Военно-морской флот России


Ю.Савенков. У Берегов Порт-Артура.

Будет ли поднят со дна броненосец "Петропавловск"

В акватории восточно-китайского порта Люйшунь (поколениям русских людей он был известен как Порт-Артур) в заливе Бохайвань Желтого моря с помощью современных приборов Было проведено всестороннее обследование русского броненосца “Петропавловск”, Сраженного минами в самом начале русско-японской войны 1904—1905 годов. Экспертиза установила координаты корабля, его размеры. Как считают специалисты, поднять “Петропавловск”, покоящийся на глубине 40 метров, технически вполне возможно. Появились энтузиасты...

Автор статьи в китайском журнале “Окно “Дунбэя” (он выходит в городе Далянь, который вместе с Люйшунем образует единый административный район Люйда) так оценивает ситуацию: “Все готово, ждем попутного ветра”. И затем поясняет эту несколько туманную формулу: “Общественное мнение и финансовая поддержка — вот что нужно. А они зависят от степени интереса к этой инициативе, от понимания ее высокого смысла”.

Сам автор, историк, в прошлом военный моряк, считает, что теперь в Люйшуне немногое напоминает о былых сражениях: лишь две корабельные пушки из тех, что использовались, русскими на оборонительных рубежах крепости, после того как русская эскадра потеряла господство на море и была заперта в гавани; да кормовая пушка с китайского корабля “Цзиюань” времен японско-китайской войны 1894 года, который был захвачен японцами, включен в японскую эскадру, но в конце 1904 года подорвался на русской мине и затонул. Автор мечтает о том, чтобы “черная громадина броненосца “Петропавловск” выросла над водой и стала памятником былого”.

...Впервые я услышал об идее подъема “Петропавловска” от Дун Лиу, директора Центра по изучению СССР при библиотеке Пекинского университета. Человек он одержимый, со своим видением явлений. На сей раз его воображением владеет идея подъема “Петропавловска”. Недавно представитель центра ездил в Далянь и обнаружил: среди энтузиастов, поддерживающих эту инициативу, и муниципальные власти, и туристическое бюро, и администрация по охране памятников старины. Но как отнесутся к ней центральные власти? Будет ли энтузиазм подкреплен материально? Кто будет поднимать корабль? Дун Лиу убежден: на данном этапе самое главное — общественное мнение.

Напомню читателям обстоятельства гибели флагманского броненосца “Петропавловск”. Шла русско-японская война. С фронта поступали невеселые вести. Японский флот блокировал Ляодуньский полуостров с моря. В неравном бою погиб крейсер “Варяг”. Армия микадо высадилась в Корее. Реальной была

опасность полной изоляции Порт-Артура. Моральный дух защитников крепости был очень низок. Замерла на внутреннем рейде, словно парализованная, русская эскадра. Японские корабли безнаказанно разгуливали около крепости. Пассивность руководства рождала безнадежность. Нужен был перелом.

И в это критическое время командующим тихоокеанской эскадрой назначается вице-адмирал С. О. Макаров. Его талант был многогранен, а авторитет во флоте очень высок. Флотоводец. Океанограф. Полярный исследователь. Автор капитального труда по морской тактике. Изобретатель. Он положил начало применению минных и торпедных катеров, сформулировал принципы противоминной обороны, сконструировал бронебойный наконечник к артиллерийским снарядам, значительно увеличивший их пробивную силу. На ледоколе “Ермак” совершил два арктических рейса в тяжелых ледовых условиях. Как считают историки, назначен он был вопреки желанию морского ведомства — по воле общественного мнения. Степан Осипович был в постоянном конфликте с сановниками, а о японской опасности предупреждал давно.

В Порт-Артуре Макаров стал действовать решительно: организовал ремонт кораблей, отстранил нескольких бездарных капитанов, изменил боевую тактику, перейдя от пассивной к активной обороне, организовал боевое патрулирование на ближних подступах к Порт-Артуру. Инициатива стала медленно склоняться на нашу сторону. Но судьба распорядилась иначе...

Утром 31 марта 1904 года после очередного маневра эскадра возвращалась в гавань Порт-Артура. Впереди шел “Петропавловск” под флагом командующего флотом. Японские корабли маневрировали в отдалении. До входа в гавань оставалось совсем немного. Но в 9.39 по правому борту раздался чудовищный взрыв. Пламя взметнулось выше мачт броненосца. Нос, окутанный черным дымом, стремительно погрузился в морскую пучину...

Спаслись немногие. Около 700 офицеров и матросов погибли. Вместе с ними адмирал Макаров и художник-баталист Василий Верещагин. Он вместе с адмиралом находился на капитанском мостике и, очевидно, внимательно слушал его пояснения. По иронии судьбы адмирал, уделявший столь пристальное внимание противоминной тактике, погиб от вражеской мины...

Автор статьи в китайском журнале “Окно Дунбэя” приводит такую версию. Один из офицеров, служивших на флагмане “Петропавловск”, влюбился в местную русскую барышню веселого нрава. Накануне выхода в море пришел к ней проститься и проговорился о времени выхода и курсе флагмана. Служанка возлюбленной была японской шпионкой. Она передала информацию “нищему”, что “просил милостыню” у ворот дома. Тот ночью перешел сопку Железная и с помощью сигнального Фонарика передал сведения японским судам. Адмирал Того приказал поставить мины на внешнем рейде. Ночью, когда Макаров еще находился на крейсере “Диана”, вдали были замечены какие-то силуэты. Возникло подозрение: не ставят ли японцы мины под прикрытием мрака и дождя? Но по непонятным причинам адмирал не приказал открыть огонь, осветить подозрительный квадрат прожекторами или протралить это место поутру. Тайна этой беспечности покоится на дне морском.

Итак, подъем броненосца “Петропавловск” технически возможен. По утверждению специалистов, предметы под водой поддаются ржавчине и окислению медленнее, чем на воздухе. Когда в этих же ведах выловили недавно кормовую пушку корабля “Цзиюань”, что стоит ныне во дворе городского музея, то обнаружили: ствол свободно поворачивается. А ведь “Петропавловск” затонул ненамного раньше “Цзиюаня”.

Китайские энтузиасты уже строят планы. Историки предвкушают ценный материал для изучения той эпохи: вооружение, предметы быта, ордена, драгоценности, золото и серебро, бывшие тогда в хождении. Есть разные варианты. Одни предполагают поставить поднятый броненосец на горе Байюи в Люйшуне, другие в даляньском парке “Сичхай” — на обозрение китайским и иностранным туристам. Некоторые советуют отремонтировать броненосец и его кубрики и поставить его на приколе в море — пусть верно послужит туристическому бизнесу...

Думаю, и нам небезразлична судьба броненосца. Ведь там личные вещи нашего национального героя вице-адмирала Макарова, многих офицеров и матросов русского флота.

Может быть, это тот самый случай, когда необходимы совместные усилия морских ведомств Китая и России?