Военно-морской флот России


Николай Манвелов. Легенды гордого “Варяга”

- Да Вы с ума сошли, - почтенного вида сосед по самолету был просто в бешенстве. - Что наши власти, обалдели, чтобы продавать корабль под названием “Варяг”? Это ведь часть нашей истории.

- Но корабль-то строили не у нас, а на Украине, - защищаться я, подсовывая ему под нос газету. - Кроме того, покупатель не в праве будет использовать судно под прежним названием.

- Какая разница. Ведь это же гордый “Ва-ря-г”, - чуть ли не на крике протянул он и демонстративно отвернулся к иллюминатору.

Как ни странно, но значительную часть информации о подвиге того “Варяга” - крейсера 1 ранга - у нас старались не слишком афишировать. Возможно, что-то не укладывалось в рамки “истинного героизма”.

Когда 47-летний капитан 1 ранга Всеволод Руднев в начале 1903 года принял новейший крейсер “Варяг”, ни у кого и язык не поворачивался назвать этот боевой корабль Российского императорского флота лучшим, как часто пишут у нас до сих пор. Начать хотя бы с того, крейсер “славился” очень низкой дисциплиной ? царил откровенный неуставный офицерский мордобой по отношению к матросам. А нижние чины отвечали последним местом по уровню боевой подготовке.

Полноценной боевой единицей корабль мешали назвать и тактико-технические данные. Специалистов, например, удивляло полное отсутствие защиты орудий главного и среднего калибра. В результате первое же прицельное попадание могло “выбить” почти всю прислугу. Кроме того, на корабле не было оптических прицелов. В бою предстояло использовать два дальномера, информацию с которых передавали телефонами или вообще голосом. Впрочем, подобное положение было и на других кораблях Тихоокеанской эскадры. Но они-то были не столь новыми. Да и стоимость строительства “Варяга” составила по тем временам астрономическую сумму - 2 миллиона 138 тысяч долларов.

Многие видели причину конструктивных неудач в том, что крейсер был своего рода опытным ? в случае удачных испытаний предполагалось создать целую серию таких кораблей. Кроме того, проектирование и строительство велись за рубежом, на заводе Чарльза Крампа в Филадельфии. Вполне понятно, что при тогдашнем состоянии средств передвижения оперативно следить за постройкой и контролировать вносимые в конструкцию изменения было невозможно. Тем более, что сам Крамп отличался большой самовольностью.

Именно Чарльз Крамп настоял на оснащении крейсера паровыми котлами системы Никлосса, которые из-за массы проблем в России практически не применялись. Более того, специальным постановлением Морского технического комитета от 14 апреля 1898 года такие котлы вообще были признаны “опасными” из-за ненадежности узлов.

Но и это еще полбеды. Из-за пресловутых котлов вместо штатной скорости в 24 узла крейсер мог развивать не более 14. Да и то не более двух-трех часов подряд.

Так что “Варяг” был вообще мало пригоден к использованию на морских коммуникациях - там требовалась хорошая скорость.

Но, как бы то ни было, “Варяг” был послан в Чемульпо. Дело в том, что Корея была нейтральной страной, что позволяло тогдашним великим державам, в том числе и России, держать в ее портах свои корабли-наблюдатели. Между тем, всем было ясно - война России с Японией может разразиться в любой момент. И, тем не менее, Рудневу было категорически запрещено сниматься с якоря. В любом случае!

- Я был связан по рукам и ногам инструкцией наместника на Дальнем Востоке, адмирала Евгения Алексеева, - признался как-то командир “Варяга”. - А она практически не оставляла свободы для маневра.

Находившийся в Мукдене адмирал Алексеев опасался провокаций со стороны японцев и поэтому максимально перестраховался. Он приказал Рудневу обеспечить охрану русской миссии в Сеуле, но в то же время не препятствовать высадке японцев. Уход из Чемульпо без особого приказания был вообще строжайше запрещен. Переубедить же наместника у командира “Варяга” не был никакой возможности - канонерке “Корейцу”, исполнявшей фельдъегерские функции, предписывалось остаться при крейсере в Чемульпо.

Явно неадекватное поведение “Варяга” вызывало недоумение даже у командиров других иностранных кораблей-наблюдателей.

- Уходите из Чемульпо, воздух этого порта вреден Вам, мой дорогой капитан Руднев, - прямо заявил за несколько дней до войны капитан 1 ранга Виктор Сэнес, командир французского крейсера “Паскаль”.

Однако Руднев все-таки выполнил приказ наместника и остался, хотя и принял мер, чтобы неприятельское вторжение не застигло крейсер врасплох. Более того, 25 января 1904 года - за день до японского десанта в Чемульпо - Руднев предложил русскому посланнику в Сеуле Павлову перебраться в Чемульпо и уйти в Порт-Артур двумя кораблями под посольским и консульским флагами. Но дипломат отверг этот совет, ссылаясь на отсутствие инструкций из Санкт-Петербурга.

27 января капитана 1 ранга предупредили снова - на этот раз, американский морской агент. Хотя все и так было ясно: оккупация японцами Кореи продолжалась уже почти сутки. В тот же день командующий японской эскадрой вице-адмирал Уриу в ультимативной форме потребовал, чтобы российские корабли покинули рейд. Рудневу стало понятно: война. На русских кораблях стали готовиться к бою. Предстояло пройти около 30 миль узким и извилистым фарватером.

- “Варяг” шел впереди (“Корейца”) и казался колоссом, решившимся на самоубийство. Тем временем на всех судах международной эскадры играли протяжный и величественный русский гимн, " - воспоминал позже офицер итальянского крейсера “Эльба”:

Подробности боя хорошо известны. Напомним лишь, что японская эскадра была сильнее “Варяга” по крупной и средней артиллерии в 3,5 раза, по мелкой - в 9,7 раза, а по торпедному вооружению - в 7 раз. Что же касается “Корейца”, то снаряды его устаревших орудий просто не долетали до противника.

Куда меньше известны подробности того, что происходило с кораблем и экипажем после возвращения обратно в Чемульпо. Каждый четвертый матрос и офицер был убит, командир получил ранение в голову и контузию. Русские моряки расплачивались за недостатки корабля в бронировании.

Что же касается “Корейца”, то канонерка повреждений и раненых не имела. Как утверждают очевидцы, японцы вообще не обращали на нее особого внимания.

“Варяг”, между тем, был почти полностью выведен из строя - пять подводных пробоин, разбито рулевое управление. Помпы не справлялись с откачкой воды. Огнем японцев были разбиты 26 орудий - 76 процентов артиллерийского вооружения.

Потери флота микадо точно не известны. Впрочем, броненосный крейсер “Асама” и крейсер “Чиода” надолго встали в ремонт, а крейсер “Такачихо”, по некоторым данным, затонул по пути в базу от полученных повреждений.

Команде “Варяга” ничего не оставалось, как покинуть крейсер. В последний момент вспомнили о скулящей на борту собачке Кирюшке. Пес, однако, прыгать в шлюпку отказался, и привел спасательную партию в лазарет, где под горой тряпья нашли тяжелораненого машиниста Сергея Крылова. Кстати, С.Крылову - в числе других уцелевших матросов с “Варяга” - в 1954 году была вручена медаль “За отвагу”.

Затем русские моряки приступили к уничтожению своих кораблей. “Кореец”, как известно, был взорван, а крайне избитый “Варяг” затопили. Крейсер лег на левый борт.

Подвиг моряков “Варяга” вызвал восхищение как в России, так и за рубежом. Уже 21 февраля 1904 года газета “Рижский вестник” опубликовала стихи местного поэта-любителя Якова Репнинского “Плещут холодные волны”, быстро ставшие народной песней. А 25 февраля в германском журнале “Югенд” появилась баллада молодого немца Рудольфа Грейнца, которая превратилась в широко известную песню “Наверх, вы, товарищи, все по местам”. Перевод был сделан очень быстро, а слова легко легли на мотив популярной в то время в войсках пушкинской “Песни о вещем Олеге”.

Экипаж “Варяга” до ближайших нейтральных портов добирался на итальянском, французском и британском крейсерах. А до Одессы плыли на французском лайнере “Кримэ”, названном - вот уж совпадение! - в честь победы франко-английских войск над Россией в Крымской войне 1853-1856 годов.

- Скажу прямо, мы боялись, что будем отданы под суд в России, - вспоминал Руднев. - Еще бы - нарушен пункт Морского устава, требующий полностью вывести боевые корабли из строя перед захватом противником. А мы-то “Варяг” лишь затопили.

Но страхи были напрасными. Более того, награды посыпались всем как из рога изобилия. Сам Всеволод Руднев удостоился звания флигель-адъютанта императора. Однако положенный по заслугам орден Святого Георгия не получил. Как это ни странно, в Адмиралтействе каперанг считался “не вполне благонадежным”.

Так что первым монархом, пожаловавшим награду Рудневу, оказался турецкий султан Абдул-Хамид II. Помимо ордена “Османие” второй степени, он получил в придачу еще и ящик лучших местных сигар.

Бывший командир “Варяга” был назначен командиром стоящегося эскадренного броненосца “Андрей Первозванный” и одновременно командиром 18-го флотского экипажа Балтийского флота. Однако на этих постах продержался всего около полутора лет. В октябре 1905 года во время “брожения” в его экипаже герой Чемульпо отказался выполнить приказ о вызове войск для блокирования “подозрительных рот”. Тут же последовала отставка. Правда, горькая пилюля была подслащена производством в следующий чин контр-адмирала.

Для бывшего флигель-адъютанта начались сложные годы. В 1905 году имя Руднева удаляют с мраморной доски лучших выпускников Морского училища. Сын Владимир вынужден перевестись из привилегированного Пажеского корпуса в Петровскую академию (ныне Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева).

Как утверждают некоторые знакомые Руднева, одной из причин стали тесные контакты отставного контр-адмирала с социал-демократами, и в частности - с Плехановым. А “всякая политика” в вооруженных силах России считалась тогда грубейшим нарушением правил поведения офицера, пусть даже и отставного. В конце концов, по приказу Морского министра Руднев вообще был вынужден покинуть Санкт-Петербург.

По иронии судьбы, отставка Руднева почти совпала с подъемом “Варяга” японцами. Спасательные работы были начаты еще 20 февраля 1904 года. К 7 октября следующего года подъем был завершен, а в конце 1905 года крейсер своим ходом перешел в Сасебо. Стоимость работ составила около миллиона иен (приблизительно полмиллиона долларов по тогдашнему курсу). Деньги огромные, но для повышения своего престижа Страна Восходящего солнца средств никогда не жалела.

И еще одна любопытная деталь. После подъема на “Варяге” японского флага (крейсер был переименован в “Сойя”) император Японии прислал Рудневу орден Восходящего Солнца второй степени. Контр-адмирал награду принял, однако никогда не носил. Впрочем, существуют данные о том, что на ношение ордена не последовало обязательного “монаршего соизволения” от Николая Второго.

22 марта 1916 года судьба “Варяга” вновь круто изменилась - в составе небольшого отряда кораблей, захваченных в ходе Русско-японской войны, крейсер был продан России и вошел в состав Гвардейского флотского экипажа. Однако его служба под русским флагом продолжалась всего полтора года.

С момента подъема 1905 году, корабль практически не ремонтировали. Поэтому 25 марта 1917 года, после непродолжительной службы в Баренцевом море, крейсер направился в Англию, где - после Октябрьской революции - был разоружен и на нем подняли британский флаг. Затем крайне устаревший корабль отправили на разборку, причем при буксировке крейсеру вновь не повезло - сел на камни у берегов Шотландии.

Отдельно стоит сказать о судьбе тех, кто вступил в неравный бой у Чемульпо. Матросы крейсера были переведены в основном на Черноморский флот, где часть из них приняла участи в революционных выступлениях 1905 года, включая восстание на эскадренном броненосце “Князь Потемкин Таврический”.

Что же касается офицеров, то старший офицер (старший помощник командира) Вениамин Степанов был видным участником Белого движения на Черном море. Штурман лейтенант Евгений Беренс - командующим морскими силами РСФСР.

Невезучую судьбу гордого “Варягу” в известной мере повторил и последний носитель его имени. Строительство тяжелого авианесущего крейсера уже завершалось. Однако в 1991 году - при 70-процентной готовности - работы были прекращены. А теперь вот Украина продала корабль туристической фирме из Макао за 20 миллионов долларов. Как ожидается, огромный корабль будет использоваться в качестве плавучего отеля. К счастью, под другим названием.

Кто-то, может, скажет: “Ну и что, ведь это - Украина, а не Россия”. Но между прочим ревизором (казначеем) на крейсере “Варяг” служил мичман Николай Черниловский-Сокол, который в 1918 году стал первым командующим военно-морскими силами Украины. Быть может, украинцы просто забыли этот факт из жизни своего первого флотоводца?

 
http://weddingpost.ru/ скачать электронное приглашение на свадьбу.