Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

Артиллерийские катера пр. 1400А, 1400Мп пр. 1400Э

Описание Фотографии

 

     
Водоизмещение, т: — стандартное 35,9, 36,5 (Для катеров пр. 1400М), - полное 39,7, 40,0 (Для катеров пр. 1400М)
Главные размерения, м:
— длина наибольшая (по КВЛ) 23,8 (21,7)
— ширина наибольшая (по КВЛ) 5 (3,8)
— осадка при полном водоизмещении по корпусу 1,0
— осадка по кромкам винтов 1,9
Главная энергетическая установка: — тип дизельная
— количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ДА 2 х М-401А, М-401БТ (Для катеров пр. 1400М) (2 200), — количество х тип движителей 2 х ВФШ, — количество х тип (мощность, кВт) источников тока ЭЭС 2 х ДГ (по 21) + 1 х ДГ (6)
Скорость хода наибольшая, уз 30
Дальность плавания ходом 13 уз, мили 450
Экипаж (в том числе офицеров), чел 9 (1)
Автономность по запасам провизии, сут 5
Вооружение:
Артиллерийские комплексы: — количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-14,5-мм (2М-7), 1 х 2-12,7-мм («Утес-М») (Для катеров пр. 1400M), — количество х тип боевых прожекторов 1 х МСП-45К (Для катеров пр. 1400M)
Радиоэлектронное: — РАС обнаружения НЦ и навигации «Лоция», — навигационная система «Градус-2М»

Сторожевой пограничный или артиллерийский катер пр. 1400М (шифр «Гриф») разработан в 1967 г. в ЦКБ «Алмаз» под руководством В.М. Бурлакова. Он предназначен для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озерных участках, а также для обеспечения морских контрольно-пропускных пунктов (досмотр судов и т.д.).
Головной катер данного проекта построен на ССО «Алмаз» в 1968 г. Здесь же были построены еще три катера установочной серии. Остальные корабли строились на ПО «Море» в Феодосии. В 1972 г. был разработан экспортный вариант катера пр. 1400Э. Он отличался от базового проекта наличием дополнительной турельной 14,5-мм установки 2М-5 или 12,7-мм пулеметом, системой кондиционирования воздуха, дополнительным дизель-генератором. Кроме того, главные двигатели и резинотехнические изделия поставлялись в экспортном варианте.

Одновременно был разработан правительственный прогулочный катер пр. 1400А. На основе пр. 1400 в 1976 г. создали катер пр. 1400М, который отличался от предшественника сварным корпусом (у пр. 1400 клепаный), более совершенными и надежными двигателями с турбонаддувом и реверс-редукторной передачей, также наличием турельно-башенной установки «Утес-М». Экспортная модификация этого корабля (пр. 1400МЭ) полностью повторяла аналог.

Корпус катера —с комбинированными обводами (круглоскулыми в носовой оконечности и остроскулый в кормовой), собирается из прессованных панелей, листового и профильного материала из алюминиево-магниевых сплавов. Система набора продольная с навесными шпангоутами, кроме носовой оконечности, где применена поперечная система набора. Корпусные конструкции сварные (кроме пр. 1400), что позволяет использовать блочный метод постройки корабля. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. Катер способен оставаться на плаву при затоплении любого из отсеков. Одноярусная надстройка также выполнена из алюминиево-магниевых сплавов со сварными или клеесварными конструкциями.

Управление двигателями дистанционное автоматизированное. В случае необходимости оно может осуществляться из машинного отделения. Корабли пр. 1400 всех модификаций приспособлены для транспортировки по железным дорогам.

В период с 1967 г. по 2000 г. было построено ок. 300 катеров этого типа: на ПО «Море» (217 ед.) и на Батумском ССЗ. Из них 118 единиц были проданы в 20 страны мира (В 1971— 1988 гг. Кубе —40 ед. (18 выведены из состава флота), в 1974 г. Сомали—1 ед. (выведен из состава флота), в 1974— 1975 гг. Экваториальной Гвинее —3 ед. (выведены из состава флота), в 1974 — 1975 гг. Ираку —5 ед. (выведены из состава флота), Южному Йемену: в 1975 г.-2 ед. (выведены из состава флота) и в 1978—1990 гг.— 14 ед. (четыре выведены из состава флота), в 1975 — 1988 гг. Северному Йемену —5 ед. (выведены из состава флота), в 1975 г. Анголе—1 ед. (выведен из состава флота), в 1978—1980 гг. Мозамбику —5 ед. (три выведены из состава флота), в 1980 г. Кабо Верде —3 ед. (два выведены из состава флота), в 1981 г. Алжиру—1 ед. (выведен из состава флота), в 1981 г. Болгарии — 10 ед., в 1981 - 1982 гг. Сейшельским островам —2 ед., в 1990 г. Маврикию —2 ед., в 1982 г. Конго-3 ед., в 1982-1985 гг. Эфиопии-4 ед. (два выведены из состава флота), в 1982— 1986 гг. Никарагуа—8 ед. (шесть выведены из состава флота), в 1985-1988 гг. Камеруну—3 ед. (выведены из состава флота), в 1987 г. Гвинее-2 ед., в 1988 г. Камбодже - 2 ед., в 1992г. Эстонии —2 ед.). 30 кораблей предназначались для ВМФ СССР, а остальные - для МЧ ПВ СССР.

С декабря 1991 г. постройка кораблей ведется только на ПО «Море» для МЧ ПВ Украины. По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота находились четыре артиллерийских катера пр. 1400М.

АК-11
(зав. № •)

Вступил в строй - 1982 г.

Входил в состав ЧФ.

АК-38
(зав. № •)

Вступил в строй - 1981 г.

Входил в состав ЧФ.

АК-326
(зав. № •)

Вступил в строй - 1980 г.

Входил в состав БФ.

АК-388
(зав. № •)

Вступил в  строй - 1980 г.

Входил в состав БФ.

 
   
Реклама: