Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности


"СЕЛАФАИЛ"

Описание    

"СЕЛАФАИЛ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 3 августа 1800 в Новом адмиралтействе Санкт-Петербурга И.П. Амосовым, спущен 22 августа 1803, вошел в состав Балтийского флота.

В 1804 введен в Кронштадтский док для обшивки медными листами. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. 19 июля 1805 последовало Высочайшее указание Александра I подготовить эскадру (в том числе и “Селафаил”) для экспедиции в Средиземное море. 10 сентября 1805 в составе эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина “Селафаил” вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Ревель - Копенгаген - Портсмут - Гибралтар - Кальяри - Мессина и 23 января 1806 прибыл в Корфу. С 5 февраля по 5 марта конвоировал английские транспорты на Мальту, затем вернулся в Корфу. 11 марта на корабле поднял свой флаг Д.Н. Сенявин. 15 марта “Селафаил” с отрядом пришел в Кастельново, доставив туда войска, а 27 марта вернулся в Корфу. 27 апреля с эскадрой пришел к острову Курцало, где 28 апреля русские суда высадили десант, взявший крепость. 14 мая “Селафаил” во главе отряда вышел из Кастельново. 20 мая суда отряда подошли к Триесту, где австрийские власти задержали русские торговые суда, и стали на якорь у береговых батарей в боевой готовности. 21 мая русские суда были освобождены, и 27 мая отряд ушел в Котор. С 1 по 25 июня “Селафаил” в составе отряда действовал у Новой Рагузы. 25 июня суда отряда, приняв на борт войска, отошедшие от Новой Рагузы, ушли в Котор. С 26 ноября по 10 декабря, находясь во главе отряда, “Селафаил” участвовал в операции по взятию крепостей на островах Курцало (была оставлена русскими войсками в августе) и Браццо. 17 января 1807 с эскадрой пришел в Корфу. Участвовал в войне с Турцией 1806-1812. 10 февраля 1807 в составе эскадры Д.Н. Сенявина вышел из Корфу и 23 февраля прибыл к проливу Дарданеллы. С 5 по 16 марта в паре с кораблем “Скорый” блокировал вход в пролив. С 24 апреля по 1 мая в составе отряда контр-адмирала А.С. Грейга участвовал в крейсерстве в районе Смирна - остров Лесбос - остров Хиос с целью выманить турецкий флот в море. 10 мая участвовал в Дарданелльском сражении; одним из первых начал бой. В ходе сражения сблизился со 100-пушечньш кораблем капу-дан-паши и дал несколько продольных залпов в корму, нанеся турецкому флагману серьезные повреждения. 11 мая в составе отряда А.С. Грейга был послан отрезать отставшие турецкие суда от входа в пролив Дарданеллы. Вместе с кораблем “Ретвизан” атаковал один из турецких кораблей, который, не выдержав огня, выбросился на мель. Затем “Селафаил” крейсировал у пролива Дарданеллы и 1 июня вернулся к острову Тенедос. 19 июня участвовал в Афонском сражении. В паре с кораблем “Уриил” атаковал 80-пушечный корабль “Седель-Бахр” под флагом капитан-бея и нанес ему сильные повреждения. После окончания сражения турки пытались увести поврежденный корабль на буксире, но посланный Д.Н. Сенявиным в погоню “Селафаил” ночью догнал “Седель-Бахр” (буксировавшие его корабли спешно ушли при подходе русского корабля) и заставил сдаться. Утром 20 июня на пленном корабле был поднят Андреевский флаг, и он на буксире пошел к острову Тенедос. После заключения Тильзитского мирного договора 25 августа отряд под командованием А.С. Грейга, в составе которого находился “Селафаил”, ушел от острова Тенедос и, зайдя в Специю, 14 сентября прибыл в Корфу. 19 сентября в составе эскадры Д.Н. Сенявина “Селафаил” вышел из Корфу в Россию. 5 октября эскадра прошла Гибралтар, но из-за штормовой погоды и сильных противных ветров не смогла продвинуться далее м. С.-Винсент и 30 октября пришла в Лиссабон. Блокированная с ноября 1807 английским флотом (после начала англо-русской войны), эскадра Д.Н. Сенявина простояла в Лиссабоне до августа 1808. После подписания Лиссабонского мирного договора 31 августа суда эскадры под конвоем английских кораблей вышли в море и 26 сентября прибыли в Портсмут. 29 сентября 1808 на “Селафаиле” были спущены Андреевский флаг, вымпел и гюйс, и он был передан англичанам на хранение. 9 сентября 1809 экипаж на английских транспортах прибыл в Ригу. “Селафаил” продан в Англии в 1813, все годные орудия были сняты и доставлены в Россию.

Командиры: К.Г. Михайловский (1803-1804), П.М. Рожнов (1805-1808).

"СИЛЬНЫЙ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 29 августа 1801 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 28 мая 1804, вошел в состав Балтийского флота. За постройку этого корабля А.М. Курочкин получил от императора Александра I особую награду - бриллиантовый перстень.

В августе-октябре 1804 перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. В сентябре 1805 в составе эскадры адмирала Е.Е. Тета доставил экспедиционный корпус генерала графа П.А. Толстого из Кронштадта в Померанию. 19 августа 1806 во главе эскадры вышел из Кронштадта в Средиземное море для усиления эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина по маршруту Ревель - Копенгаген - Портсмут - Гибралтар - Мессина. 21 декабря эскадра пришла в Корфу, а 1 января 1807 - в Котор, где соединилась с эскадрой Д.Н. Сенявина. Корабль участвовал в войне с Турцией 1806-1812. 17 января 1807 в составе эскадры Д.Н. Сенявина пришел в Корфу, а 10 февраля вышел к проливу Дарданеллы. 23 февраля эскадра пришла к входу в пролив, 6 марта подошла к острову Тенедос и после отказа коменданта крепости сдаться 8 марта высадила десант, взявший крепость. 10 мая “Сильный” участвовал в Дарданелльском сражении, вел бой последовательно с двумя турецкими флагманскими кораблями, приближавшимися к проливу. Затем вступил в перестрелку с третьим кораблем и преследовал его даже после того, как береговые батареи открыли огонь. В бою ядром был убит командир И.А. Игнатьев. 12 мая “Сильный” с эскадрой пришел к острову Тенедос. С 19 мая по 1 июня блокировал пролив Дарданеллы. 19 июня участвовал в Афонском сражении. В паре с кораблем “Рафаил” атаковал 120-пушечный корабль “Мессудие” под флагом капудан-паши и заставил его выйти из линии. 20 июня в составе отряда контр-адмирала А.С. Греига был послан захватить турецкие суда, отставшие от флота и стоявшие у Афонской горы, но при подходе русского отряда турки сожгли свои суда. 25 июня с эскадрой пришел к острову Тенедос. После заключения Тильзитского мирного договора 25 августа с эскадрой Д.Н. Сенявина ушел от острова Тенедос, 4 сентября прибыл в Корфу, а 19 сентября вышел в Россию. 5 октября эскадра прошла Гибралтар, но из-за штормовой погоды и сильных противных ветров не смогла продвинуться далее м. С.-Винсент и 30 октября пришла в Лиссабон. Блокированная с ноября 1807 английским флотом (после начала англо-русской войны), эскадра простояла в Лиссабоне до августа 1808. После подписания Лиссабонского мирного договора 31 августа 1808 суда эскадры под конвоем английских кораблей вышли в море и 26 сентября прибыли в Портсмут. 29 сентября 1808 на “Сильном” были спущены Андреевский флаг, вымпел и гюйс, и он был сдан англичанам на хранение. 9 сентября 1809 экипаж на английских транспортах прибыл в Ригу. В 1813, погрузив все годные орудия и боеприпасы с судов эскадры Д.Н. Сенявина, корабли “Сильный” и “Мощный” с эскадрой контр-адмирала М.П. Коробки перешли из Портсмута в Кронштадт. “Сильный” разобран в 1819 в Кронштадте.

Командиры: Н.И. Броун (1804-1805), И.А. Игнатьев (с 1806 до 10.5.1807), Д.С. Шишмарев (с 10.5.1807), А.П. Малыгин (1808), В.Н. Титов (1813).

"ОРЁЛ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 16 декабря 1805 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 23 мая 1807, вошел в состав Балтийского флота.

В 1807 в составе отряда капитан-командора А.С. Смирнова перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808-1809. 14 июля 1808 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство к полуострову Гангут. 13 августа, встретив в море англо-шведский флот, русская эскадра пошла к Балтийскому порту. Прибыла туда 14 августа, вошла в порт, и суда стали на шпринг, готовясь отразить атаку англо-шведского флота. Но корабли противника, простояв месяц у порта, ушли в свои базы. 30 сентября эскадра пришла в Кронштадт. 25 мая 1809 “Орёл” с эскадрой вышел на Кронштадтский рейд для обороны острова Котлин с моря, по диспозиции встал на Северном фарватере. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813-1814. 15 июня 1812 в составе эскадры адмирала Е.Е. Тета прибыл в Свеаборг для принятия на борт войск. 27 августа эскадра прибыла в Ревель, доставив туда корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф. Штейнгеля, а 3 сентября пришла в Кронштадт. 15 октября в составе эскадры адмирала Е.Е. Тета “Орёл” вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыл в Ширнесс. До мая 1813 корабль находился в Англии, выходя в крейсерство совместно с английскими кораблями. После Высочайшего указа от 19 апреля с эскадрой вернулся в Кронштадт. Летом 1814 с отрядом крейсировал в Балтийском море. В августе 1814 в составе эскадры вице-адмирала Р. В. Кроуна доставил из Любека в Кронштадт русские войска. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна ходил к берегам Франции, доставил из Кале в Кронштадт русские войска. В 1824 находился в практическом плавании в Финском заливе. Разобран в 1833 в Кронштадте.

Командиры: О.Е. Гаствер (1807), Ф.В. Веселаго (1808), И.С. Сульменев (1811), Д.А. Дурново (1812-1814), И. Т. Быченский (1817), Н. Р. Сеславин (1824).

"СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 16 декабря 1805 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 23 мая 1807, вошел в состав Балтийского флота.

В 1807 во главе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808-1809. 14 июля 1808 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство к полуострову Гангут. 13 августа, встретив в море англо-шведский флот, русские суда пошли к Балтийскому порту. Прибыв туда 14 августа, они стали на шпринг, готовясь отразить атаку англо-шведского флота. Корабли противника, простояв месяц у порта, ушли в свои базы. 30 сентября русская эскадра вернулась в Кронштадт. 25 мая 1809 корабль “Северная Звезда” с эскадрой вышел на Кронштадтский рейд для обороны острова Котлин с моря, по диспозиции встал на Северном фарватере. В 1810 находился на Кронштадтском рейде. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813-1814. 15 июня 1812 с эскадрой адмирала Е.Е. Тета пришел в Свёаборг для перевозки войск (орудия были оставлены в одном деке). 27 августа эскадра доставила в Ревель корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф. Штейнгеля, а 3 сентября вернулась в Кронштадт. В сентябре 1812 “Северная Звезда” и “Борей” перевезли из Кронштадта в Свёаборг кадет Морского корпуса. 28 октября “Северная Звезда” в составе эскадры вице-адмирала Р. В. Кроуна вышла из Свеаборга в Англию для совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыла в Ширнесс. До июня 1814 корабль находился в Англии, выходя в крейсерство вместе с английскими кораблями. 24 июня 1814 с эскадрой Е.Е. Тета вышел с Доунского рейда и 16 июля прибыл в Кронштадт. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна ходил к берегам Франции, чтобы доставить из Кале в Кронштадт русские войска. В 1818 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. В 1820 находился в практическом плавании в Балтийском море. 7 ноября 1824 во время наводнения стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель, но 9 ноября снят с нее. Разобран в 1827 в Кронштадте.

Командиры: А.С. Смирнов (1807), М.И. Ратманов (1808-1810), А.В. Повалишин (1812-1818), И.С. Тулубьев (1820).

"БОРЕЙ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 16 декабря 1805 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 26 мая 1807, вошел в состав Балтийского флота.

В 1807 в составе отряда капитан-командора А.С. Смирнова перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808-1809. 14 июля 1808 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство к полуострову Гангут. 13 августа, встретив в море англо-шведский флот, русская эскадра пошла к Балтийскому порту. Прибыв туда 14 августа, суда стали на шпринг, готовясь отразить атаку англо-шведского флота. Корабли противника, простояв месяц у порта, вернулись в свои базы. 30 сентября “Борей” с эскадрой пришел в Кронштадт. 25 мая 1809 с эскадрой вышел на Кронштадтский рейд для защиты острова Котлин с моря, по диспозиции встав на Северном фарватере. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813-1814. 15 июня 1812 с эскадрой адмирала Е.Е. Тета пришел в Свёаборг для перевозки войск (орудия были оставлены в одном деке). 27 августа эскадра доставила в Ревель корпус генерал-лейтенанта Ф.Ф. Штейнгеля, а 3 сентября вернулась в Кронштадт. В сентябре 1812 “Борей” и “Северная Звезда” перевезли из Кронштадта в Свёаборг кадет Морского корпуса. 28 октября “Борей” в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел из Свеаборга в Англию для совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыл в Ширнесс. До мая 1813 находился в Англии, выходя в крейсерство совместно с английскими кораблями. После Высочайшего указа от 19 апреля вместе с эскадрой контр-адмирала М.П. Коробки вернулся в Кронштадт. В 1817 тимберован в Кронштадте. В 1818-1820 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском зал. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель, но 9 ноября снят с нее. Разобран в Кронштадте в 1829.

Командиры: Т.В. Мур (1807), С.С. Палицын (1808),, М.И. Ратманов (1812-1813); И.А. Казанцев (1818), Д. Бортвиг (1819-1820).

"НЕ ТРОНЬ МЕНЯ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 28 августа 1807 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 9 мая 1809, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813-1814. 11 августа 1812 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел из Архангельска. В океане корабли выдержали сильный четырехдневный шторм, 9 октября прибыли в Свёаборг. 28 октября эскадра вышла из Свеаборга в Англию для совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыла в Ширнесс. До мая 1814 корабль находился в Англии, выходя в крейсерство вместе с английскими кораблями. 25 мая 1814 эскадра Р.В. Кроуна покинула Ширнесс, 27 мая прибыла в Шербур, где приняла на борт русскую гвардию, и 8 июля доставила ее в Кронштадт. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна корабль ходил к берегам Франции, чтобы доставить из Кале в Кронштадт русские войска. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель, но 15 ноября снят с нее. Разобран в 1828 в Кронштадте.

Командиры: Ф.К. Митьков (1812-1814), Д.В.Руднев (1817).

"ТРЁХ ИЕРАРХОВ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 28 августа 1807 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 9 мая 1809, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813-1814. 11 августа 1812 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел из Архангельска. В океане корабли выдержали сильный четырехдневный шторм, 9 октября прибыли в Свеаборг. 28 октября эскадра вышла из Свеаборга в Англию для совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыла в Ширнесс. До мая 1814 корабль находился в Англии, выходя в крейсерство вместе с английскими кораблями. 25 мая 1814 эскадра Р.В. Кроуна покинула Ширнесс, 27 мая прибыла в Шербур, где приняла на борт русскую гвардию, и 8 июля доставила ее в Кронштадт. В 1816 корабль находился в практическом плавании в Финском заливе. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна ходил к берегам Франции, чтобы доставить из Кале в Кронштадт русские войска. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель, но 15 ноября снят с нее. В 1827 переоборудован в магазин в Кронштадте.

Командиры: В.И. Терновский (1812-1814), И.Г. Степанов (1816), Ф.Я. Тизенгаузен (1817).

"СВЯТОСЛАВ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 28 августа 1807 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 14 августа 1809, вошел в состав Балтийского флота.

В 1810 во время англо-русской войны занимал пост в устье Северной Двины. Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813-1814. 11 августа 1812 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел из Архангельска. В океане корабли выдержали сильный четырехдневный шторм, 9 октября прибыли в Свеаборг. 28 октября эскадра вышла из Свеаборга в Англию для совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыла в Ширнесс. До мая 1814 “Святослав” находился в Англии, выходя в крейсерство вместе с английскими кораблями. 25 мая 1814 эскадра Р.В. Кроуна покинула Ширнесс, 27 мая прибыла в Шербур, где приняла на борт русскую гвардию, и 8 июля доставила ее в Кронштадт. В 1816 корабль находился в практическом плавании в Финском заливе. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель. Разобран в 1828 в Кронштадте.

Командиры: П.М. Рожнов (1810), Ф.И. Цац (1811), И.Г. Степанов (1812-1814), В.И. Терновский (1816).

"НОРД-АДЛЕР"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 20 ноября 1809 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 9 мая 1811, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813-1814. 11 августа 1812 во главе эскадры под флагом вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел из Архангельска. В океане во время сильного четырехдневного шторма “Норд-Адлер” потерял грот- и фор-стеньги, в трюм поступала вода, 219 человек из экипажа заболели цингой. 9 октября вместе с эскадрой пришел в Свеаборг. 28 октября во главе эскадры вышел из Свеаборга в Англию для совместных действий с английским флотом против французского и 29 ноября прибыл в Ширнесс. До мая 1814 “Норд-Адлер” находился в Англии, выходя в крейсерство вместе с английскими кораблями. 25 мая 1814 эскадра Р.В. Кроуна покинула Ширнесс, 27 мая прибыла в Шербур, где приняла на борт русскую гвардию, и 8 июля доставила ее в Кронштадт. Летом 1817 корабль перевозил войска из Ревеля в Свеаборг. Осенью в составе эскадры контр-адмирала А.В. Моллера вышел из Ревеля в Испанию и прибыл в Кадис, где в 1818 был продан испанскому правительству. Экипаж на транспортах вернулся в Россию.

Командир: Д. Гамельтон (1812-1814, 1817).

"ПРИНЦ ГУСТАВ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 20 ноября 1809 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 9 мая 1811, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в Отечественной войне 1812 и войне с Францией 1813-1814. 11 августа 1812 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел из Архангельска. В океане во время сильного четырехдневного шторма “Принц Густав” получил повреждения. 9 октября с эскадрой прибыл в Свеаборг, но из-за повреждений был оставлен там после ухода эскадры в Англию. В августе 1814 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна перевозил из Любека в Кронштадт русские войска. В 1817 с эскадрой Р.В. Кроуна ходил к берегам Франции, чтобы доставить из Кале в Кронштадт русские войска. В 1818 и 1820 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель, но 9 ноября снят с нее. Разобран в 1827 в Кронштадте.

Командиры: С.Г. Скотт (1812), И.А. Казанцев (1814, 1817), С.И. Селивачев (1818), Т.В. Мур (1820).

"БЕРЛИН"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 10 марта 1810 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 19 июля 1813, вошел в состав Балтийского флота.

В августе-октябре 1813 в составе отряда контр-адмирала А.В. Моллера перешел из Архангельска в Ревель. В 1814, 1817-1820 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. В 1827 переоборудован в магазин в Кронштадте.

Командиры: Я.П. Дон (1813-1814), В.Н. Титов (1818), С.И. Селивачев (1819), Г.Я. Мачаков (1820).

"ГАМБУРГ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 10 марта 1810 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 19 июля 1813, вошел в состав Балтийского флота.

В августе-отябре 1813 в составе отряда контр-адмирала А.В. Моллера перешел из Архангельска в Ревель. В 1814, 1816 и 1820 находился в практических плаваниях в Финском заливе. В 1817 в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна ходил к берегам Франции, чтобы доставить из Кале в Кронштадт русские войска. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель, но 23 декабря снят с нее. В 1827 переоборудован в магазин в Кронштадте.

Командиры: Д.В. Руднев (1813-1814), М.И. Ратманов (1816-1817), Г.И. Платер (1826).

"ДРЕЗДЕН"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 10 марта 1810 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 19 июля 1813, вошел в состав Балтийского флота.

В августе-октябре 1813 во главе отряда под флагом контр-адмирала А.В. Моллера перешел из Архаигельска в Ревель. В 1814 и 1816 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. В 1817 в составе эскадры А.В. Моллера вышел из Ревеля в Испанию и прибыл в Кадис, где в 1818 был продан испанскому правительству. Экипаж на транспортах вернулся в Россию.

Командиры: Г. Мофет (1813), А.П. Фондезин (1814), Е.П. Гетцен (1816), В.И. Терновский (1817).

"ЛЮБЕК"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 10 марта 1810 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 19 июля 1813, вошел в состав Балтийского флота.

В августе-октябре 1813 в составе отряда контр-адмирала А.В. Моллера перешел из Архангельска в Ревель. В 1814 и 1816 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. В 1817 в составе эскадры контр-адмирала А.В. Моллера вышел из Ревеля в Испанию и прибыл в Кадис, где в 1818 был продан испанскому правительству. Экипаж на транспортах вернулся в Россию.

Командиры: B.С. Кологривов (1813), С.С. Палицын (1816), И.Г. Степанов (1817-1818).

"АРСИС"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 30 января 1814 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 26 мая 1816, вошел в состав Балтийского флота.

В июле - сентябре 1816 в составе отряда капитан-командора Г.Я. Мачакова перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1821 находился в практическом плавании в Балтийском море. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с якоря и отнесен на отмель. Снят с нее 25 октября 1825 и переоборудован в магазин. Разобран в 1832 в Кронштадте.

Командир: С.М. Китаев (1821).

"КАЦБАХ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 30 января 1814 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 26 мая 1816, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентябре 1816 во главе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт. Сведений о плаваниях корабля не найдено. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель, но 9 ноября  снят с нее. В 1828 переоборудован в блокшив в Кронштадте.

Командир: Г.Я. Мачаков (1816).

"РЕТВИЗАН"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 12 июля 1816 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 20 мая 1818, вошел в состав Балтийского флота.

В 1818 перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1822-1824 находился в практических плаваниях в Балтийском море. Разобран в 1833 в Кронштадте.

Командиры: B.С. Кологривов (1818), С.И. Селивачев (1822-1823), П.И. Сущев (1824).

"ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 8 февраля 1818 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 31 июля 1819, вошел в состав Балтийского флота.

В 1820 в составе отряда перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1824 в составе эскадры адмирала Р.В. Кроуна совершил плавание в Атлантический океан. Дойдя до берегов Исландии, эскадра обогнула с запада острова Ирландия и Великобритания, затем проливом Ла-Манш вышла в Северное море и вернулась в Кронштадт. Во время наводнения 7 ноября 1824 корабль стоял в Военной гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель. С отмели снят не был и в 1828 разобран.

Командиры: Д.В. Руднев (1820), Г.И. Платер (1824).

"СВЯТОЙ АНДРЕЙ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен в 1820 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 18 мая 1821, вошел в состав Балтийского флота.

В 1821 перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1824 в составе эскадры адмирала Р.В. Кроуна совершил плавание в Атлантический океан. Дойдя до берегов Исландии, эскадра обогнула с запада острова Ирландия и Великобритания, затем проливом Ла-Манш вышла в Северное море и вернулась в Кронштадт. Осенью “Св. Андрей” был поставлен в док Петра Великого. В 1826 в составе эскадры адмирала Р.В. Кроуна совершил плавание в Северное море до Доггер-банки. 10 июня 1827 в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта, у Красной Горки участвовал в показательных маневрах, за которыми наблюдал Е.И.В. Николай I. Затем с эскадрой пошел в Англию и 28 июля прибыл в Портсмут. После ухода эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена в Средиземное море 12 августа с эскадрой Д.Н. Сенявина вышел из Портсмута и 13 сентября прибыл в Кронштадт. В 1828 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море. В 1829 переоборудован в блокшив в Кронштадте. Использовался как мишень при стрельбах. В 1838 передан в распоряжение К.А. Шильдера для производства опытов с подводной лодкой. 20 июня 1840 под днищем корабля были подорваны три мины, и от полученных повреждений он затонул.

Командиры: Н.К. Певцов (1821, 1826), С.И. Селивачев (1824), В.Е. Рентель (1827), А.В. Мутовкин (1828).

"СЫСОЙ ВЕЛИКИЙ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен в 1820 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 22 мая 1822, вошел в состав Балтийского флота.

В 1822 перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1825 находился в практическом плавании в Балтийском море. В 1826 в составе эскадры адмирала Р. В. Кроуна совершил плавание в Северное море до Доггер-банки. 10 июня 1827 в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта, у Красной Горки участвовал в показательных маневрах, за которыми наблюдал Е.И.В. Николай I. Затем с эскадрой пошел в Англию и 28 июля прибыл в Портсмут. После ухода эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена в Средиземное море 12 августа с эскадрой Д.Н. Сенявииа вышел из Портсмута и 13 сентября вернулся в Кронштадт. В 1828 с эскадрой находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. В 1829-1830 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море. Разобран в 1837 в Кронштадте.

Командиры: Ф.В. Кандлер (1822), Н.Г. Казин (1825), А.А. Дурасов (1826-1829), И.Е. Гаврино (1830).

"ПРОХОР"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 28 ноября 1821 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 23 мая 1823, вошел в состав Балтийского флота.

В 1823 перешел из Архангельска в Кронштадт. Во время наводнения 7 ноября 1824 стоял в средней гавани Кронштадта, был сорван с места и отнесен на отмель, где простоял пять лет. 27 сентября 1829 снят с отмели, введен в док и тимберован. В 1831-1833 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. В июле 1835 в составе эскадры вице-адмирала П.И. Рикорда доставил из Кронштадта в Данциг Гвардейский корпус. Затем крейсировал в Балтийском море, а 9 сентября с эскадрой прибыл в Данциг, чтобы перевезти в Ревель Гвардейский корпус. Весной 1836 с эскадрой находился в практическом плавании, 24 июня пришел на Кронштадтский рейд и 3 июля принимал участие в церемонии встречи Балтийским флотом ботика Петра I. В 1838-1840 находился в практических плаваниях в Финском заливе и Балтийском море. Разобран в 1846 в Свеаборге.

Командиры: П.П. Мистров (1823), барон Р.Н. Левендаль (1831-1836), П.М. Баранов (1838), 3.3. Балк (1839), B.С. Хромченко (1840).

"КНЯЗЬ ВЛАДИМИР"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен в 1822 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 27 мая 1824, вошел в состав Балтийского флота.

В 1824 перешел из Архангельска в Кронштадт, где был поставлен в док для обшивки днища медными листами. 13 июля 1826, когда корабль стоял на Кронштадтском рейде, на нем был поднят черный флаг, а на его палубе состоялось разжалование морских офицеров, принимавших участие в восстании на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825, - Н.А., М.А. и П.А. Бестужевых, К.П. Торсона, А.П. Арбузова, Ф.Г. Вишневского, Д.И. Завалишина, М.К. Кюхельбекера, Н.А. Чижова, Б.А. и М.А. Бодиско, А.П. и П.П. Беляевых и В.А. Дивова. Над головой каждого из осужденных был сломан палаш, а сорванные эполеты и мундиры брошены за борт. 10 июня 1827 в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина “Князь Владимир” вышел из Кронштадта, у Красной Горки участвовал в показательных маневрах, за которыми наблюдал Е.И.В. Николай I. Затем с эскадрой пошел в Англию и 28 июля прибыл в Портсмут. После ухода эскадры контр-адмирала графа Л.П. Гейдена в Средиземное море 12 августа с эскадрой Д.Н. Сенявина вышел из Портсмута и 13 сентября прибыл в Кронштадт. Участвовал в войне с Турцией 1828-1829. В июне 1828 в составе эскадры контрадмирала П.И. Рикорда вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Кеге-бухта - Плимут - Гибралтар и в октября 1828 прибыл на остров Мальта. Затем с эскадрой вице-адмирала графа Л.П. Гейдена перешел к острову Порос. В феврале 1829 пришел к отряду П.И. Рикорда, блокирующему пролив Дарданеллы. После заключения Адрианопольского мирного договора в сентябре 1829 с эскадрой ушел в Грецию. В июле 1830 во главе отряда под флагом вице-адмирала графа Л.П. Гейдена ушел из Архипелага в Россию и осенью прибыл в Кронштадт. В 1831 перешел из Кронштадта в Свеаборг, где был переоборудован в блокшив.

Командиры: С.М. Китаев (1824), П.Ф. Качалов (1826), А.И. Грен (1827-1830), Н.С. Зыбин (1831).

"ЦАРЬ КОНСТАНТИН"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Водоизмещение - 2700 т ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 570/610 человек.

Заложен 5 июля 1824 на Соломбальской верфи А.М. Курочкиным, спущен 21 мая 1825, вошел в состав Балтийского флота.

В 1825 перешел из Архангельска в Кронштадт. В октябре 1826 - июне 1827 в составе отряда Гвардейского экипажа контр-адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена совершил плавание в Средиземное море с заходами в Тулон и на остров Сардиния. 5 июня 1827 вернулся в Кронштадт, а 10 июня в составе эскадры адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта, у Красной Горки участвовал в показательных маневрах в присутствии Е.И.В. Николая I. Затем с эскадрой пошел в Англию и 28 июля прибыл в Портсмут. После ухода эскадры контрадмирала графа Л.П. Геидена в Средиземное море 12 августа с эскадрой ДД. Сенявина вышел из Портсмута и 13 сентября прибыл в Кронштадт. Участвовал в войне с Турцией 1828-1829. В июне 1828 в составе эскадры контр-адмирала П.И. Рикорда вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Кеге-бухта - Плимут - Гибралтар и в октябре 1828 прибыл на остров Мальта. С эскадрой Л.П. Геидена перешел в Архипелаг и, базируясь на остров Порос, выходил в крейсерство в район остров Крит - Будрум (Малая Азия). 28 января 1829 у острова Крит взял в плен египетские 26-пушечный корвет “Львица” и 14-пушечный бомбардирский корабль “Кандия”. В феврале и апреле1829 дважды с эскадрой Л.П. Геидена приходил к проливу Дарданеллы для усиления отряда судов, блокирующих пролив. После заключения Адриано-польского мирного договора в сентябре 1829 пришел в Грецию на остров Порос. 17 января 1830 в составе эскадры контр-адмирала М.П. Лазарева вышел с острова Порос в Россию и 12 мая прибыл в Кронштадт. В Финском заливе суда эскадры шли во льдах. Разобран в 1831 в Кронштадте.

Командиры: А.А. Дурасов (1825), Н.Г. Казин (с 1826 до 5.6.1827), И.Н. Бутаков (с 5.6.1827 по 1830).

"ПРАВЫЙ"

Длина - 54,3 м ; Ширина - 14,6 м ; Вооружение - 74/76 орудий

Заложен 14 июля 1801 на Херсонской верфи. Строитель М.И. Суровцов. Спущен 10 июля 1804, вошел в состав Черноморского флота. Первый корабль Черноморского флота, корпус которого был скреплен медными болтами и обшит медными листами.

В 1805 перешел из Херсона в Севастополь. Участвовал в войне с Турцией 1806-1812. В марте 1807 в составе отряда капитан-командора Т.Г. Перского выходил из Севастополя к Синопу в целях уничтожения турецких судов. 8 апреля в составе эскадры контр-адмирала С.А. Пустошкина вышел из Севастополя к Анапе. 13 апреля суда эскадры из-за полученных во время шторма повреждений вернулись в Севастополь. 31 мая эскадра вышла из Севастополя к Трапезунду и 6 июня подошла к крепости и высадила десант. 12 июня ввиду превосходства турок в сухопутных войсках эскадра, сняв десант с берега, ушла от Трапезунда, 23 июня прибыла к Феодосии, а 10 июля в Севастополь. 8 апреля 1809 “Правый” с эскадрой вышел на Севастопольский рейд, с 9 по 26 октября в составе отряда выходил к Варне для поиска турецких судов. 30 июня 1810 в составе эскадры контр-адмирала А.А. Сарычева он вышел для поиска турецких судов к Синопу, Самсуну и Варне. Не обнаружив противника и получив повреждения во время шторма, 26 июля суда эскадры вернулись в Севастополь. 9 августа эскадра вновь вышла к болгарским берегам, подошла к Варне, но без поддержки сухопутных войск не решилась атаковать крепость и 17 августа ушла от Варны. В море русские суда обнаружили турецкий флот, который, не вступая в сражение, начал отходить. Преследование противника длилось до наступления ночи. 26 августа эскадра вернулась в Севастополь. 6 октября, приняв на борт десант, “Правый” в составе эскадры вышел к Трапезунду. 11 октября русские суда бомбардировали крепость, высадили десант, но ввиду численного превосходства турок 17 октября сняли с берега десант, ушли от Трапезунда и 30 октября прибыли в Севастополь. В июне-августе 1811 “Правый” в составе эскадры вице-адмирала Р.Р. Галла выходил в крейсерство в район Варна - м. Калиахра. В 1812 с эскадрой стоял на Севастопольском рейде для обучения экипажа. В июле 1813 с эскадрой находился в практическом плавании. (?)

Командиры: М.П. Селиванов (1805), К.А. Твент (1807), М.С. Микрюков (1809-1811), М.Е. Снаксарев (1813).

"ТВЁРДЫЙ"

Длина - 56,7 м ; Ширина - 15,1 м ; Вооружение - 74 орудия  

Заложен 16 августа 1802 в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Строители М. Сарычев и А.И. Мелихов. Спущен 18 июля 1805, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне с Францией 1804-1807. 19 августа 1806 в составе эскадры капитан-командора И.А. Игнатьева вышел из Кронштадта в Средиземное море для усиления эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина по маршруту Ревель - Копенгаген - Портсмут - Гибралтар - Мессина. 21 декабря 1806 эскадра прибыла в Корфу, а 1 января 1807 в Котор, где соединилась с эскадрой Д.Н. Сенявина. В составе эскадры Д.Н. Сенявина 17 января “Твёрдый” пришел в Корфу. Участвовал в войне с Турцией 1806-1812. 10 февраля 1807 во главе эскадры под флагом вице-адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Корфу и 23 февраля прибыл к проливу Дарданеллы. 8-10 марта принимал участие во взятии крепости на острове Тенедос. 8 мая “Твёрдый” во главе эскадры вышел от острова Тенедос на поиск турецкого флота. 10 мая участвовал в Дарданелльском сражении. Атакуя флагманский корабль капудан-паши Сеида-Али, подошел к нему так близко, что задел реи турецкого корабля и дал залп всем бортом. Преследуя отходящий турецкий флагман, подошел к самому берегу под турецкие батареи, а когда тот укрылся в проливе, атаковал другой турецкий корабль, нанеся ему серьезные повреждения. В ходе боя был отнесен течением к берегу, попал под ружейный огонь турок и был вынужден отбуксироваться с помощью шлюпок к острову Мавро. 12 мая вернулся к острову Тенедос, а 11 июня с эскадрой ушел к острову Имбро с целью выманить турок из пролива. 17 июня с эскадрой подошел к острову Тенедос, где стоял вышедший из пролива Дарданеллы турецкий флот. Увидев русскую эскадру, турки снялись с якоря и ушли. 19 июня “Твёрдый” участвовал в Афонском сражении. В паре с кораблем “Скорый” атаковал головные турецкие корабли. Повредил и заставил свернуть с курса головной фрегат, а затем преградил путь головным турецким кораблям: поражая их продольными залпами, вынудил лечь в дрейф и остановил всю турецкую колонну. Пострадал от огня противника более других кораблей эскадры. 25 июня с эскадрой пришел к острову Тенедос. Получив известие о заключении Тильзитского мирного договора, 25 августа русская эскадра ушла от острова Тенедос и 4 сентября прибыла в Корфу. 19 сентября во главе эскадры “Твёрдый” вышел из Корфу в Россию. 5 октября эскадра прошла Гибралтар, но из-за штормовой погоды и сильных противных ветров не смогла продвинуться дальше м. С.-Винсент и 30 октября пришла в Лиссабон. Заблокированная с ноября 1807 (после начала англо-русской войны) английским флотом, она простояла там до августа 1808. После подписания Лиссабонского мирного договора 31 августа суда эскадры под конвоем английских кораблей вышли в море и 26 сентября прибыли в Портсмут. 29 сентября на “Твёрдом” были спущены Андреевский флаг, вымпел и гюйс, и корабль был передан англичанам на хранение. 9 сентября 1809 экипаж на английских транспортах прибыл в Ригу. В 1813 продан Англии как новый; все годные орудия доставлены в Россию.

Командир: Д.И. Малеев (1806-1808).

 

   
Реклама: Card2card сбербанк что такое card2card.