Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

"Переволока"

Описание    


ЕГУРЧА

(с 16 апреля 1920 - Красная Звезда, с января 1922 - Егурча, с 29 июня 1941 - Т-497)

Длина -  57,42
Ширина - 10,36
Осадка - 2,74 м
Водоизмещение -  1080 т
Силовая установка -  2x200 л.с.
Скорость хода - максимальная - 7 узлов
Дальность плавания - 650 миль
Вооружение - 3- 130-мм, 1-100-ммиЗ-76-мм ор. (в 1941: 2-45-мм ор. и 2- 7,62-мм пул., 1 МТШ и 1 МЗТ)
Экипаж - 53 (в 1941: 41) человека

Бывшая паровая грунтовозная шаланда, построенная в 1913 на заводе Волгейма в Штеттине (Германия) по заказу Комитета Донских Гирл для Ростовского торгового порта. 13 августа 1915 призвана по военно-судовой повинности и в качестве портового судна зачислена в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовала в 1-й мировой войне (обеспечение боевых действий сил флота). 16 декабря 1917 вошла в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и возвращена Комитету Донских Гирл. 7 февраля 1920 после установления Советской власти на побережье Азовского моря национализирована и передана Главоду, а 18 марта 1920 мобилизована и переоборудована в вооруженный пароход 1 апреля 1920 пароход зачислен в состав Доно-Азовской флотилии, 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ. Участвовала в гражданской войне (бои с белогвардейскими кораблями в Таганрогском зал. в июле 1920, десанты у ст. Приморско-Ахтарская и у Белосарайской косы в августе 1920, бои с кораблями противника у Обиточной косы в сентябре 920). 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, 13 ноября 1920 выведена из боевого состава и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение, а 18 декабря 1921 разоружена и исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Азкавмортрану НКПС для использования в качестве грунтовозной шаланды. В некоторых документах за 1921 значится под наименованием Канонерская лодка № 9. Впоследствии входила в состав Азовтехфлота Наркомстроя, а 29 июня 1941 мобилизовсша вновь и принята от Наркомстроя. Переоборудована в ТЩ. 7 июля 1941 ТЩ, подняв Военно – морской флаг, вошел в состав ЧФ. Участвовал в Великой Отечественной войне (воинские перевозки, эвакуация из портов Украины и Крыма ценного имущества, раненых и гражданского населения); имел бортовой № 56. 2 ноября 1941 погиб в Цемесской б. в районе Новороссийска от подрыва на минном заграждении противника и 31 ноября 1941 исключен из списков судов ВМФ. 10 сентября 1954 поднят АСС ЧФ и ввиду невозможности восстановления сдан «Главвторчермету» для разделки на металл.

ПЕРЕВОЛОКА

(с 6 апреля 1920 по февраль 1922 - Будённый)

Длина -  57,15
Ширина - 10,14
Осадка - 2,74 м
Водоизмещение -  1080 т
Силовая установка -  2x200 л.с.
Скорость хода - максимальная - 7 узлов ; экономическая - 5 узлов
Дальность плавания -  600 миль
Вооружение - 3-130-мм и 1-76-мм ор., 4-7,62-мм пул.
Экипаж - 62 человека

Бывшая паровая грунтовозная шаланда, построенная в 1913 на заводе Вольгейма в Штеттине (Германия) по заказу Комитета Донских Гирл для Ростовского торгового порта. 17 августа 1915 призвана по военно-судовой повинности и в качестве портового судна зачислена в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовала в 1-й мировой войне (обеспечение боевых действий сил флота). 16 декабря 1917 вошла в состав Красного ЧФ, но 1 мая 1918 была захвачена в Севастополе германскими оккупантами и возвращена Комитету Донских Гирл. 7 февраля 1920 после установления Советской власти на побережье Азовского моря национализирована и передана Главоду, а 18 марта 1920 мобилизована и переоборудована в вооруженный пароход. 1 апреля 1920 пароход зачислен в состав Доно-Азовской флотилии, 8 мая 1920 переведен в состав АВФ и переклассифицирован в КЛ. Участвовала в гражданской войне (бои с кораблями противника в Таганрогском зал. в июле 1920, высадки десантов у ст. Приморско-Ахтарская и у Белосарайской косы в августе 1920, бой у Обиточной косы 15 сентября 1920). 28 января 1921 КЛ вошла в состав МСЧМ, 13 ноября 1921 выведена из боевого состава, разоружена и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение. 31 января 1922 исключена из списков судов РККФ в связи с передачей Азкавмортрану НКПС для использования в качестве грунтовозной шаланды. В некоторых документах за 1921 значится под наименованием Канонерская лодка № 10. Впоследствии входила в состав Азовтехфлота Наркомстроя и к началу Великой Отечественной войны находилась в капитальном ремонте в Николаеве, где 14 августа 1941 ввиду невозможности эвакуации по приказу военного командования подорвана экипажем и затонула. Впоследствии поднята противником и уведена в Румынию. 29 августа 1944 захвачена частями Красной Армии и кораблями ДуВФ в Чернаводах и 3 ноября 1944 возвращена командованием ВМФ Наркомстрою. В 1950-х гг. выведена из эксплуатации и сдана «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.

 
   
Реклама: