Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

"Дерзкий"

Описание Фотографии  

Заказаны в рамках программы судостроения, принятой в 1911 году и известной как "ассигнование средств на усиление Черноморского флота". Постройкой этих эсминцев Морской Генеральный штаб стремился, хотя бы частично, компенсировать отсутствие на Черном море крейсеров. В конкурсе на проектирование турбинных эсминцев для Черноморского флота участвовало 6 заводов. В качестве прототипа был выбран эсминец "Новик", с его мощной артиллерией и высокой скоростью хода. Хотя первое место занял Путиловский завод – единственный из русских, имевший опыт проектирования и постройки подобных кораблей, заказ на 4 эсминца передали Обществу Николаевских заводов и верфей, занявшему лишь 4-ое место, но обещавшему сжатые сроки выполнения работ. Главное управление кораблестроения и снабжения разрешило Обществу Николаевских заводов и верфей строить корабли по собственным чертежам. Контракт был подписан 24 февраля 1912 года. Эсминцы типа "Дерзкий" практически не отличались от эсминца "Новик", но так как требования к проектной скорости хода ограничили 34 узлами (вместо 36 узлов на прототипе), мощность турбин была снижена почти на 7,000 л.с., что позволило убрать 1 котел и оставить 3 дымовые трубы, соответственно уменьшив длину корабля. До 3-х сократили число 102-мм орудий, и одно из них разместили на кормовой надстройке.

"Беспокойный"

Длина -  93,82 м
Ширина - 9,02 м
Осадка - 3,32 м
Водоизмещение - стандартное - 1190 тонн
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 25 500 (сумм. контр.) ; - 22 534 (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы Thornycroft в 3-х котельных отделениях завода ОНЗ и В ; 2 турбогенератора по 20 кВт.
Скорость хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел
Запас топлива, нефть - нормальный - 330 т, усиленный - 394,5 т 
Дальность плавания - 700 миль при  30 узлах, - 1717 миль при 21 узле
Вооружение - 3 - 102мм/60 ; 2 - 7,62 пулемета ; 5х2 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см.
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200-300 миль.
Экипаж -  7 офицеров, 4 кондуктора, 100 низших чинов

24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 3 октября 1912 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 31 октября 1913 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота. Совместно с другими кораблями уничтожил до 76 турецких парусников, 8 транспортов и судов, потопил 11 декабря 1915 года турецкие канонерские лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а 31 декабря 1915 года – германскую подводную лодку "UC 13". 9 сентября 1916 года при возвращении с минной постановки в Констанцу, на подходах к порту, подорвался на 2 румынских минах заграждения, но остался на плаву и после капитального ремонта в Николаеве, вновь введен в строй. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 30 апреля 1918 года ушел из Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года вернулся обратно, где был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами и в апреле 1919 года уведен в порт Измир на Мраморном море. С октября 1920 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России, 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами в Стамбул и затем в Бизерту, где он был интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" Франции на слом и в начале 30-х гг. разобран на металл.

"Гневный"

Длина -  93,82 м
Ширина - 9,02 м
Осадка - 3,42 м
Водоизмещение - стандартное - 1185 тонн
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 25 500 (сумм. контр.) ; - 23 000 (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы Thornycroft в 3-х котельных отделениях завода ОНЗ и В ; 2 турбогенератора по 20 кВт.
Скорость хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел
Запас топлива, нефть - нормальный - 330 т, усиленный - 394,5 т 
Дальность плавания - 700 миль при  30 узлах, - 1717 миль при 21 узле
Вооружение - 3 - 102мм/60 ; 2 - 7,62 пулемета ; 5х2 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см.
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200-300 миль.
Экипаж -  7 офицеров, 4 кондуктора, 100 низших чинов

24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 3 октября 1912 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 31 октября 1913 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота. Совместно с другими кораблями уничтожил до 55 турецких парусников, 10 транспортов и судов. 11 июня 1915 года в бою с германским легким крейсером "Бреслау" получил попадания 2-х артиллерийских снарядов, потерял ход и на буксире у эсминца "Дерзкий", был приведен в Севастополь для ремонта. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 30 апреля 1918 года при эвакуации из Севастополя в Новороссийск, был поврежден огнем германской полевой артиллерии и во избежании гибели выбросился на камни в Ушаковской балке, где его подорвал сошедший на берег экипаж. В начале лета 1918 года снят с камней немцами, восстановлен и 5 июля 1918 года, под литерой "R 03" включен в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами и поставлен на ремонт. 29 апреля 1919 года был освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами и включен в состав морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами в Стамбул и затем в Бизерту, где он был интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в начале 30-х гг. разобран на металл.

"Дерзкий"

Длина -  93,82 м
Ширина - 9,02 м
Осадка - 3,35 м
Водоизмещение - стандартное - 1180 тонн
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 25 500 (сумм. контр.) ; - 23 500 (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы Thornycroft в 3-х котельных отделениях завода ОНЗ и В ; 2 турбогенератора по 20 кВт.
Скорость хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел
Запас топлива, нефть - нормальный - 330 т, усиленный - 394,5 т 
Дальность плавания - 700 миль при  30 узлах, - 1717 миль при 21 узле
Вооружение - 3 - 102мм/60 ; 2 - 7,62 пулемета ; 5х2 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см.
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200-300 миль.
Экипаж -  7 офицеров, 4 кондуктора, 100 низших чинов

24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 31 октября 1913 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 15 марта 1914 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота. Совместно с другими кораблями уничтожил до 114 турецких парусников, 11 транспортов и судов, потопил 11 декабря 1915 года турецкие канонерские лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а 31 декабря 1915 года – германскую подводную лодку "UC 13". 21 августа 1916 года, совместно с эсминцем "Пронзительный", захватил в качестве трофея турецкий пароход "Туркестан". На минах, выставленных в паре с эсминцем "Пылкий", 29 ноября 1916 года подорвалась и затонула германская подводная лодка "UB 46". 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. В декабре 1917 года участвовал в боях против войск генерала Каледина у Ростова-на-Дону и январе 1918 года – против румынских оккупантов в районе Вилково на Дунае. 30 апреля 1918 года ушел из Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года вернулся обратно, где был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами и в апреле 1919 года уведен в порт Измир на Мраморном море. С октября 1920 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России, 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами в Стамбул и затем в Бизерту, где он был интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" Франции на слом и в начале 30-х гг. разобран на металл.

"Пронзительный"

Длина -  93,82 м
Ширина - 9,02 м
Осадка - 3,2 м
Водоизмещение - стандартное - 1190 тонн
Механизмы - 2 паротурбинных агрегата системы Parsons - 25 500 (сумм. контр.) ; - 25 520 (Пр.И.) ; 5 водотрубных котлов системы Thornycroft в 3-х котельных отделениях завода ОНЗ и В ; 2 турбогенератора по 20 кВт.
Скорость хода - максимальная - 30 узлов, экономическая - 21 узел
Запас топлива, нефть - нормальный - 330 т, усиленный - 394,5 т 
Дальность плавания - 700 миль при  30 узлах, - 1717 миль при 21 узле
Вооружение - 3 - 102мм/60 ; 2 - 7,62 пулемета ; 5х2 торпедных аппарата 457мм ; 80 мин заграждения ; 2 прожектора по 60 см.
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 2 кВт, дальность - 200-300 миль.
Экипаж -  7 офицеров, 4 кондуктора, 100 низших чинов

24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 31 октября 1913 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 15 марта 1914 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота. Совместно с другими кораблями уничтожил до 165 турецких парусников, 16 транспортов и судов, потопил 11 декабря 1915 года турецкие канонерские лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а 31 декабря 1916 года – германскую подводную лодку "UC 13". 21 августа 1916 года, совместно с эсминцем "Дерзкий", захватил в качестве трофея турецкий пароход "Туркестан". 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года по приказу Советского правительства, во избежание захвата германскими войсками, был затоплен экипажем. В 1965 году по частям поднят Аварийно-спасательной партией Министерства морского флота и сдан "Главвторчермету" для разборки.

 
   
Реклама: