов (1795), Р.Р. Галл (1796-1797), А.С. Бабаев (1798), М.Д. Волховской (1799), В.П. Малыгин (1800-1802), А.Т. Быченский (1803-1804).

"СЕВЕРНЫЙ ОРЁЛ"

Заложен 11 мая 1786 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 9 мая 1787, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 5 июля 1788 в составе эскадры контр-адмирала И.А. Повалишина вышел из Архангельска. 29 августа эскадра прибыла в Копенгаген, где соединилась с эскадрой вице-адмирала В.П. Фондезина. В сентябре-октябре 1788 суда эскадры блокировали Карлскрону. С 22 ноября по 3 декабря 1788 в составе отряда бригадира И.М. Одинцова “Северный Орёл” выходил в крейсерство для пресечения шведской торговли. 19 июля 1789 с Копенгагенской эскадрой вышел в море. 22 июля у острова Борнгольм Копенгагенская и Ревельская эскадры соединились и крейсировали в районе острова Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, 16 августа прибыли на Ревельский рейд. 20 августа “Северный Орёл” в составе отряда капитана 1 ранга Я.И. Тревенена вышел к полуострову Паркалаут, а 5 сентября пришел к проливу Барезунд. 8 сентября участвовал в сражении со шведской гребной флотилией и береговыми батареями. В результате двухчасового боя береговые батареи были захвачены, а шведские суда отошли. “Северный Орёл” был отправлен для блокады Северного прохода, но сел на камни. С него были сняты орудия, экипаж перешел на другие суда. К 13 сентября 1789 корабль был полностью разбит.

Командир: Ф.С. Палицын (1788-1789).

"ПРОХОР"

Заложен 10 июня 1787 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 7 мая 1788, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 5 июля 1788 в составе эскадры контр-адмирала И.А. Повалишина вышел из Архангельска. 29 августа эскадра прибыла в Копенгаген, где соединилась с эскадрой вице-адмирала В.П. Фондезина (Копенгагенской). В сентябре-октябре 1788 “Прохор” принимал участие в блокаде Карлскроны. С 16 мая по 29 июня 1789 в составе отряда бригадира П.И. Лежнева выходил в крейсерство к берегам Норвегии. 19 июля с Копенгагенской эскадрой вышел в море. 22 июля Копенгагенская и Ревельская эскадры соединились и крейсировали в районе острова Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, 16 августа прибыли на Ревельский рейд. В сентябре-октябре 1789 с эскадрой “Прохор” крейсировал в Финском заливе, 11 октября пришел в Ревель. 2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении, стоял на шпринге в первой линии, сделал 1177 выстрелов, потери - один раненый. 13 мая с отрядом вышел в крейсерство, а 24 мая присоединился к эскадре, вышедшей из Ревеля. 29 мая, преследуя шведов, русская эскадра вошла в Выборгский зал. 9 июня, будучи в составе главных сил, “Прохор” занял позицию в центре. 22 июня участвовал в Выборгском сражении. 23 июня, преследуя шведские суда, у острова Сомерс взял в плен канонерскую лодку. До 2 июля с отрядом крейсировал у Свеаборга, затем пришел в Ревель. В 1791 и 1792 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе и Балтийском море. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. С 25 июня по 20 августа 1793 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова выходил из Ревеля в Балтийское море к острову Мэн, блокируя выход из пролива Зунд. В 1795 находился в практическом плавании в Финском заливе для обучения мичманов и гардемарин. (?)

Командиры: Ф.Г. Скорбеев (1788-1792), И.Ф. Штейнгель (1793, 1795).

"ПАРМЕН"

Заложен 28 августа 1788 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 15 мая 1789, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентябре 1792 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 9 июня 1793 прибыл в Ревель из Кронштадта, 30 июня с флотом вышел к острову Мэн. Затем в составе эскадры адмирала А.И. Круза отделился от флота и вместе с ней 14 июля пришел в Копенгаген. С 19 июля по 8 августа эскадра А.И. Круза крейсировала в Северном море. 13 августа она вышла из Копенгагена и, соединившись с флотом, 20 августа прибыла в Ревель, а 15 сентября в Кронштадт. 1 июня 1795 в составе эскадры контр-адмирала П.И. Ханыкова “Пармен” вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде побережья Франции и Голландии и 27 июля прибыл на Дильский рейд. С 10 по 25 августа 1796 в составе отрядов “Пармен” крейсировал в Северном море. 24 сентября с эскадрой вышел с Ширнесского рейда и, зайдя в Копенгаген, 14 октября прибыл в Кронштадт. Разобран в 1798 в Кронштадте.

Командиры: К.И. Гревенс (1792-1793), А.А. Круз (1795-1797), И.А. Баратынский (1798).

"НИКАНОР"

Заложен 1 июля 1788 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1789, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентябре 1792 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 9 июня 1793 прибыл в Ревель из Кронштадта, 30 июня с флотом вышел к острову Мэн. Затем в составе эскадры адмирала А.И. Круза отделился от флота и 14 июля вместе с ней пришел в Копенгаген. С 19 июля по 8 августа эскадра А.И. Круза крейсировала в Северном море. 13 августа она вышла из Копенгагена и, соединившись с флотом, 20 августа прибыла в Ревель. 7 июля 1795 на Ревельском рейде “Никанор” присоединился к пришедшей из Кронштадта эскадре контр-адмирала П.И. Ханыкова и вместе с ней вышел в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде побережья Франции и Голландии. 27 июля эскадра прибыла на Дильский рейд. С 10 августа 1795 по 28 мая 1796 в составе отрядов “Никанор” крейсировал в Северном море. 4 сентября 1796 с эскадрой вышел с Ширнесского рейда и, зайдя в Копенгаген, 30 октября прибыл в Кронштадт. Больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. (?)

Командиры: А.И. Лавров (1792-1794), князь Д.С. Трудецкой (1795-1796), Т.В. Мур (1799-1800).

"ПИМЕН"

Заложен 25 июля 1788 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1789, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентябре 1792 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 9 июня 1793 пришел из Кронштадта в Ревель, 30 июня с флотом вышел к острову Мэн. Затем в составе эскадры адмирала А.И. Круза отделился от флота и 14 июля пришел в Копенгаген. С 19 июля по 8 августа эскадра А.И. Круза крейсировала в Северном море. 13 августа она вышла из Копенгагена и, соединившись с флотом, 20 августа прибыла в Ревель, а 15 сентября в Кронштадт. 1 июня 1795 “Пимен” в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в Англию для совместных действии с английским флотом по блокаде побережья Франции. С 10 августа 1795 по 28 мая 1796 в составе отрядов крейсировал в Северном море. 21 сентября 1796, покинув Норвежский рейд, с эскадрой вышел в Россию и, зайдя в Копенгаген, 14 октября прибыл в Кронштадт. Разобран в 1798 в Кронштадте.

Командир: И.М. Колокольцов (1792-1797).

"ИОНА"

Заложен 26 июня 1789 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1790, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне с Францией. 1792-1797. 30 июня 1794 в составе эскадры контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска. 14 августа эскадра прибыла на Эдинбургский рейд, а 9 сентября вышла в Россию и 27 сентября прибыла в Кронштадт. 1 июня 1795 “Иона” в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде побережья Франции и Голландии и 27 июля прибыл на Дильский рейд. С 10 августа 1795 по 20 сентября 1796 в составе отрядов крейсировал в Северном море. 21 сентября 1796, покинув Норский рейд, с эскадрой вышел в Россию и 14 октября прибыл в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 2 июня 1798 в составе эскадры адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта в Балтийское море. У острова Борнгольм отделился от эскадры и с отрядом контр-адмирала П.И. Шишкина перешел к острову Мэн. С 25 июня по 12 июля занимая позицию у острова Фемарн, блокируя пролив Большой Бельт, а затем присоединился к эскадре и 26 августа вернулся с ней в Кронштадт. 14 июня 1799 пришел из Кронштадта в Ревель и, приняв на борт войска, 21 июля в составе эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова вышел из Ревеля в Голландию. Эскадра прибыла в Ярмут 27 августа уже после капитуляции голландского флота. 3 сентября она перешла к острову Тексель и до 8 сентября высаживала доставленные ей России войска. До июня 1800 “Иона” находился в Англии, выходя в составе отрядов в крейсерство в Северное море. 16 июня 1800 с эскадрой вышел из Портсмута в Россию и 21 июля прибыл в Кронштадт. В 1803 перешел в Ревель. Разобран в 1803 в Ревеле.

Командиры: Д.П. Казин (1794), А.А. Сарычев (1795-1796), П.Ф. Бачманов (1798), А.В. Певцов (1799-1802), О.Е. Гаствер 1803).

"ФИЛИПП"

Заложен 9 июля 1789 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1790, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1794 в составе эскадры контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска. С 14 августа по 9 сентября эскадра заходила на Эдинбургский рейд, а 27 сентября прибыла в Кронштадт. 1 июня 1795 “Филипп” в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде побережья Франции и Голландии и 27 июля прибыл на Дильский рейд. С 10 августа 1795 по 30 мая 1797 в составе отрядов крейсировал в Северном море. 31 мая 1797 эскадра контр-адмирала М.К. Макарова, в составе которой находился “Филипп”, вышла из Ярмута в крейсерство совместно с английской эскадрой. У м. Скаген русская эскадра отделилась от англичан и пошла в пролив Каттегат, а 16 июля прибыла в Кронштадт. “Филипп” участвовал в войне с Францией 1798-1800. В мае-августе 1798 в составе эскадры адмирала А.И. Круза ходил в крейсерство в район острова Борнгольм - остров Мэн для блокады пролива Зунд. 5 июля 1799 с эскадрой адмирала П.И. Ханыкова вышел из Ревеля в крейсерство к берегам Померании, осматривая встречные суда. 27 июля во время сильного шторма получил повреждения (переломились фока-рей, грот- и фор-стеньги), отделился от эскадры и ушел в Ревель, а 14 августа прибыл в Кронштадт. В 1800 с эскадрой находился в практическом плавании в Финском заливе. Разобран в 1803 в Кронштадте.

Командиры: Н.И. Барш (1794), А.С. Смирнов (1795-1799), С.Я. Дешаплет (1800), С.Г. Скотт (1801-1802).

"ГРАФ ОРЛОВ"
(с 29 ноября 1796 - “Михаил”)

Заложен 14 июля 1790 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 24 мая 1791, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1794 в составе эскадры контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска. С 14 августа по 9 сентября эскадра заходила на Эдинбургский рейд, а 27 сентября прибыла в Кронштадт. 1 июня 1795 в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде побережья Франции и Голландии и 27 июля прибыл на Дильский рейд. С 10 августа 1795 по 20 сентября 1796 в составе отрядов крейсировал в Северном море. 24 сентября 1796, покинув Ширнесский рейд, с эскадрой вышел в Россию и 14 октября вернулся в Кронштадт. Тимберован в 1798. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 14 июня 1799 пришел из Кронштадта в Ревель и, приняв на борт войска, 21 июля в составе эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова вышел из Ревеля в Голландию. Эскадра прибыла в Ярмут 27 августа уже после капитуляции голландского флота. 3 сентября она перешла к острову Тексель, где до 8 сентября высаживала доставленные из России войска. До мая 1800 корабль находился у берегов Англии. 5 июня, приняв на борт русские войска с английских судов, с отрядом вышел из Портсмута и 21 июля 1800 прибыл в Кронштадт. В 1803 находился на Кронштадтском рейде для "обучения экипажа. В 1804 с эскадрой находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. Больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. В 1808 в качестве блокшива выведен на Северный фарватер для защиты острова Котлин с моря. Разобран в 1809 в Кронштадте.

Командиры: И.А. Пеллисиер (1794), П.Ф. Бачманов (1795-1796), Н.Ф. Пасынков (1799-1800), Д. Монк (1801), Д.П. Буланин (1803), И.Т. Быченский (1804), В.Р. Розе (1806-1807), Д.И. Гунариев (1808).

"ЕВРОПА"

Заложен 19 июля 1791 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель Г. Игнатьев. Спущен 15 мая 1793, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1794 в составе эскадры контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска. С 14 августа по 9 сентября эскадра заходила на Эдинбургский рейд, а 27 сентября прибыла в Кронштадт. 1 июня 1795 корабль “Европа” в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом по блокаде побережья Франции и Голландии и 27 июля прибыл на Дильский рейд. С 10 августа 1795 по 20 сентября 1796 в составе отрядов крейсировал в Северном море. 21 сентября 1796 с отрядом вышел с Норского рейда и 1 октября прибыл в Копенгаген, где собрались все русские суда, пришедшие из Англии. В составе эскадры контр-адмирала М.К. Макарова 24 октября вышел из Копенгагена в крейсерство в Северное море. 15 ноября эскадра прибыла на Норский рейд и до 30 мая 1797 находилась у берегов Англии. 31 мая 1797 она вышла из Ярмута в крейсерство совместно с английской эскадрой. У м. Скаген русская эскадра отделилась от англичан и пошла в пролив Каттегат, а 16 июля прибыла в Кронштадт. Корабль участвовал в войне с Францией 1798-1800. 29 мая 1798 “Европа” в составе эскадры вице-адмирала М.К. Макарова вышла из Ревеля в Англию для совместных действий с английским флотом. 3 июля у острова Тексель русская эскадра соединилась с английской. До июля 1800 в составе отрядов и эскадр “Европа” крейсировала в Северном море. 16 августа 1799 в составе англо-русского флота корабль высаживал десант на побережье Голландии у м. Гельдер. 19 августа в составе эскадры английского адмирала Митчелла вошел в Тексельский пролив. 20 августа эскадра принудила к капитуляции голландский флот. В мае 1800 корабль ремонтировался в Портсмуте в доке, поэтому остался в Англии после ухода русской эскадры на родину. 4 июля 1800, приняв на борт 200 русских солдат, он вышел из Портсмута и 6 августа прибыл в Кронштадт. Больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани. В 1809 выведен на Северный фарватер как плавбатарея для защиты острова Котлин с моря. Разобран в 1811 в Кронштадте.

Командиры: А.А. Сарычев (1794), М.И. Борисов (1795-1797), Л.И. Качалов (1798-1800), С.Я. Дешаплет (1801), Г.А. Говоров (1809).

"АЗИЯ"

Заложен 21 сентября 1794 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель Г. Игнатьев. Спущен 24 августа 1796, вошел в состав Балтийского флота, в 1801 перечислен в состав Черноморского флота. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 3 июля 1798 в составе эскадры вице-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска в Англию для совместных действий с английским флотом и 8 августа прибыл на Норский рейд. С августа 1798 по май 1799 в составе эскадр крейсировал в Северном море. 2 июня 1799 эскадра контр-адмирала П.К. Карцева, в составе которой он находился, вышла из Портсмута в Средиземное море на соединение с эскадрой Ф.Ф. Ушакова. До Гибралтара она конвоировала английские транспорты, а 3 августа прибыла в Палермо, куда 22 августа пришла эскадра Ф.Ф. Ушакова. С эскадрой Ф.Ф. Ушакова корабль “Азия” перешел в Неаполь. В октябре 1799 конвоировал суда с войсками из Ливорно в Неаполь. 24 декабря в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова с десантом на борту пришел из Неаполя в Мессину для последующей высадки десанта на остров Мальта. 31 декабря 1799, получив приказ Павла I о возвращении в Россию, эскадра Ф.Ф. Ушакова покинула Мессину и 7 января 1800 прибыла в Корфу. С 20 марта по 2 июня в составе отряда вице-адмирала П.К. Карцова корабль ходил в крейсерство в район острова Сицилия - остров Мальта, 2 июня вернулся в Корфу, а 6 июля вместе с эскадрой Ф.Ф. Ушакова вышел в Россию и 26 октября прибыл в Севастополь. В 1801 килевался в Севастополе. В мае 1804 во главе отряда перешел из Севастополя в Одессу. 23 мая, приняв на борт войска, корабли отряда вышли из Одессы в Средиземное море, шли под торговыми флагами, орудия из деков были сняты и погружены в трюм. 2 июля отряд пришел в Корфу, где корабль “Азия” остался в составе эскадры контр-адмирала А.А. Сорокина. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. В ноябре 1805 эскадра А.А. Сорокина доставила русские войска из Корфу в Неаполь, но после Аустерлицкого сражения перевезла их обратно в Корфу. 18 января 1806 в Корфу пришла эскадра адмирала Д.Н. Сенявина, который возглавил все русские морские силы в Средиземном море. 10 февраля корабль “Азия” во главе отряда вышел из Корфу в Адриатическое море к берегам Черногории и Далмации для блокады побережья. 30 марта суда отряда взяли крепость Курцало. 19 апреля высадили десант на остров Лезина, бомбардировали крепость. В мае-июле 1806 корабль находился в Курцало, 25 июля вышел к Новой Рагузе для блокады. 9 сентября захватил 2 требаки с грузом, которые пытались прорваться в крепость. 16 сентября артогнем отразил попытку прорыва французских канонерских лодок. 22 сентября перешел в Кастельново, а затем в Корфу. Участвовал в боевых действиях против Турции. В апреле-мае 1807 вместе с фрегатом “Лёгкий” ходил в Лепантский залив для поиска турецких судов. 5 мая у острова Занте захватили корсарское судно, 9 мая обстреляли крепость Патрас, а затем вернулись в Корфу. В ноябре 1807 “Азия” конвоировала из Корфу в Анкону транспорты с войсками. 3 декабря вернулась в Корфу, а 28 декабря в составе эскадры капитана 1 ранга И.О. Салтанова прибыла из Корфу в Триест, где простояла до 1809. 17 мая, когда к Триесту подошла английская эскадра, корабль занял позицию под прикрытием береговых батарей. Англичане не решились атаковать русскую эскадру и спустя месяц ушли. 27 сентября 1809 было получено Высочайшее указание сдать суда французскому правительству. К 20 октября корабль был разоружен и введен в гавань, а экипаж перешел в береговые казармы. 24 марта 1810 экипаж корабля вышел из Триеста через Австро-Венгрию в Николаев.

Командиры: А.Н. Нелединской (1798-1800), Г.Г. Белле (Белли) (1804-1807), Е.Д. Бороцы (1808-1809).

"ПОБЕДА"

Заложен 11 сентября 1795 в Архангельске на Соломбальской верфи. Строитель Г. Игнатьев. Спущен 26 мая 1797, вошел в состав Балтийского флота, в 1801 перечислен в состав Черноморского флота.

Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 3 июля 1798 в составе эскадры вице-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска в Англию для совместных действий с английским флотом и 8 августа прибыл на Норский рейд. С августа 1798 по май 1799 в составе эскадр крейсировал в Северном море. 2 июня 1799 в составе эскадры контр-адмирала П.К. Карцева вышел из Портсмута в Средиземное море на соединение с эскадрой Ф.Ф. Ушакова. 3 августа эскадра прибыла в Палермо, куда 22 августа пришла эскадра Ф.Ф. Ушакова. В сентябре 1799 с эскадрой “Победа” перешла в Неаполь. 24 декабря 1799 в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова с войсками на борту пришла из Неаполя в Мессину для последующей высадки десанта на остров Мальта. 31 декабря 1799, получив приказ Павла I о возвращении в Россию, эскадра Ф.Ф. Ушакова покинула Мессину и 7 января 1800 прибыла в Корфу. С 20 марта по 2 июня “Победа” в составе отряда вице-адмирала П.К. Карцева ходила в крейсерство в район острова Сицилия - остров Мальта, 2 июня вернулась в Корфу, а 6 июля с эскадрой Ф.Ф. Ушакова вышла в Россию и 26 октября прибыла в Севастополь. В июне-октябре 1804 в составе отряда корабль ходил из Севастополя в Корфу, доставив туда войска. Участвовал в войне с Турцией 1806-1812. 8 апреля 1807 в составе эскадры контр-адмирала С.А. Пустошкина вышел из Севастополя к Анапе. 11 апреля суда эскадры, выдержав сильный шторм, получили значительные повреждения и 13 апреля вернулись в Севастополь. “Победа” была поставлена на ремонт и килевание. 15 июня 1809 в составе отряда капитан-лейтенанта А. И. Перхурова с десантом на борту корабль пришел к Анапе. Суда отряда бомбардировали крепость и высадили десант, который совместно с войсками взял крепость. 23 июня отряд вернулся в Севастополь. С 30 июня по 26 июля 1810 в составе эскадры контр-адмирала А.А. Сарычева “Победа” выходила из Севастополя в крейсерство в район от Синопа до Варны на поиск турецких судов. С 9 по 26 августа суда эскадры выходили в крейсерство к Варне. 17 августа эскадра обнаружила турецкие суда, преследовала их, но турки ночью смогли оторваться. С 27 июня по 15 августа 1811 с эскадрой вице-адмирала Р.Р. Галла корабль выходил в крейсерство в район между Варной и проливом Босфор. В августе 1812 в составе отряда перевез войска из Анапы в Севастополь. Больше в море не выходил, стоял в Севастопольском порту. Разобран после 1816.

Командиры: К.Г. Михайловский (1798-1800), П.М. Макшеев (1803), Н.Г. Сукшеев (1805), М.И. Ратманов (1807), П.Н. Драгопуло (1809-1810), А.Э. Палеолог (1811-1816).

"ДАВИД СЕЛУНСКИЙ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,5 м ; Вооружение - 66 орудий.

Заложен 9 октября 1770 в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Перезаложен 15 ноября 1773 (из-за ветхости стапеля набор был разобран и перенесен на другой стапель). Строитель В.А. Селянинов. Спущен 24 июня 1779, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 11 июня 1780 в составе эскадры бригадира Н.Л. Палибина вышел из Кронштадта к берегам Португалии по маршруту Копенгаген - остров Тексель - Довер. В океане из-за большого количества больных на борту (250 человек) отделился от эскадры и 15 августа пришел в Портсмут. 11 октября вышел из Портсмута для соединения с эскадрой, которая должна была возвращаться в Россию. Не встретив эскадру в проливе Ла-Манш, 25 октября пришел в Копенгаген, где, прождав полтора месяца, остался на зимовку. В мае 1781 перешел из Копенгагена в Кронштадт. 20 июня 1782 в составе эскадры вице-адмирала В.Я. Чичагова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - Диль - пролив Ла-Манш - м. Финистерре - Лиссабон - Гибралтар. В Средиземном море разлучился с эскадрой, шел самостоятельно и 24 января 1783 прибыл в Ливорно, где стояла эскадра. Весной 1784 ходил для ремонта в порт Ферайо. 13 мая 1784 с эскадрой вышел из Ливорно в Россию по маршруту Гибралтар - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 21 августа прибыл в Кронштадт. Разобран после 1786.

Командиры: М.П. Фондезин (1779-1781), Г.И. Муловский (1782-1786).

"ПОБЕДОНОСЕЦ"

Длина - 48,8 м ; Ширина - 13,6 м ; Вооружение - 66 орудий.

Заложен 9 июля 1778 на Кронштадтской верфи. Строитель А.С. Катасанов. Спущен 16 сентября 1780, вошел в состав Балтийского флота. Построен из обожженного леса, смазанного жидкой смолой с серой. При осмотре спустя 7 лет после спуска не имел повреждений.

Участвовал в “вооруженном нейтралитете”. 20 июня 1782 в составе эскадры вице-адмирала В.Я. Чичагова вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген - Диль - пролив Ла-Манш - м. Финистерре (во время шторма разлучился с эскадрой и далее шел самостоятельно) - Кадис - Гибралтар и 4 октября прибыл в Ливорно. В 1783 стоял с эскадрой в Ливорно. Весной 1784 ходил для ремонта в порт Ферайо. 13 мая 1784 с эскадрой вышел из Ливорно в Россию по маршруту Гибралтар - пролив Ла-Манш - Копенгаген и 21 августа прибыл в Кронштадт. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 19 июля 1788 пришел из Кронштадта к флоту, стоявшему у острова Сескар, и в его составе крейсировал в Финском заливе. 17 октября в составе отряда отделился от флота и пошел на соединение с эскадрой вице-адмирала В.П. Фондезина (Копенгагенской). 12 ноября 1788 прибыл, в Копенгаген, присоединился к эскадре и встал на зимовку. 19 июля 1789 эскадра покинула Копенгагенский рейд и 22 июля в Балтийском море соединилась с Ревельской эскадрой. Обе эскадры крейсировали в районе острова Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, а 16 августа прибыли на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября “Победоносец” крейсировал с флотом в Финском заливе. 2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении, стоял на шпринге в первой линии эскадры, сделал 1430 выстрелов. Потери - 5 раненых. 24 мая с Ревельской эскадрой вышел в море и после соединения с Кронштадтской эскадрой, преследуя шведский флот, 29 мая вошел в Выборгский залив. 9 июня в составе главных сил “Победоносец” занял позицию в центре. 22 июня участвовал в Выборгском сражении. 23 июня, преследуя шведские суда, взял в плен севший на мель шведский корабль “Финланд”, стащил его с мели и повел на буксире. 2 июля прибыл на Ревельский рейд. В сентябре-октябре 1790 в составе отряда ходил в Копенгаген, 5 ноября 1790 прибыл в Ревель. В 1791 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 9 июня 1793 прибыл в Ревель из Кронштадта и 30 июня в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море. 10 июля с эскадрой встал на якорь у острова Мэн, контролируя вход в пролив Зунд. Приняв на борт больных с других судов, отделился от эскадры и 13 августа прибыл в Кронштадт. В 1794 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. В 1795 выходил на Кронштадтский рейд для обучения экипажа. В мае-июне 1801 стоял на Кронштадтском рейде как плавучая батарея (без мачт) для защиты острова Котлин с моря. Разобран в 1807 в Кронштадте.

Командиры: Н.С. Мордвинов (1781), А.Г. Спиридов (1782-1784), С.А. Валронт (1787), А.И. Тимашев (1788-1791), Л.Н. Сумароков (1793), Ф.И. Тезигер (1794), И.С. Шелгунов (1795), Х.Т. Беринг (1797), С.Я. Деляп (1799), И.Т. Быченский (1801).

"СВЯТАЯ ЕКАТЕРИНА"

Длина - 47,24 м ; Ширина - 12,6 м ; Вооружение - 60 орудий

Заложен 26 мая 1779 на Херсонской верфи. Строитель В.А. Селянинов. Разобран на стапеле в 1785. В 1784 князь Г.И. Потемкин" приказал переделать его в 50-пушечный фрегат, но набор подлежал полной переборке, а стапель под ним сгнил. К 10 марта 1785 был разобран.

 

   
Реклама: Ответы почта россии отслеживание.