Военно-морской флот России


Николай Манвелов. Девять малоизвестных фактов из жизни крейсера “Аврора”

Казалось бы, про этот корабль известно все. Мы с детства помним его изображение на ордене Октябрьской Революции с направленным куда-то вбок лучом прожектора, что-то слышали о грандиозном ремонте затеянном к 70-летию Октябрьской революции и смотрели массу фильмов об октябре 1917 года, когда крейсер произвел свой легендарный выстрел. Тем не менее, существует немало интересных моментов в жизни “Авроры”, мало известных широкой публике.

Как ни странно, но корабль с такой исторической судьбой изначально строился по далеко не лучшему проекту - машины оказались маломощными, а артиллерия была слабее, чем у иностранных аналогов. В результате во флоте бытовала шутка - от обычного океанского парохода “Аврора” отличается низкой скоростью и некоторым количеством шестидюймовых (152-миллиметровых) орудий.

В мае 1905 года “Авроре” повезло - в составе отряда крейсеров 2-й Тихоокеанской эскадры корабль смог оторваться от преследования японского флота и укрыться в филиппинском порту Манила, где была база военного флота США. Тогда еще никто не мог себе предположить, что русский крейсер станет одним из двух кораблей, участвовавших в Цусимском сражении и уцелевших до наших дней. Вторым является японский линейный корабль “Микаса”, флагман адмирала Того. Кстати, после окончания 2-й мировой войны правительство СССР настойчиво требовало отправить японского ветерана на разборку.

Впрочем, благодаря Цусиме “Аврора” получила положительную международную известность. Дело в том, что на ее борту впервые в боевых условиях была опробована рентгенографическая установка, что позволило спасти немало русских моряков. Мало того, в Маниле, как позже выяснилось, эта аппаратура, к стыду американцев, не функционировала.

В феврале 1911 года “Аврора” зашла в сицилийский порт Мессина - надо было получить особую золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий разрушительного землетрясения 1908 года. И надо же было так случиться, что в день прихода в городе случился сильнейший пожар. Авроровцы приняли в его тушении активное участие, и с тех пор в глазах мессинцев русские моряки стали стойко ассоциироваться с ликвидаций стихийных бедствий.

Как известно, сигналом к штурму Зимнего дворца послужил выстрел носового орудия “Авроры”. Куда меньше известно о том, что на позицию корабль выводил лично командир Николай Эриксон, опасавшийся того, что матросы могут посадить крейсер на мель. Кстати, сразу же после стрельбы “Авроры” по Петрограду поползли слухи, что корабль вел огонь боевыми снарядами. Впрочем, если бы так было на самом деле, то Зимний дворец дошел бы до наших дней в куда менее сохранном состоянии.

Интересно, что в роли главного корабля Революции могло оказаться практически любое военное судно, стоящее на Неве. Ведь Аврора появилась у Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта) только для того, чтобы не допустить его захвата силами, верными Временному правительству. И это был наиболее крупный корабль, способный войти в Неву - устаревший линейный корабль “Заря Свободы” (бывший “Император Александр Второй”) имел слишком большую осадку.

Зимой 1939-1940 года “Аврора” из учебного крейсера превратилась в плавучую базу для подводных лодок. И вовсе не исключено, что ее ждала разборка на одном из судостроительных заводов. По крайней мере, 16 мая 1941 нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов подписал приказ о присвоении имени “Аврора” одному из новых крейсеров, а это автоматически означало замену старого корабля новым - два судна с одинаковым названием в составе флота существовать не могут. От столь печальной участи корабль спасла Великая отечественная война. Но не спасли предстоящие праздненства в связи с 70-летием Великого Октября.

Если посмотреть старый советский фильм “Крейсер Варяг”, то имеет смысл как следует приглядеться к “главному герою”. Возможно, наблюдательный зритель обратит внимание на некоторое сходство с хорошо знакомым “кораблем Революции”. И не удивительно - в 1946 году “Аврора” была тщательно загримирована под “Варяг”. Кораблю добавили четвертую (“фальшивую”) трубу, установили “фальшивые” пушки, а также пристроили кормовой балкон. Дело в том, что первоначально корабли были совершенно непохожи друг на друга. Одновременно с “косметическими” работами на корабле происходило укрепление текущего после военных бомбежек корпуса. С этой целью конструкция крейсер была усилен 450 тоннами бетона. Впоследствии бетонирование проводилось еще не раз.

В августе 1984 года “Аврора” была переведена буксирами к Ленинградскому судостроительному заводу имени Жданова для “капитального ремонта и переоборудования”. Спустя три года на старое место на Большой Невке встал уже обновленный корабль. Впрочем, как рассказывают эксперты, ныне в Санкт-Петербурге стоит уже вовсе не первоначальная “Аврора”. Реально от нее остался только корпус выше ватерлинии, а нижняя часть, залитая бетоном, брошена на “корабельном кладбище”.