Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

"Джейран"

Описание Фотографии

 

Проект 12321

Водоизмещение - стандартное - 310 т, полное - 350 т
Длина наибольшая - 45,8 м
Ширина наибольшая - 19,4 м
Силовая установка - ГТУ, 2 х 16000 л.с.
Скорость полного хода - 50 узлов
Дальность плавания - 300 миль при 50 узлах
Автономность - 5 суток
Грузоподъемность - 2 средних танка, или 4 БМП, или 80 человек
Вооружение - 2 двуствольные 30мм пушки
Экипаж - 21 человек

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.1 "МДК-114"

Построен в Ленинграде на ПО "Алмаз" (заводской номер 90). Вступил в строй в 1985 году и вошел в состав ДКБФ. В 1996 году исключен из состава флота

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232 "МДК-167"

Построен в Ленинграде на ПО "Алмаз". Вступил в строй в 1970 году. По некоторым сведениям возможно сгорел в Ленинграде в 1991 году

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.1 "МДК-15"

Построен в Ленинграде на ПО "Алмаз" (заводской №86). Вступил в строй в 1984 году. Исключен из состава флота и утилизирован в 2001 году

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.1 "МДК-9"

Построен в Ленинграде на ПО "Алмаз" (заводской номер 80). Вступил в строй в 1978 году, до начала 1990-х годов МДК-9 входил в состав 39 дивизии морских десантных сил КЧФ. Сдан на слом.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.1 "МДК-89"

Построен в Ленинграде на ПО "Алмаз" (заводской номер 83). Вступил в строй в 1982 году. Входил в состав дивизии морских десантных сил КЧФ. В начале 2000-х годов утилизирован, запчасти отправлены на Каспий.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.1 "МДК-77"

Построен в Ленинграде на ПО "Алмаз" (заводской номер 84). Вступил в строй в 1982 году и вошел в состав БФ. К 2000 году исключен из состава флота и утилизирован.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.1 "МДК-113"

Построен в Ленинграде на ПО "Алмаз" (заводской номер 87). Вступил в строй в 1984 году и вошел в состав ДКБФ. В 2001 году исключен из состава флота и утилизирован.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.1 "МДК-184"

Построен в Ленинграде на ПО "Алмаз" (заводской номер 77). Вступил в строй в 1978 году, до 1997 года МДК-88 входил в состав дивизии морских десантных сил КЧФ. В 1997 году, после раздела мест базирования на Черном море между Россией и Украиной, в числе других кораблей данного проекта был передислоцирован на Каспийское море. В 2004 году исключен из состава флота и в результате конкурса 8к-579 передан ЗАО "Оборонконверс", г. Москва для утилизации.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.1 "МДК-88"

Построен в Ленинграде на ПО "Алмаз" (заводской номер 82). Вступил в строй в 1981 году, до 1997 года МДК-88 входил в состав дивизии морских десантных сил КЧФ. В 1997 году, после раздела мест базирования на Черном море между Россией и Украиной, в числе других кораблей данного проекта был передислоцирован на Каспийское море. В настоящее время входит в состав сил постоянной готовности Каспийской флотилии.

* МДК-16, построен/спущен в 1981 г.
* МДК-18, построен/спущен в 1984 г.
* МДК-162, построен/спущен в 1978 г.
* МДК-17, построен/спущен в 1986 г.
* МДК-117, построен/спущен в 1972 г.
* МДК-86, построен/спущен в 1973 г.
* МДК-103, построен/спущен в 1974 г.
* МДК-217, построен/спущен в 1975 г.
* МДК-219, построен/спущен в 1976 г.
* МДК-165, построен/спущен в 1979 г.
* МДК-44, построен/спущен в 1986 г.

Проект десантных катеров на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран» (по классификации НАТО — Aist class) был разработан в ПКБ «Алмаз» в 1964—1965 гг., главным конструктором был Л. В. Озимов. Со стороны ВМФ за ходом разработки и строительства катеров проекта наблюдал капитан 1 ранга Б. А. Колызаев, а после него — капитан 2 ранга В. А. Литвиненко.

Десантные катера проекта «Джейран» строились для Советского ВМФ в период с 1970 по 1985 гг. год на судостроительном заводе «Алмаз», Ленинград. Всего по данному проекту было построено 20 десантных катеров. По классификации Советского ВМФ являлись малыми десантными кораблями.

Созданию этого уникального десантного корабля предшествовали большие проектно-исследовательские и экспериментальные работы. Для выбора принципа формирования воздушной подушки, оценки конструктивных мер обеспечения остойчивости, проверки устойчивости корабля на курсе, управляемости, амфибийности, мореходности были построены и испытаны две крупномасштабные модели водоизмещением 28-30 тонн с различными конструктивными схемами формирования воздушной подушки. При эксперименте на этих моделях были положительно решены и многие другие технические проблемы. Особо выделялись значительные величины метацентрических высот данного проекта, благодаря которым корабль имел практическую непотопляемость. Понтоны и трюм МДК обеспечивали его положительную плавучесть в любой ситуации. Десантовместимость корабля была рассчитана на два средних или три плавающих танка. Головной корабль по проекту 1232 был построен на судостроительном заводе в Ленинграде в 1970 г.

Десантные катера проекта «Джейран» стали первыми в мире серийными и самыми крупными (до середины 1980-х гг.) десантными катерами на воздушной подушке.

На 2008 г. в составе ВМФ России находится 2 десантных катера типа «Джейран» (бортовые номера 608 и 609. Они несут службу в составе Каспийской флотилии.

Опытная эксплуатация первого малого десантного корабля позволила учесть все недостатки в последующих серийных кораблях проекта 12321. На серийных МДК было усилено оборонительное вооружение (установлены 2 30-мм автомата АК-230 с РЛС управления «Рысь») и улучшены условия обитаемости, а сам корпус корабля вместо клепанного на головном был выполнен сварным из сплава АМГ-61.


Грузовой отсек имеет сквозной проезд для техники и расположен у диаметральной плоскости. Служебные отсеки разнесены по бортам. На полном ходу десантные катера «Джейран» управляются воздушными рулями, размещенными за движительным комплексом, а на малых скоростях — струйными рулями с отбором воздуха от осевых вентиляторов-нагнетателей. Маршевые движители представляют из себя четырёхлопастные винты регулируемого шага диаметром 3,5 метра в кольцевых насадках.

Полное водоизмещение катеров «Джейран» достигало 353 тонн, скорость полного хода 50 узлов, дальность плавания 300 миль, автономность 5 суток. Главная энергетическая установка этого малого десантного корабля состояла из двух газотурбинных двигателей ДТ-4 общей мощностью 32000 л.с.. приводящих в действие нагнетатели и четыре воздушных винта.

Десантные катера проекта рассчитаны на перевозку 2 средних танков, или 3-4 плавающих танков ПТ-76, или 5 БТР, или 80 человек десанта.

 
   
Реклама: Образцы бумаги 3графика всегда необходима дизайнерская бумага.