Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности


"ЯРОСЛАВ"

Описание    

"ЯРОСЛАВ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 13 января 1783 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 12 мая 1784, вошел в состав Балтийского флота.

В июне-августа 1784 в составе эскадры перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1785 с эскадрой находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. 20 декабря 1787 определен в Средиземноморскую эскадру адмирала С.К. Грейга. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск шведских судов. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, шел в авангарде, а после перемены галса - в арьергарде, получил 20 пробоин. Потери составили: 7 убитых и 29 раненых. С флотом крейсировал в Финском заливе. 26 июля “Ярослав” обнаружил шведские суда, в числе трех головных кораблей атаковал противника, пытавшегося уйти в свеаборгские шхеры. Подошел к севшему на мель шведскому кораблю “Густав-Адольф” и, сделав несколько выстрелов, заставил его сдаться. До 21 сентября с эскадрой крейсировал в Финском заливе, затем пришел в Ревель. 2 июля 1789 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в море. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Затем крейсировал с флотом в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, 16 августа пришел на Ревельский рейд. 27 августа с флотом вышел в крейсерство в Финском заливе. 24 сентября из-за полученных во время шторма повреждений отделился от флота и 1 октября вернулся в Ревель. 2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении, стоял на шпринге в первой линии, сделал 1330 выстрелов. Потери составили: 1 убитый и 3 раненых. 24 мая эскадра адмирала В.Я. Чичагова вышла из Ревеля на поиск шведского флота и 29 мая, преследуя шведов, вошла в Выборгский залив. 9 июня “Ярослав” встал по диспозиции в центре в составе главных сил. 22 июня участвовал в Выборгском сражении, атаковал шведскую гребную флотилию, преследовал шведские суда. С флотом крейсировал у Свеаборга, 13 июля пришел на Ревельский рейд. С 18 июля по 5 августа в составе отряда бригадира П.И. Лежнева крейсировал в районе полуостров Паркалаут - Свеаборг - пролив Барезунд. С мая по август 1791 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1793 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля к проливу Зунд. С 10 июля по 13 августу эскадра находилась у острова Мэн, блокируя пролив, 20 августа пришла в Ревель. В 1795 “Ярослав” перешел из Ревеля в Кронштадт. Разобран в 1798 в Кронштадте.

Командиры: Е.С. Одинцов (1784-1786), Д. Бикс (1787-1788), Г. Сивере (1789), С.Н. Телепнев (до 18.7.1790), А.Е. Мясоедов (с 18.7.1790 по 10.7.1795), П.П. Лялин (с 10 по 30.7.1795).

"ВЛАДИСЛАВ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 19 сентября 1782 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 12 мая 1784, вошел в состав Балтийского флота.

В июня-августа 1784 в составе эскадры перешел из Архангельска в Кронштадт. В 1785 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры адмирала С.К. Грейга. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе эскадры адмирала С. К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск шведских судов. 6 июля участвовал в Голландском сражении, шел в кордебаталии. Был сильно поврежден в дневном бою, получил 34 пробоины. Потери составили: 257 убитых и раненых. Ночью был снесен в середину шведского флота и окружен. Взят в плен с совершенно избитым корпусом, рангоутом и поврежденным рулем, три пушки разорвались от усиленной пальбы.

Командиры: Г.Д. Киленин (1784), С.С. Гибс (1785-1788).

"ВСЕСЛАВ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 1 мая 1784 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 13 мая 1785, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-августа 1785 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры адмирала С.К. Грейга. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск шведских судов. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, шел в составе арьергарда под флагом контр-адмирала Т. Г. Козлянинова, но после перемены галса стал головным. Особо отличился, сражаясь с двумя шведскими кораблями, и заставил их отступить. Получил 40 пробоин. Потери составили: 35 убитых и 103 раненых. 15 июля отделился от флота и ушел в Кронштадт на ремонт. 26 мая 1789 с отрядом пришел из Кронштадта в Ревель. 2 июля в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море на поиск противника. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Затем крейсировал с флотом в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт. 16 августа пришел на Ревельский рейд, а 27 августа с эскадрой вышел в крейсерство в Финский залив. 24 сентября из-за повреждений, полученных во время шторма, отделился от эскадры и 1 октября пришел на Ревельский рейд, а 21 октября в Кронштадт. 12 мая 1790 в составе эскадры вице-адмирала А. И. Круза вышел из Кронштадта, крейсировал в районе м. Стирсуден - Красная Горка. 23-24 мая участвовал в Красногорском сражении. Потери составили: 1 убитый и 13 раненых. 29 мая, преследуя шведский флот, вошел с эскадрой в Выборгский залив. 9 июня “Всеслав” в составе отряда контр-адмирала И.А. Повалишина встал по диспозиции на левом фланге между банкой Пассалода и м. Крюсерорт. 22 июня участвовал в Выборгском сражении. Шведский флот, прорываясь в море, основной удар нанес по отряду И.А. Повалишина. “Всеслав” дрался “на два борта”, поставив стаксели и марсели, уклонился от шедших на отряд брандеров. Получил большие повреждения в рангоуте и такелаже. 6 июля с отрядом пришел в Кронштадт. С мая по август 1791 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа, а 13 августа пришел в Ревель. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1793 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля к проливу Зунд. С 10 июля по 13 августа эскадра находилась у острова Мэн, блокируя пролив. В июле-сентябрь 1794 “Всеслав” в составе эскадры контр-адмирала М.К. Макарова ходил в крейсерство в Балтийское море. В июле 1795 с отрядом перешел из Ревеля в Кронштадт. Разобран в 1798 в Кронштадте.

Командиры: И.М. Одинцов (1785), А.И. Денисов (1786-1787), М.К. Макаров (1788-1789), М.И. Борисов (1790), Д. Престон (до 1.8.1791), Н.И. Шешуков (с 1.8.1791 по 10.7.1795), Д. Дон (с 10 по 30.7.1795).

"МСТИСЛАВ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 1 мая 1784 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 13 мая 1785, вошел в состав Балтийского флота.

В июля-август .1785 во главе эскадры перешел из Архангельска в Кронштадт. 20 декабря 1787 определен в состав Средиземноморской эскадры адмирала С.К. Грейга. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск шведских судов. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, шел в кордебаталии. Получил 116 пробоин. Потери составили: 23 убитых и 47 раненых. Затем крейсировал с флотом в Финском заливе. 26 июля “Мстислав” в числе трех головных кораблей атаковал обнаруженные шведские суда, которые пытались укрыться в свеаборгских шхерах, но, войдя в пролив, прекратил погоню. До 17 октября с эскадрой крейсировал у Свеаборга, затем пришел в Ревель. 2 июля 1789 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море на поиск противника. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Потери составили: 2 убитых и 16 раненых. Был убит и командир корабля Г.И. Муловский. Крейсировал с флотом в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, 16 августа пришел на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября с эскадрой крейсировал в Финском заливе, затем вернулся в Ревель. 2 мая 1790 участвовал в Ревельском сражении, стоял на шпринге в первой линии, сделал 793 выстрела. Потери составили: 3 раненых. 24 мая с эскадрой адмирала В.Я. Чичагова вышел в море для поиска шведских судов. 29 мая, преследуя шведов, вошел с эскадрой в Выборгский заливе. 9 июня встал по диспозиции в центре в составе главныхсил. 22 июня участвовал в Выборгском сражении, преследовал шведские суда. 23 июня совместно с кораблем “Кир Иоанн” атаковал шведский корабль под контр-адмиральским флагом, затем с помощью корабля “Храбрый” вынудил к сдаче один из шведских кораблей. 25 июня отделился от флота и повел пленный корабль в Ревель. С 18 июля по 5 августа в составе отряда контр-адмирала П.И. Лежнева крейсировал в районе полуостров Паркалаут - Свеаборг - пролив Барезунд, затем вернулся в Ревель. В мае-август 1791 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1793 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля к проливу Зунд. 10 июля стал на якорь у острова Мэн, заблокировав пролив. 8 августа из-за повреждения грот-мачты ушел в Ревель, куда прибыл 11 августа, а затем перешел в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 22 мая 1798 в составе эскадры вице-адмирала М.К. Макарова вышел из Кронштадта для совместных действий с английским флотом против Франции и Голландии. Русские суда заходили в Ревель и Копенгаген. 19 июня вошли в пролив Каттегат, конвоируя торговые суда. 3 июля у острова Тексель присоединились к английской эскадре адмирала Онслоу и далее крейсировали вместе. До июня 1800 “Мстислав” находился в Англии, выходя в крейсерство в составе отрядов и эскадр. 19-20. августа 1799 эскадра адмирала Митчелла, в составе которой он находился, вошла на Тексельский рейд и принудила к сдаче без боя голландский флот. 19 июня 1800, приняв на борт русские войска, “Мстислав” вышел в составе эскадры из Портсмута в Россию и 21 июля прибыл в Кронштадт. В июне-августа 1802 в составе эскадры выходил в крейсерство в Балтийское море в район островов Готланд, Эланд и Борнгольм. В мае 1803 выходил на Кронштадтский рейд для обучения экипажа. Разобран в 1811 в Кронштадте.

Командиры: Г.Д. Киленин (1785), Г.И. Муловский (с 1787 до 15.7.1789), О.В. Эссен (с 15.7.1789), А.И. Денисов (до 16.5.1790), К.П. Биллов (Биллоу) (с 16.5.1790 по 1793), Р.M. Харламов (1797), Р.В. Кроун (с 1798 до 7.1799), А.В. Моллер (с 7.1799 по 1800), Т.В. Мур (1801), С.Я. Дешаплет (1802), Е.Е. Симме (1803-1804), Я.П. Дон (1805-1807).

"КИР ИОАНН"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 20 июня 1785 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 14 мая 1786, вошел в состав Балтийского флота.

В июля-августа 1787 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. 20 декабря определен в Средиземноморскую эскадру адмирала С.К. Грейга. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга под флагом командующего авангардом контр-адмирала В.П. Фондезина вышел из Кронштадта на поиск шведских судов. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, получил 67 пробоин. Потери составили: 7 убитых и 22 раненых. До 21 сентября с флотом крейсировал в Финском заливе, затем пришел в Ревель. 2 июля 1789 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море на поиск противника. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Затем крейсировал с флотом в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, 16 августа прибыл на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября “Кир Иоанн” с эскадрой крейсировал в Финском заливе, затем вернулся в Ревель. 28 апреля 1790 вышел из Ревеля в Финский залив для наблюдения за противником. Обнаружив шедший к Ревелю шведский флот, вернулся и стал на шпринг в первой линии. 2 мая участвовал в Ревельском сражении, сделал 800 выстрелов, потерь не имел. 8 мая вышел в крейсерство в район островов Нарген и Вульф. 24 мая присоединился к эскадре адмирала В.Я. Чичагова, вышедшей на поиск противника. 29 мая, преследуя шведский флот, с эскадрой вошел в Выборгский залив. 9 июня “Кир Иоанн” встал по диспозиции в центре в составе главных сил. 22 июня участвовал в Выборгском сражении, преследовал шведские корабли. 23 июня вместе с кораблем “Мстислав” атаковал шведский корабль под контр-адмиральским флагом. Вместе с фрегатом “Венус” взял в плен шведский фрегат. Во главе отряда крейсировал у Свеаборга, 6 августа пришел в Ревель. С мая по августа 1791 с эскадрой находился в практическом плавании в Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 30 июня 1793 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля к проливу Зунд, 10 июля прибыл к острову Мэн. 13 июля в составе отряда адмирала А.И. Круза отделился от флота и 14 июля прибыл на Копенгагенский рейд. С 19 июля по 8 августа отряд А. И. Круза выходил в крейсерство в Северное море, затем вернулся на Копенгагенский рейд. Выйдя 13 августа из Копенгагена, отряд присоединился к флоту у острова Борнгольм и 20 августа вместе с ним прибыл на Ревельский рейд. 15 сентября “Кир Иоанн” пришел в Кронштадт. Разобран в 1798 в Кронштадте.

Командиры: А.А. Пекин (1787), Е.Е. Тет (1788-1791), Д. Экин (1793-1794).

"СВЯТОЙ ПЁТР"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 20 июля 1785 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 14 мая 1786, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-августе 1787 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. 20 декабря определен в Средиземноморскую эскадру адмирала С.К. Грейга. Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 23 июня 1788 в составе эскадры адмирала С.К. Грейга вышел из Кронштадта на поиск шведских судов. 6 июля участвовал в Гогландском сражении, шел в кордебаталии. Получил 76 пробоин. Потери составили: 22 убитых и 66 раненых. До 21 сентября с флотом крейсировал в Финском заливе, затем пришел в Ревель. 2 июля 1789 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля в Балтийское море на поиск противника. 15 июля участвовал в Эландском сражении. Потери составили: 5 убитых и 22 раненых. С флотом крейсировал в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, 16 августа пришел на Ревельский рейд. С 27 августа по 11 октября с эскадрой крейсировал в Финском заливе, затем вернулся на Ревельский рейд, а 15 октября прибыл в Кронштадт. 12 мая 1790 в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта, крейсировал в районе м. Стирсуден - Красная Горка. 23-24 мая участвовал в Красногорском сражении. Потери составили: 12 убитых и 13 раненых. 29 мая, преследуя шведский флот, с эскадрой вошел в Выборгский залива. 9 июня “Св. Пётр”в составе отряда контр-адмирала И.А. Постровалишина встал по диспозиции на левом фланге между банкой Пассалода и м. Крюсерорт. 22 июня участвовал в Выборгском сражении. Шведский флот, прорываясь в море, главный удар нанес по отряду Повалишина, держа курс между “Св. Петром” и “Всеславом”. “Св. Пётр” получил сильные повреждения и 6 июля с отрядом пришел в Кронштадт для ремонта. С мая по августа 1791 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа, а 13 августа пришел в Ревель. Участвовал в войне с Францией 1792- 1797. 30 июня 1793 в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля к проливу Зунд. С 10 июля по 13 августа находился у острова Мэн, блокируя пролив. В июне-сентября 1794 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. В июле 1795 перешел из Ревеля в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 14 августа 1798 пришел из Кронштадта в Ревель и присоединился к эскадре контрадмирала П.К. Карцева, в составе которой 20 августа вышел в Англию для совместных действий с английским флотом против Франции и Голландии. У м. Скаген попал в сильный шторм, получил повреждения рангоута, разлучился с эскадрой и 20 сентября зашел в залив Ман-даль (Норвегия). После исправления повреждений 29 октября вышел в море и 8 ноября прибыл в Ярмут. До июня 1800 “Св. Пётр” находился в Англии, выходя в крейсерство в составе отрядов. 19 июня 1800 с эскадрой вышел из Портсмута в Россию и 21 июля прибыл в Кронштадт. В июне-августе 1802 в составе эскадры выходил в крейсерство в Балтийское море в район остров Готланд - остров Эланд - остров Борнгольм. В 1803 переоборудован в магазин в Кронштадте.

Командиры: Ф.И. Денисон (1787-1789), П.Н. Хомутов (1790), Г.Д. Киленин (до 1.8.1791), А.И. Тимашев (с 1.8.1791 по 1792), Н.И. Барш (1793), И.Ф. Штейнгель (1794), А.И. Лавров (1795), Р.Р. Галл (1798-1800), Ф.М. Поскочин (1801-1802).

"СЫСОЙ ВЕЛИКИЙ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 10 июня 1787 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 7 мая 1788, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 5 июля 1788 во главе эскадры под флагом контрадмирала И.А. Повалишина вышел из Архангельска. 4 августа у берегов Норвегии в тумане коснулся днищем банки и повредил руль. Из-за открывшейся течи был вынужден отделиться от эскадры и 17 августа пришел в Христианзанд. В мае 1789 в сопровождении отряда бригадира П.И. Лежнева перешел в Копенгаген. 19 июля эскадра, в составе которой он находился, вышла из Копенгагена и 22 июля у острова Борнгольм присоединилась к флоту. Корабль крейсировал в районе остров Борнгольм - остров Готланд - м. Дагерорт, но 9 августа из-за полученных повреждений отделился от эскадры и пришел в Ревель. 21 ноября с отрядом прибыл в Кронштадт. 12 мая 1790 в составе эскадры вице-адмирала А.И. Круза вышел из Кронштадта, крейсировал в районе м. Стирсуден - Красная Горка. 23-24 мая участвовал в Красногорском сражении. Во время боя в нижнем деке разорвалось орудие; потери составили: 41 раненый. 29 мая, преследуя шведский флот, с эскадрой вошел в Выборгский залив. 30 мая как наиболее поврежденный корабль был послан к южному входу в Биорке-зунд, чтобы запереть шведский гребной флот, а затем ушел в Кронштадт. 13 июня в составе отряда кораблей вышел с Кронштадтского рейда, обеспечивая переход гребного флота под командованием вице-адмирала К. Нассау-Зигена. 17 июня корабли пришли к Биорке-зунду. 21 июня “Сысой Великий” участвовал в сражении в Биорке-зунде, шел за гребным флотом, прикрывая его с тыла. 23 июня, преследуя шведские гребные суда, вышел из Биорке-зунда и присоединился к флоту. С отрядом крейсировал у острова Гогланд, 6 августа прибыл в Кронштадт. С мая по августа 1791 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. В 1794, 1795, 1797, 1798 и 1801 в составе отрядов и эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. Разобран в 1804 в Кронштадте.

Командиры: А.А. Жохов (1788-1791, 1793), П.П. Лялин (с 1794 по 10.7.1795), А.Е. Мясоедов (с 10.7.1795 по 1797), И. Колзаков (1798), С.Я. Заостровский (1801), Ф.П. Селиванов (1802), А.Н. Нелединской (1803).

"МАКСИМ ИСПОВЕДНИК"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 10 июня 1787 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 8 мая 1788, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне со Швецией 1788-1790. 5 июля 1788 в составе эскадры контр-адмирала И.А. Повалишина вышел из Архангельска. 29 августа эскадра пришла на Копенгагенский рейд, где соединилась с эскадрой вице-адмирала В.П. Фондезина. В сентябре-октябре 1788 “Максим Исповедник” выходил в море с эскадрой для блокады Карлскроны. Зимовал в Копенгагене. В мае 1789 во главе отряда ходил в Рамс-фиорд (Норвегия) для обеспечения перехода корабля “Сысой Великий”. 19 июля эскадра, в составе которой он находился, вышла из Копенгагена и 22 июля у острова Борн-гольм соединилась с флотом. “Максим Исповедник” крейсировал с флотом в районе остров Борн-гольм - остров Готланд - м. Даге-рорт, 16 августа прибыл на Ревельский рейд. 26 августа с эскадрой вышел в крейсерство в Финский заливе. 23 сентября из-за повреждений, полученных во время шторма, отделился от эскадры и ушел в Ревель, а 15 октября прибыл в Кронштадт. В июле-августе 1790 с отрядом крейсировал у острова Гогланд, а 6 августа прибыл в Кронштадт. В 1791 и 1792 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе и Балтийском море. 25 июня 1793 в составе эскадры вышел на Ревельский рейд. У острова Нарген столкнулся с кораблем “Ярослав”, получил повреждения и вернулся в Ревель, а затем перешел в Кронштадт. В июне 1795 перешел из Кронштадта в Ревель. В 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. В 1798 с эскадрой крейсировал в Балтийском море до острова Борнгольм. В апреле 1801 перешел из Ревеля в Кронштадт. Разобран в 1804 в Кронштадте.

Командиры: П.И. Лежнев (1788-1789), В.И. Глебов (1791), И.И. Лотырев (1792-1794), А.И. Лавров (1795-1796), П.В. Чичагов (1797), Е.Е. Ульрих (1798), К.И. Кригер (1801), Т.В. Мур (1802-1804).

"БОРИС"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 1 июля 1788 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1789, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентября 1792 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 9 июня 1793 с отрядом пришел из Кронштадта на Ревельский рейд. 30 июня в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля к проливу Зунд, 10 июля прибыл к острову Мэн. 13 июля в составе отряда адмирала А.И. Круза отделился от эскадры и 14 июля прибыл в Копенгаген. С 19 июля по 8 августа с отрядом выходил в крейсерство в Северное море. 13 августа отряд вышел из Копенгагена, у острова Борнгольм присоединился к эскадре и 20 августа вместе с ней прибыл в Ревель. В 1794 и 1797 “Борис” в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. С июня по сентябрь 1795 находился на Ревельском рейде для обучения экипажа. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 11 июня 1798 в составе эскадры адмирала А.И. Круза вышел из Ревеля в Балтийское море. С 18 июня по 27 июля эскадра крейсировала в районе острова Борнгольм, а 3 августа вернулась в Ревель. 5 июля 1799 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова “Борис” вышел из Ревеля в Балтийское море для обеспечения прохода через пролив Зунд судов эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова с войсками на борту. С 12 июля русские суда крейсировали у берегов Померании, осматривая встречные суда, заходили на Данцигский рейд, а 5 августа вернулись в Ревель. В 1800 “Борис” в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. 3 июля принимал участие в показательных учениях у Красной Горки в присутствии Е.И.В. Павла I, затем пришел в Кронштадт. В мае-июня 1801 в составе эскадры занимал позицию на Южном фарватере для обороны острова Котлин. В 1802 переоборудован в магазин в Кронштадте.

Командиры: И.Н. Курманалеев (1792), П.П. Лялин (1793), Е.К. Сивере (1794-1795), Н.И. Шешуков (1797), Ф.Я. Ломен (1798, 1800), П.А. Толокнеев (1799), А.П. Малыгин (1801).

"ГЛЕБ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 25 июля 1788 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 16 мая 1789, вошел в состав Балтийского флота.

В июля-сентября 1792 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне с "Францией 1792-1797. 9 июня 1793 с отрядом прибыл в Ревель из Кронштадта, 30 июня в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел в Балтийское море к проливу Зунд и 10 июля прибыл к острову Мэн. 13 июля в составе отряда адмирала А.И. Круза отделился от эскадры и 14 июля вместе с ним пришел в Копенгаген. С 19 июля по 8 августа отряд выходил в крейсерство в Северное море, затем вернулся на Копенгагенский рейд. 13 августа отряд, в составе которого находился “Глеб”, вышел из Копенгагена, у острова Борнгольм присоединился к эскадре, 20 августа вместе с ней прибыл на Ревельский рейд, а 15 сентября пришел в Кронштадт. 1 июня 1795 “Глеб” в составе эскадры вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта для совместных действий с английским флотом против Франции. Отряд, зайдя в Ревель и Копенгаген, 27 июля прибыл на Дильский рейд, где присоединился к английской эскадре. С 10 августа по 10 сентября “Глеб” крейсировал в Северном море в составе объединенной эскадры, блокирующей побережье Голландии. До сентября 1796 он находился в Англии, периодически выходя в крейсерство в Северное море. 21 сентября 1796 с отрядом вышел с Норского рейда в Россию. Отряд, зайдя в Копенгаген, 14 октября прибыл в Кронштадт. В 1798 “Глеб” был тимберован в Кронштадте. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 14 июня 1799 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова пришел из Кронштадта в Ревель и 5 июля вышел в Балтийское море для обеспечения прохода через пролив Зунд кораблей эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова с войсками на борту. С 12 июля корабли эскадры крейсировали у побережья Померании, осматривая встречные суда, заходили на Данцигский рейд, а 5 августа пришли в Ревель. В 1800 и 1801 “Глеб” в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. В апреле 1803 выведен на Ревельский рейд и поставлен как плав-батарея на случай нападения противника на Ревель. В 1805 переоборудован в плавгоспиталь в Ревеле.

Командиры: В.И. Глебов (1792), Ф.И. Тезигер (1793, 1795-1796), П.А. Данилов (1799), М.Н. Лизунов (1800), Д.А. Игнатьев (1801-1802), Д. Монк (до 15.5.1803), П.М. Рожнов (с 15.5.1803).

"АЛЕКСЕЙ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 26 июня 1789 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1790, вошел в состав Балтийского флота.

До 1794 находился в Архангельске. 30 июня 1794 во главе эскадры под флагом контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска для перехода в Балтийское море. Эскадра заходила на Эдинбургский рейд и в Копенгаген, а 27 сентября прибыла в Кронштадт. С мая по сентябрь 1795 “Алексей” находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. В 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 20 августа 1798 в составе эскадры контр-адмирала П.К. Карцова вышел из Ревеля к берегам Англии для совместных действий с английским флотом против Франции и Голландии. 19-20 сентября в проливе Скагеррак выдержал сильный шторм, разлучился с эскадрой, получил повреждения и зашел в Арондель (Норвегия). 8 ноября прибыл в Ярмут, где присоединился к эскадре. До июля 1799 “Алексей” находился в Англии. 8 июля 1799 во главе отряда он вышел с Норского рейда в Россию, 5 августе пришел в Ревель, а 14 августа в Кронштадт. В 1800-1802 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. 3 июля 1800 принимал участие в показательном учении у Красной Горки в присутствии Е.И.В. Павла I. В 1808 во время англо-русской войны 1807-1812 установлен как блокшив на Северном фарватере у острова Котлин. Разобран в 1815 в Кронштадте.

Командиры: М.И. Борисов (1794, 1798-1799), Ф.С. Палицын (1795), А.Н. Саблин (1797), А.С. Смирнов (с 1800 до 24.8.1802), Я.П. Дон (с 24.8.1802 по 1804), Е.И. Лупандин (1808).

"ПЁТР"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 26 июня 1789 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 22 мая 1790, вошел в состав Балтийского флота.

В июле-сентябре 1792 с эскадрой перешел из Архангельска в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1792-1797. 9 июня 1793 с отрядом пришел из Кронштадта в Ревель. 30 июня в составе эскадры адмирала В.Я. Чичагова вышел из Ревеля к проливу Зунд. С 10 июля по 13 августа эскадра находилась у острова Мэн, блокируя пролив, а 20 августа прибыла в Ревель. В 1794 “Пётр” в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. 21 июня 1795 с эскадрой вице-адмирала П.И. Ханыкова под флагом контр-адмирала Е.Е. Тета вышел из Ревеля для совместных действий с английским флотом против Франции. 27 июля корабли эскадры прибыли на Дильский рейд, где присоединились к английской эскадре. С 10 августа по 10 сентября “Пётр” крейсировал в Северном море в составе объединенной эскадры, блокирующей побережье Голландии. До сентября 1796 он находился в Англии, периодически выходя с эскадрой в крейсерство в Северное море. 24 сентября 1796 с эскадрой вышел с Ширнесского рейда и 1 октября прибыл в Копенгаген. 24 октября он возглавил эскадру контрадмирала М.К.Макарова, которая отделилась от эскадры П.И. Ханыкова и по просьбе английского правительства вышла из Копенгагена в Англию. 15 ноября суда эскадры прибыли на Норский рейд. До июня 1797 “Пётр” вместе с эскадрой находился в Англии, периодически выходя в крейсерство в Северное море. 12 июня в Северном море русские суда отделились от английской эскадры и пошли в Россию, 16 июля они прибыли в Кронштадт. “Пётр” участвовал в войне с Францией 1798-1800. 26 июня 1799 пришел из Кронштадта на Ревель-ский рейд, присоединился к эскадре адмирала П.И. Ханыкова и 5 июля вышел с ней в Балтийское море для обеспечения прохода через пролив Зунд кораблей эскадры контр-адмирала П.В. Чичагова с войсками на борту. С 12 июля суда эскадры крейсировали у берегов Померании, осматривая встречные суда, заходили на Данцигский рейд, а 5 августа пришли в Ревель. В 1800 и 1803 “Пётр” в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. Больше в море не выходил. Разобран в 1821 в Кронштадте.

Командиры: А.Г. Бардаков (1792-1796), князь Д.С. Трубецкой (1797-1798), А.С. Бабаев (1799-1800), М.И. Муханов (1803).

"ПАМЯТЬ ЕВСТАФИЯ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 14 июля 1790 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель М.Д. Портнов. Спущен 24 мая 1791, вошел в состав Балтийского флота.

30 июня 1794 с эскадрой под флагом контр-адмирала И.А. Повалишина вышел из Архангельска для перехода в Балтийское море. Эскадра заходила в Эдинбург и Копенгаген, а 27 сентября прибыла в Кронштадт. Корабль участвовал в войне с Францией 1792-1797. 1 июня 1795 во главе эскадры под флагом вице-адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в Англию для совместных действий с английским флотом против Франции. Эскадра, зайдя в Ревель и Копенгаген, 27 июля прибыла на Дильский рейд, где соединилась с английской эскадрой. С 10 августа по 10 сентября в составе объединенной англо-русской эскадры корабль выходил в крейсерство в Северное море для блокады побережья Голландии. До мая 1796 он находился в Англии, 19 мая 1796 вышел с Норского рейда и, зайдя в Эдинбург и Копенгаген, 25 июля прибыл в Кронштадт. В 1797 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 4 июня 1798 с отрядом пришел в Ревель из Кронштадта, 11 июня в составе эскадры адмирала А.И. Круза вышел в Балтийское море к острову Борнгольм, в июне-июле 1798 крейсировал в районе остров Борнгольм - острова Христиансар. 3 августа прибыл в Ревель, а 26 августа в Кронштадт. В 1800 в составе эскадры находился в практическом плавании. 3 июля принимал участие в показательном учении у Красной Горки в присутствии Е.И.В. Павла I. В 1803 перешел из Кронштадта в Ревель. Разобран в 1817 в Ревеле.

Командиры: А.Л. Симанский (1794), Г.А. Сенявин (1795-1798), П.Ф. Бачманов (1800-1802), Г.Д. Креницын (1803).

"ИСИДОР"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 10 октября 1792 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель Г. Игнатьев. Спущен в 1795, вошел в состав Балтийского флота, с 1801 - в составе Черноморского флота.

Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 3 июля 1798 с эскадрой вице-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска к берегам Англии для совместных действий с английским флотом против Франции и Голландии. 8 августа эскадра прибыла на Норский рейд, а 30 августа перешла в Ярмут. 20 сентября “Исидор” в составе объединенной англо-русской эскадры под общим командованием вице-адмирала Онслоу вышел в крейсерство к острову Тексель, 23 сентября из-за повреждений рангоута вернулся в Англию, где находился до июня 1799. 2 июня во главе эскадры под флагом вице-адмирала П.К. Карцева вышел из Портсмута в Средиземное море на усиление эскадры Ф.Ф. Ушакова. До Гибралтара русские суда конвоировали английские транспорты. 3 августа они прибыли в Палермо, куда 22 августа пришла эскадра Ф.Ф. Ушакова. 8 сентября в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова “Исидор” прибыл в Неаполь. 21 декабря эскадра вышла из Неаполя для высадки десанта на остров Мальта, по пути зашла в Мессину, где получила приказ Павла I о возвращении в Россию. 31 декабря 1799 она вышла из Мессины и 7 января 1800 прибыла в Корфу. 20 марта во главе эскадры под флагом вице-адмирала П.К. Карцева “Исидор” вышел из Корфу. Эскадра с 25 марта крейсировала в районе остров Сицилия - остров Мальта - африканский берег, а 19 мая прибыла в Палермо. 27 мая она вышла из Палермо и 2 июня вернулась в Корфу, где соединилась с эскадрой Ф.Ф. Ушакова. 6 июля в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова “Исидор” вышел из Корфу и 26 октября 1800 прибыл в Севастополь. В октябре 1804 в составе отряда перевез войска из Севастополя в Поти. В 1805 вместе с фрегатом “Назарет” ходил из Севастополя в Корфу, доставив туда сухопутные войска, затем вернулся в Севастополь. Участвовал в войне с Турцией 1806-1812. 21 апреля 1807, приняв на борт солдат 4-го Морского полка, в составе эскадры контр-адмирала А.С. Пустошкина вышел из Севастополя. 27 апреля суда эскадры прибыли к Анапе, 29 апреля высадили десант, взявший крепость. 6 мая эскадра ушла от Анапы и 13 мая вернулась в Севастополь. Корабль больше в море не выходил, стоял в Севастопольском порту. Разобран после 1812.

Командиры: М.А. Шепинг (с 1798 до 7.3.1799), И.Л. Трескин (с 7.3.1799 по 1800),Т.Г.Перский (1803-1807), В.Я. Деревицкой (1808).

"ВСЕВОЛОД"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 21 сентября 1794 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель Г. Игнатьев. Спущен 24 августа 1796, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 3 июля 1798 во главе эскадры под флагом вице-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска к берегам Англии для совместных действий с английским флотом против Франции и Голландии. 8 августа эскадра прибыла на Норский рейд, а 30 августа перешла в Ярмут. С 20 сентября по 13 ноября в составе объединенной англо-русской эскадры под общим командованием вице-адмирала Онслоу “Всеволод” выходил в крейсерство к острову Тексель, а затем вернулся на Норский рейд. До июня 1800 с эскадрой находился в Англии, периодически выходя в крейсерство в Северное море. 16 августа 1799 принимал участие в высадке десанта на побережье Голландии. 19 июня 1800, приняв на борт русские войска, в составе эскадры вышел из Портсмута в Россию, 9 июля пришел в Ревель, а 21 июля в Кронштадт. В августе 1800 с отрядом доставил из Кронштадта в Ревель провиант для судов Ревельской эскадры. В 1801 в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. В мае 1803 перешел из Ревеля в Кронштадт. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. В сентябре 1805 в составе эскадры адмирала Е.Е. Тета доставил экспедиционный корпус генерала графа П.А. Толстого из Кронштадта в Померанию, на переходе выдержав сильный шторм. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808-1809. 14 июля 1808 в составе эскадры адмирала П.И. Ханыкова вышел из Кронштадта в крейсерство к полуострову Гангут. 13 августа, встретив превосходящую по силам англо-шведскую эскадру, русские суда пошли к Балтийскому порту, “Всеволод” шел концевым в колонне. На рассвете 14 августа он подвергся атаке двух английских кораблей и был сильно поврежден. Русская эскадра повернула для оказания ему помощи, и английские корабли отошли. “Всеволод” не мог держаться в строю и шел на буксире у фрегата “Полукс” в Балтийский порт, куда ушла эскадра П.И. Ханыкова. В 6 милях от порта буксир лопнул, “Всеволод” увалился под ветер, не смог обогнуть мыс острова Малый Роге и стал на якорь у берега. С судов эскадры, вошедшей в порт, были посланы шлюпки под защитой вооруженных барказов для буксировки корабля в порт. В 16 часов шлюпки подошли к кораблю и начали буксировку. Два английских корабля, увидев бедственное положение “Всеволода”, подошли и, разогнав картечным огнем шлюпки, атаковали поврежденный корабль. Командир Д.В. Руднев, решив защищаться “до последней крайности”, посадил “Всеволод” на мель. Корабль “Сеntаur”, подойдя с носа, свалился вплотную, пытаясь взять “Всеволод” на абордаж, но при этом сам сел на мель. Даже после часового ожесточенного боя англичане не сумели захватить корабль. Второй корабль “Imрlасаblе” зашел с кормы и продольными залпами вызвал огромные разрушения, при этом большая часть экипажа “Всеволода” погибла. После захвата корабля и безуспешных попыток снять его с мели англичане разграбили его и подожгли. Утром 15 августа 1808 “Всеволод” взорвался. Остальные корабли эскадры Ханыкова во время боя снялись с якорей, но из-за маловетрия не смогли выйти из порта. Адмирал П.И. Ханыков и командиры трех кораблей, не оказавших помощь “Всеволоду” утром 14 августа, были преданы суду.

Командиры: К.И. Гревенс (1798-1802), Н.А. Бодиско (до 5.1803), П.А. Толокнеев (с 5.1803), К.А. Твент (1805- 1806), Д.В. Руднев (1808).

"СЕВЕРНЫЙ ОРЁЛ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 21сентября 1794 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель Г. Игнатьев. Спущен 2 мая 1797, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 3 июля 1798 в составе эскадры вице-адмирала Е.Е. Тета вышел из Архангельска к берегам Англии для совместных действий с английским флотом против Франции и Голландии и 8 августа пришел на Норский рейд. До июня 1800 находился в Англии, периодически выходя с эскадрой в крейсерство в Северное море. 11-16 августа 1799 конвоировал английские транспорты с десантом к берегам Голландии, корабельные шлюпки перевозили войска на берег. 19 июня 1800, приняв на борт русские войска с английских транспортов, в составе эскадры вышел из Портсмута в Россию, 9 июля прибыл в Ревель, а 21 июля в Кронштадт. В августе 1800 в составе отряда доставил из Кронштадта в Ревель провиант для судов Ревельской эскадры. В 1801 и 1803 “Северный Орёл” в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. В 1808 во время англо-русской войны 1807-1812 был выведен на Северный фарватер для обороны острова Котлин. Разобран в 1809 в Кронштадте.

Командиры: Р.Ф. Свитин (1798-1800), Ф.Я. Ломен (1801), П.М. Рожнов (до 15.5.1803), Д. Монк (с 15.5.1803 по 1806), И.Г. Бачманов (1808).

"МОСКВА"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 21 августа 1798 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель Г. Игнатьев. Спущен 22 мая 1799, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 8 сентября 1799 в составе эскадры вице-адмирала Б.А. Баратынского вышел из Архангельска к берегам Англии для совместных действий с английским флотом против Франции и Голландии. 2 октября в океане выдержал сильный шторм, разлучился с эскадрой и далее шел самостоятельно. 21 октября прибыл на Литский рейд. До июля 1800 находился в Англии. 20 июля с эскадрой вышел из Портсмута в Россию, 26 сентября прибыл в Кронштадт. В 1801 и 1803 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. В 1804 исправлен и обшит медными листами в Кронштадтском доке. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. 5 июля 1805 был подписан Высочайший указ Александра I подготовить эскадру (в том числе и “Москву”) к экспедиции в Средиземное море. 10 сентября 1805 в составе эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина корабль вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Ревель - Копенгаген - Портсмут - Гибралтар - Кальяри - Мессина и 18 января 1806 прибыл в Корфу. С 16 февраля по 27 марта он конвоировал из Корфу к проливу Дарданеллы транспорты с русскими войсками, затем вернулся в Корфу. В апреле 1806 доставил войска из Корфу в Котор. 20 мая в составе отряда Д.Н. Сенявина пришел к Триесту для освобождения задержанных австрийцами русских торговых судов. После освобождения судов и ухода отряда был оставлен для блокады Венеции. 30 мая обстрелял караван торговых судов, вышедших из Венеции в сопровождении французских канонерских лодок, и заставил их вернуться в порт. В июне-августе 1806 действовал в составе эскадры у Новой Рагузы и Кастельиово. В сентябре 1806 доставил в Триест депеши Д.Н. Сенявина, посланные в Россию. 2 декабря пришел к эскадре Д.Н. Сенявина, осаждавшей крепость Курцало, доставив туда черногорских стрелков. 10 декабря отряд судов, в составе которого находился корабль “Москва”, подошел к крепости Браццо, обстрелял укрепления и высадил десант, взявший крепость. После ухода эскадры Д.Н. Сенявина к проливу Дарданеллы остался в составе отряда капитан-командора И.А. Баратынского в Адриатическом море. 28 мая суда отряда высадили десант у крепости Алмисса, но ввиду превосходства войск противника 30 мая десант пришлось снять с берега. 31 мая отряд, идя вдоль берега, обстреливал французские войска, а 2-3 июня обстреливал войска противника у г. Макарска. 6 июня отряд высадил десант у сел. Тучети, но на следующий день, сняв с берега десант, ушел в Кастельново. После заключения Тильзитского мирного договора и передачи Кастельново французам, приняв на борт русские войска, 14 августа отряд вышел из Кастельново в Венецию.

Поскольку Венеция была блокирована англичанами, русские суда высадили войска в Пирано. Получив приказ Д.Н. Сенявина о возвращении в Россию, 19 сентября отряд пришел в Корфу (уже после ухода эскадры Д.Н. Сенявина). 2 октября корабль “Москва” и “Св. Пётр” вышли из Корфу в Россию, 9 октября между островами Сицилия и Сардиния выдержали сильный шторм и 17 октября зашли в порт Ферайо на острове Эльба. В начале 1808 корабль “Москва” перешел в Тулон, разойдясь в море с английской эскадрой, и поступил в распоряжение французов. Простояв в Тулоне 22 месяца, командир отряда получил Высочайшее повеление от 27 сентября 1809 “из-за ветхости продать корабль французам, экипажу возвратиться в Россию”. В начале 1810 экипаж корабля вышел из Тулона и 17 мая пересек границу России.

Командиры: Г.А. Сарычев (1799-1800), А.С. Бабаев (1801-1802), Е.П. Гетцен (1803-1809).

"ЯРОСЛАВ"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 21 августа 1798 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель Г. Игнатьев. Спущен 22 мая 1799, вошел в состав Балтийского флота.

Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 8 сентября 1799 во главе эскадры под флагом вице-адмирала Б.А. Баратынского вышел из Архангельска к берегам Англии для совместных действий с английским флотом против Франции и Голландии. 2 октября в океане суда попали в сильный шторм и разлучились. От качки, ветра и ударов волн на “Ярославе” сломались все три мачты и румпель, треснуло перо руля. Под фальшивым вооружением он подошел к берегам Норвегии, для улучшения остойчивости спустив орудия в трюм. 6 октября был взят на буксир английским транспортным судном и 14 октября приведен в Микинес-фиорд, где простоял до 30 октября в ремонте, а затем продолжил поход на буксире английского судна. 12 ноября у берегов Шотландии английское судно было отпущено, а 15 ноября “Ярослав” был взят на буксир английским фрегатом “Сhаmрiоn” и 17 ноября приведен на Литский рейд. До июля 1800 находился в Англии. 20 июля 1800 во главе эскадры под флагом вице-адмирала Б.А. Баратынского вышел из Портсмута в Россию, 3 сентября пришел в Ревель, а 26 сентября в Кронштадт. В 1801 и 1803 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. 11 июля 1804 пришел из Кронштадта в Ревель и, приняв на борт солдат 3-го Морского полка, в составе эскадры вице-адмирала Р. В. Кроуна вышел в Балтийское море. С 20 июля по 1 августа эскадра лавировала у острова Борнгольм, 22 августа пришла в Кронштадт. 25 сентября “Ярослав” был введен в док для исправления и обшивки медными листами. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. 5 июля 1805 последовал Высочайший указ Александра I подготовить эскадру (в том числе и “Ярослав”) к экспедиции в Средиземное море. 10 сентября 1805 “Ярослав” во главе эскадры под флагом вице-адмирала Д.Н. Сенявина вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Ревель - Копенгаген - Портсмут - Гибралтар - Кальяри - Мессина и 18 января 1806 прибыл в Корфу. 3 марта Д.Н. Сенявин перенес свой флаг на корабль “Св. Пётр”. 4 марта, приняв на борт солдат Витебского полка, “Ярослав” вышел из Корфу в Котор. 30 марта в составе отряда капитана 1 ранга Г.Г. Белле (Белли) подошел к крепости Курцало и, приблизившись на пистолетный выстрел, открыл огонь по береговым батареям. Через 30 минут французские орудия были сбиты и крепость капитулировала. 17-20 апреля отряд пытался овладеть крепостью Хвар. 5 мая “Ярослав” доставил пленных французов из Курцало в Корфу, в июне 1806 перевозил войска к Новой Рагузе. С 5 июля в составе отряда блокировал крепость Новая Рагуза с моря. В августе 1806 перевозил войска из Курцало в Котор, конвоировал призовые суда в Корфу. 19 и 20 сентября артогнем прикрывал отход русских войск к Кастельново и помогал отражать штурм французов. 27-30 ноября в составе отряда Д.Н. Сенявина принимал участие во взятии крепости Курцало. 10 декабря корабли отряда обстреляли крепость Браццо и высадили десант, взявший крепость. В декабре 1806 - январе 1807 “Ярослав” ходил в Триест для доставки в Корфу курьера с Высочайшими указами. Участвовал в войне с Турцией 1806-1812. 10 февраля 1807 в составе эскадры Д.Н. Сенявина вышел из Корфу, 23 февраля прибыл к проливу Дарданеллы, а 8 февраля высадил на остров Тенедос десант, взявший крепость. С 16 марта по 2 апреля блокировал пролив Дарданеллы в паре с коралем “Рафаил”. 10-11 мая участвовал в Дарданелльском сражении. Утром 11 мая в составе отряда контр-адмирала А.С. Грейга был послан отрезать отставшие турецкие суда, но те сумели проскочить в пролив. До 1 июня отряд блокировал пролив Дарданеллы, 3 июня подошел к острову Лемнос и высадил десант, захвативший передовые укрепления крепости Пелари. 4 июня по приказу Д.Н. Сенявина суда приняли с берега войска и ушли к острову Тенедос. 18 июня “Ярослав” с эскадрой вышел на поиск турецкого флота. 19 июня участвовал в Афонском сражении, в паре с кораблем “Мощный” атаковал турецкий 84-пушечный корабль “Анкай-Бахри” под вице-адмиральским флагом. В ходе боя на “Ярославе” был перебит бегучий такелаж и потеряно управление парусами, ветром корабль развернуло, и он стал расходиться с турецкой эскадрой контркурсом. Проходя мимо турецкого арьергарда, энергично его обстреливал, одновременно исправляя такелаж. Стремясь уничтожить отставший русский корабль, турки пытались взять его “в два огня”, но залпами картечью из орудий правого борта “Ярослав” заставил их отойти. 25 июня с эскадрой пришел к острову Тенедос. Погрузив снятые с береговых укреплений пушки, 25 июля вместе с плененным в Афонском сражении кораблем “Седель-Бахр” вышел в Корфу. 19 сентября в составе эскадры Д.Н. Сенявина вышел из Корфу в Россию. 5 октября суда прошли Гибралтар, но 7 октября задули противные северные ветры, не позволившие им продвинуться далее м. С.-Винсент. 30 октября 1807 эскадра пришла в Лиссабон, а с ноября 1807 была блокирована там английским флотом (после начала англо-русской войны 1807 -1812). После подписания Лиссабонского мирного договора и подготовки эскадры к переходу в Портсмут ввиду ветхости “Ярослав” было решено оставить в Лиссабоне. Экипаж перешел на другие суда эскадры, на “Ярославе” остались лишь 30 человек. В 1809, после сдачи корабля англичанам, оставшиеся моряки прибыли в Портсмут и вместе с остальными экипажами на английских транспортах были доставлены в Ригу. В 1813 “Ярослав” продан Англии.

Командиры: И.А. Баратынский (1799-1801), П.А. Боиль (1802-1804), Ф.К. Митьков (1805-1809).

"СВЯТОЙ ПЁТР"

Длина - 51,9 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 670/770 человек.

Заложен 12 ноября 1798 на Соломбальской верфи в Архангельске. Строитель Г. Игнатьев. Спущен 22 июля 1799, вошел в состав Балтийского флота.

8 сентября 1799 в составе эскадры вице-адмирала Б.А. Баратынского вышел из Архангельска к берегам Англии. 2 октября во время сильного шторма разлучился с эскадрой. На корабле были сломаны все три мачты и бушприт; при падении грот-мачта повредила правый шкафут, разбила катер и барказ, фок-мачта, падая, повредила гальюн и штевень. Вода в трюме поднялась до 1 м, несмотря на непрерывную откачку. 3 октября, поставив фальшивое вооружение, “Св. Пётр” пошел вдоль норвежского берега. 24 октября во время сильного шторма на нижнем деке сорвало с рымов пушку. 14 ноября “Св. Пётр” пришел в Берген, остался на зимовку и простоял там до августа 1801. 13 августа 1801 в Берген пришли фрегат “Архипелаг” и транспорт “Минерва” для обеспечения перехода “Св. Петра” в Кронштадт, куда прибыли 19 сентября. В 1802 “Св. Пётр” в составе эскадры находился в практическом плавании в Финском заливе. В мае-июне 1803 находился на Кронштадтском рейде для обучения экипажа. 11 июля 1804 пришел в Ревель из Кронштадта и, приняв на борт солдат 3-го Морского полка, в составе эскадры вице-адмирала Р.В. Кроуна вышел в Балтийское море. С 20 июля по 1 августа суда крейсировали у острова Борнгольм, 22 августа прибыли в Кронштадт. “Св. Пётр” был поставлен в док для исправления и обшивки медными листами. Участвовал в войне с Францией 1804-1807. 5 июля 1805 последовал Высочайший указ Александра I подготовить эскадру (в том числе “Св. Пётр”) к экспедиции в Средиземное море. 10 сентября 1805 в составе эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина он вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Ревель - Копенгаген - Портсмут - Гибралтар - Кальяри - Мессина и 18 января 1806 прибыл в Корфу. В начале апреля 1806 доставлял войска в Котор. 28 апреля  суда эскадры прибыли к крепости Курцало и высадили десант, взявший крепость. 20 мая в составе отряда Д.Н. Сенявина “Св. Пётр” пришел к Триесту для освобождения русских транспортных судов, задержанных австрийцами. 21 мая суда вошли в порт и встали против береговых батарей. В результате решительных действий отряда русские суда были освобождены. 27 мая отряд прибыл в Котор. В июне 1806 “Св. Пётр” с отрядом действовал у Новой Рагузы, обстреливая крепость Сан-Марко (5 июня) и прикрывая высадку десанта, затем доставил из Котора провиант и патроны для войск, блокирующих Новую Рагузу. В июле 1806 крейсировал у берегов Далмации. 2-5 августа, приняв на борт гарнизон крепости Курцало, доставил его в Кастельново. 7 сентября “Св. Пётр” прибыл к Новой Рагузе и, подойдя к берегу, открыл огонь по французским батареям с целью уточнить их расположение; до 13 сентября с отрядом обстреливал батареи и войска противника. 19 сентября арт-огнем прикрывал отход русских войск от Старой Рагузы к Кастельново, затем вошел в Которскую бухту, где простоял до конца года. После ухода эскадры Д.Н. Сенявина к проливу Дарданеллы остался с отрядом капитан-командора И.А. Баратынского в Которе. В апреле 1807 приходил к Новой Рагузе для содействия сухопутным войскам. 26 мая отряд высадил десант у Сполатро, но ввиду явного превосходства противника десант был снят с берега под прикрытием корабельной артиллерии. 28 мая суда отряда высадили десант у крепости Алмисса, но ввиду превосходства войск противника 30 мая десант пришлось с берега снять. 31 мая отряд, идя вдоль берега, обстреливал французские войска, а 2-3 июня обстреливал войска противника у г. Макарска. 6 июня отряд высадил десант у селения Тучети, но на следующий день, сняв с берега десант, ушел в Кастельново. 4 июля “Св. Пётр” встал на позицию у Кастельново для защиты крепости. После заключения Тильзитского мирного договора и передачи Кастельново французам, приняв на борт русские войска, 14 августа отряд вышел в Венецию. Поскольку Венеция была блокирована англичанами, русские суда высадили войска в Пирано. Получив приказ Д.Н. Сенявина о возвращении в Россию, 19 сентября отряд пришел в Корфу (уже после ухода эскадры). 2 октября  корабли “Св. Пётр” и “Москва” вышли из Корфу в Россию, 9 октября между островами Сицилия и Сардиния выдержали сильный шторм и 17 октября зашли в порт Ферайо на острове Эльба. В начале 1808 “Св. Пётр” перешел в Тулон, разойдясь в море с английской эскадрой, и поступил в распоряжение французов. Простояв в Тулоне 22 месяца, командир отряда получил Высочайшее повеление от 27 сентября 1809 “из-за ветхости продать корабль французам, экипажу возвратиться в Россию”. В начале 1810 экипаж корабля вышел из Тулона и 17 мая пересек границу России.

Командиры: Е.И. Лутохин (1799-1802), А.И. Элиот (1803-1804), И.А. Баратынский (1805-1807).

"ЕЛИСАВЕТА"

Длина - 53,7 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия ; Экипаж - 583/714 человек.  

Заложен 22 ноября 1788 в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Строители Кольманн и М. Сарычев. Спущен 6 сентября 1795, вошел в состав Балтийского флота.

В 1796 и 1797 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. Участвовал в войне с Францией 1798-1800. 29 мая 1798 во главе эскадры под флагом вице-адмирала М.К. Макарова вышел из Ревеля в Англию для совместных действий с английским флотом против Франции и Голландии. 3 июля у острова Тексель русские суда присоединились к английской эскадре адмирала Онслоу и совместно блокировали голландское побережье. Из-за сильной течи “Елисавета” отделилась от эскадры и 18 августа пришла на Норский рейд. До июня 1800 корабль находился в Англии, периодически выходя с эскадрой в крейсерство в Северное море. 16 августа 1799 принимал участие в высадке десанта на побережье Голландии. 19 июня 1800, приняв на борт русские войска, во главе эскадры под флагом М.К. Макарова вышел из Портсмута в Россию и 21 июля прибыл в Кронштадт. В июне-августе 1802 в составе эскадры находился в практическом плавании в Балтийском море до острова Борнгольм, 4 сентября пришел в Ревель. С 1803 по 1812 ежегодно занимал брандвахтенный пост на Ревельском рейде. Разобран в Ревеле в 1817.

Командиры: Л.И. Качалов (1796-1797), Н.И. Шешуков (1798-1800), Я.П. Дон (до 24.8.1802), А.С. Смирнов (с 24.8.1802 по 1804), Я.Ф. Адлерберг (1809-1812).

Без названия

Длина - 53,7 м ; Ширина - 14,2 м ; Вооружение - 74 орудия

Заложен 11 сентября 1795 в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Строитель Д. Масальский. Достроен не был и в 1798 разобран.

 

   
Реклама: