Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

"Прыткий"

Описание Фотографии  


(до 22 марта 1902 года – “Сокол”)

Заказан в рамках программы судостроения на 1890-1895 гг. Проект предложен английской фирмой “Ярроу” Морскому ведомству России в 1894 году. Он повторял проект британского эсминца (истребителя) “Хэвок”. В отличии от прототипа на эсминце “Сокол” усилили продольную прочность корпуса и использовали никелевую сталь повышенной прочности. Вместо одного 76-мм и трех 57-мм орудий установили одно 75-мм и три 47-мм орудия. Условия контракта были уточнены в соответствии с требованиями специальной комиссии, состоявшей из офицеров и инженеров Черноморского флота. По чертежам эсминца “Сокол” были построены несколько серий из 36 примерно однотипных кораблей. Являлся “стандартным” эсминцем русского флота вплоть до конца русско-японской войны. К моменту начала первой мировой войны морально устарел и большого боевого значения не имел.

Длина - 57,91 метра
Ширина - 5,3 метра
Осадка - 2,29 метра
Водоизмещение - стандартное - 240  т.
Механизмы - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 3800 инд. л.с. (сумм. контр); -3900 инд л.с. (Пр.И.); 8 водотрубных котлов системы Yarrow (14 кГ/cм^2) в 2 котельных отделениях фирмы Yarrow; 1 пародинамомашина 4 кВт.
Скорость хода - максимальная - 29 узлов, экономическая - 15 узлов
Запас топлива. уголь - нормальный - 42 т, усиленный - 53 т 
Дальность плавания - 250 миль при 25 узлах : - 1200 миль при 15 узлах : - 2500 миль при 10 узлах
Вооружение - 2 - 75/50 мм ; 2 - 7.62-мм пулемета ; 2 надводных 457-мм торпедных аппарата ; 10 мин заграждения ; 1 прожектор - 40 см
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт, дальность - 75 миль
Экипаж - 4 офицера / 2 кондуктора / 55 нижних чинов

Зачислен 30 января 1895, заложен в ноябре 1984 на судоверфи фирмы “Ярроу” в Глазго (Великобритания), спущен 10 августа 1895, вступил в строй в октябре 1895. 28 октября 1895 года прибыл из Англии в Кронштадт. До 10 октября 1907 года классифицировался как миноносец. Прошел капитальный ремонт корпуса и главных механизмов в 1909-1910 гг. на Моторостроительном заводе в Гельсингфорсе (Хельсинки), с заменой трубок в котлах и котельных кожухов. В 1915 году было установлено тральное оборудование. 14 мая 1915 года переклассифицирован в посыльное судно. В период первой мировой войны осуществлял боевое траление в Финском и Ботническом заливах, нес дозорную, конвойную и посыльную службы. В январе 1916 года был передан 2-му дивизиону дивизии траления и использовался как посыльное судно и тральщик. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской Рабочей республики. С 10 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 2 августа 1918 года возвращен в класс миноносцев и по указанию В.И. Ленина убыл по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу. 24 августа 1918 года прибыл в Нижний Новгород и вошел в состав Волжской военной флотилии. С 20 октября 1918 года входил в состав Азово-Каспийской военной флотилии, с 31 июля 1919 года – в состав Волжско-Каспийской военной флотилии и с 5 июля 1920 года – в состав Морских сил Каспийского моря. В августе-октябре 1918 года участвовал в боях с белогвардейцами под Казанью и на реке Кама, в низовьях реки Волга и в 1919-1920 гг. – на Каспийском море. 16 августа 1922 года был разоружен, исключен из состава РККФ и сдан Комгосфондов для разборки.

 
   
Реклама: