Военно-морской флот России

День за днем Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы
Персоналии Галерея картин Книги Аудио Видео
Разное Ссылки Поиск Благодарности
 

"Смелый"

Описание Фотографии

 

     
(проект 30-К)

Самая большая серия эсминцев за всю историю отечественного флота. Развитие проекта 30-К. Несколько различались по составу зенитного вооружения, часть кораблей первоначально имела более высокие мачты. 8 эсминцев (“Безбоязненный”, “Бесшумный”, “Верный”, “Вихревой”, “Огненный”, “Опасный”, “Охраняющий” и “Стремительный”) в 1960 - 1962 гг. переоборудованы в корабли радиотехнической разведки (проект 31). 16 эсминцев типа “Смелый” передано зарубежным флотам: Польше - 2, Египту - 6 и Индонезии - 8.

Длина - 120,5 м
Ширина - 12 м
Осадка - 3,9 м
Водоизмещение - полное - 3066 т, стандартное - 2 316 т
Мощность ПТУ - 2 х 30 000 л.с.
Скорость хода - максимальная - 36,5 узлов, экономичная - 15,7 узлов
Дальность плавания - 3660  миль
Вооружение - 2х2 130-мм Б2-ЛМ. 1х2 85-мм 92-К и 7х1 37мм 70-К (или 4х2 37-мм В-11) орудий, 2х5 533-мм ТА, 2 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (51 глубинная бомба). Принимал на борт 52 мины КБ - “Краб” или 60 мин М-26.
Экипаж - 286 человек

"Бдительный"
(с 17 декабря 1960 г. - ЦЛ-83, с 20 сентября 1967 г. - ПКЗ-118)
(заводской № 1101)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10 июня 1948 г. заложен на заводе № 445, спущен 30 декабря 1948 г., вступил в строй 25 октября 1949 г. и 5 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 22 ноября 1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 10 августа 1967 г. переформирован в ПКЗ, а 12 октября 1968 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Встречный"

(с 17 октября 1972 г. - СМ-302)

(заводской № 6)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 апреля 1948 г. заложен на заводе № 199, спущен 20 мая 1949 г., вступил встрой 7 декабря 1949 г. и 23 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 21 декабря 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 22 октября 1966 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 1 сентября 1972 г. вторично выведен из боевого состава, разоружен и 13 сентября 1972 г. переформирован в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений.

"Смелый"

(с 17 декабря 1960 г. - ЦЛ-80, с 28 февраля 1964 г. - ПКЗ-14)

(заводской № 601)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16 мая 1948 г. заложен на заводе № 190, спущен 29 сентября 1948 г., вступил в строй 21 декабря 1949 г. и 19 марта 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ и с 17 февраля 1960 г. - в состав СФ. 22 ноября 1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 31 января 1964 г. переформирован в ПКЗ, а 10 февраля 1965 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1965 - 1966 гг. на базе "Главвторчермета" в Мурманске разделан на металл.

"Ведущий"
(заводской № 9)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31 июля 1948 г. заложен на заводе № 199, спущен 21 августа 1949 г., вступил в строй 26 декабря 1949 г. и 23 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 27 марта 1960 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 14 марта 1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Огненный"
(заводской № 178)

Длина - 120,5 м
Ширина - 12 м
Осадка - 3,9 м
Водоизмещение - полное - 3250 т, стандартное - 2 500 т
Мощность ПТУ - 2 х 30 000 л.с.
Скорость хода - максимальная - 36,5 узлов, экономичная - 15,7 узлов
Дальность плавания - 3060  миль
Вооружение - 2х2 130-мм Б2-ЛМ и 5х1-мм ЗИФ-71 орудий, 1х5 533мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 2 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (51 глубинная бомба). 
Экипаж - 288 человек

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 14 августа 1948 г. заложен на заводе № 402, спущен 17 августа 1949 г., вступил в строй 28 декабря 1949 г., и 12 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 19 января 1958 г. по 27 декабря 1960 г. модернизирован и перестроен в Северодвинске по проекту 31. 5 октября 1963 г. перечислен в состав ЧФ, 12 октября 1964 г. - вновь в состав СФ, 6 ноября 1968 г. - в состав ЛенВМБ и 16 ноября 1968 г. - в состав ДКБФ. В период с 6 ноября 1967 г. по 16 ноября 1968 г. и с 8 февраля 1969 г. по 10 октября 1970 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 13 - 28 октября и 13 ноября - 15 декабря 1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 10 - 15 августа 1972 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 25 декабря 1979 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 21 мая 1981 г. расформирован.

"Отчетливый"

(с 17 декабря 1960 г. - ПТБ-7, с 12 августа 1970 г. - ПКЗ-107)

(заводской № 179)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 октября 1948 г. заложен на заводе № 402, спущен 14 сентября 1949 г., вступил в строй 28 декабря 1949 г. и 12 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 22 ноября 1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переоборудован в плавучую техническую базу, 20 декабря 1969 г. расформирован и поставлен на отстой, но 12 августа 1970 г. расконсервирован и переформирован в ПКЗ, а 19 мая 1972 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1972 - 1973 гг. на базе “Главвторчермета” в Мурманске разделан на металл.

"Важный"
(заводской № 12)

3 декабря 1947 г зачислен в списки кораблей ВМФ и 30 октября 1948 г. заложен на заводе № 199, спущен 4 сентября 1949 г., вступил в строй 29 декабря 1949 г. и 23 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 7 мая 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 14 марта 1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Безудержный"

(с 17 октября 1960 г. - ЦЛ-66, с 13 декабря 1966 г. - ПКЗ-127)

(заводской № 1102)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 июля 1948 г. заложен на заводе № 445, спущен 31 марта 1949 г., вступил в строй 30 декабря 1949 г. и 5 февраля 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 22 ноября 1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 4 ноября 1966 г. переформирован в ПКЗ, а 1 марта 1967 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Стойкий"
(заводской № 602)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16 ноября 1948 г. заложен на заводе № 190, спущен 1 февраля 1949 г., вступил в строй 19 апреля 1950 г. и, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 7 января 1967 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 22 февраля 1980 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22 июня 1980 г. расформирован.

"Острый"
(заводской № 180)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 декабря 1948 г. заложен на заводе № 402, спущен 16 апреля 1950 г., вступил в строй 25 августа 1950 г. и 21 сентября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 5 марта 1973 г. по 9 июля 1978 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего перечислен в состав ЛенВМБ, а 4 июня 1983 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15 марта 1984 г. расформирован.

"Буйный"
(заводской № 1103)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 апреля 1949 г. заложен на заводе № 445, спущен 23 сентября 1949 г., вступил в строй 29 августа 1950 г. и 14 сентября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31 мая - 4 июня 1954 г. нанес визит в Дуррес (Албания). 1 декабря 1969 г. - 30 апреля 1970 г., 1 августа 1970 г. - 28 февраля 1971 г. и 1 августа - 30 ноября 1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В периоде 1 февраля 1980 г. по 18 марта 1982 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. 7 марта 1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22 июля 1986 г. расформирован.

"Ответственный"

(с 31 августа 1961 г. - ЦЛ-42, с 16 октября 1961 г. - ПКЗ-48)

(заводской № 181)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 11 июня 1949 г. заложен на заводе № 402, спущен 12 апреля 1950 г., вступил в строй 31 августа 1950 г. и 1 октября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 - 7 августа 1956 г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8 - 12 августа 1956 г. - в Гетеборг (Швеция). 3 августа 1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, 4 октября 1961 г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 12 апреля 1963 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Безупречный"
(заводской №1104)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 июля 1949 г. заложен на заводе № 445, спущен 31 декабря 1949 г., вступил в строй 9 сентября 1950 г. и 7 ноября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 3 мая 1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 14 марта 1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Скорый"
(заводской № 603)

7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 февраля 1949 г. заложен на заводе № 190, спущен 14 августа 1949 г., вступил в строй 26 сентября 1950 г. и 28 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 29 июня 1958 г. передан ВМС Польши с переименованием в “Wicher” и 4 августа 1958 г. исключен из состава ВМФ, а в 1975 г. разоружен и сдан польским командованием на слом.

"Вспыльчивый"

(с 17 декабря 1960 г. - ЦЛ-77, с 12 февраля 1971 г. -УТС-262)

(заводской № 13)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 февраля 1949 г. заложен на заводе № 199, спущен 14 мая 1950 г., вступил в строй 30 сентября 1950 г. и 24 декабря 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 22 ноября 1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, 20 декабря 1969 г. расформирован и поставлен на прикол, но 12 февраля 1971 г. расконсервирован и превращен в УТС, а 12 марта 1974 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 8 августа 1974 г. расформирован.

"Величавый"

(с 17 октября 1972 г. - СМ-296)

(заводской № 14)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4 августа 1949 г. заложен на заводе № 199, спущен 14 мая 1950 г., вступил в строй 31 октября 1950 г. и 14 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 21 ноября 1955 г. по 11 марта 1956 г. прошел капитальный ремонт. 7 мая 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 26 августа 1969 г. расконсервирован и вновь введен в строй, 13 сентября 1972 г. разоружен и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 12 августа 1977 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 10 февраля 1978 г. расформирован.

"Суровый"
(заводской №604)

7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 августа 1949 г. заложен на заводе № 190, спущен 1 октября 1949 г., вступил в строй 31 октября 1950 г. и 24 ноября 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 15 - 18 октября 1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша), 10-14 июля 1954 г. - в Хельсинки (Финляндия), 20-25 июля 1956 г. - в Роттердам (Голландия) и 28 июня - 1 июля 1965 г. - в Стокгольм (Швеция). С 24 декабря 1955 г. водил в состав КБФ. 11 августа 1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 5 марта 1987 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 11 февраля 1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 17 июля 1988 г. расформирован.

"Бесстрашный"

(с 10 августа 1961 г. - ЦЛ-28)

(заводской № 1105)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 сентября 1949 г. заложен на заводе №445, спущен 31 марта 1950 г., вступил в строй 31 октября 1950 г. и 3 декабря 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 18 октября 1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19-22 октября 1953 г. - в Бургас (Болгария). 3 августа 1961 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ЦЛ, а 2 июня 1976 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Отменный"
(заводской № 182)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 8 октября 1949 г. заложен на заводе № 402, спущен 17 июня 1950 г., вступил в строй 6 ноября 1950 г. и 5 декабря 1950 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 27 марта 1960 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 12 октября 1968 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 9 февраля 1978 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 19 апреля 1978 г. расформирован.

"Отрывистый"
(заводской № 183)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3 декабря 1949 г. заложен на заводе № 402, спущен 25 августа 1950 г., вступил в строй 10 декабря 1950 г. и 20 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 7 мая 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 14 июля 1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 7 февраля 1977 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Верткий"

(с 25 января 1974 г. - ПКЗ-54, с 27 апреля 1974 г. - СМ-316)

(заводской № 15)

1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5 ноября 1949 г. заложен на заводе № 199, спущен 22 июля 1950 г., вступил в строй 14 декабря 1950 г. и 18 марта 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 25 октября 1973 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ПКЗ, 12 марта 1974 г. превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 1 сентября 1978 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Вечный"

(с 17 декабря 1960 г. - ПТБ-12, с 28 июля 1962 г. - ПМ-141,

с 15 июля 1971 г. - УТС-27)

(заводской № 16)

1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 января 1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 30 августа 1950 г., вступил в строй 15 декабря 1950 г. и 18 марта 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 22 ноября 1960 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ПТБ, 28 июля 1962 г. переформирован в ПМ и 15 июля 1971 г. превращен в УТС, а 22 августа 1989г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Отражающий"

(с 31 августа 1961 г. - ЦЛ-20, с 28 февраля 1964 г. - ПКЗ-12)

(заводской № 184)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3 марта 1950 г. заложен на заводе № 402, спущен 1 октября 1950 г., вступил в строй 17 декабря 1950 г. и 20 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 августа 1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, 21 февраля 1964 г. разоружен и переформирован в ПКЗ, а 20 апреля 1967 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Боевой"

(с 31 августа 1961 г. по 25 ноября 1964 г. - ЦЛ-27)

(заводской № 1106)

3 декабря 1947 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 декабря 1949 г. заложен на заводе №445, спущен 29 апреля 1950 г., вступил встрой 19 декабря 1950 г. и 11 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 3 августа 1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, но 25 ноября 1964 г. возвращен в класс ЭМ и исключен из состава ВМФ СССР в связи с предстоящей передачей ВМС Индонезии.. Впоследствии под наименованием “Darmuda” входил в состав индонезийских ВМС, а в 1973 г. разоружен и продан на слом.

"Быстрый"
(заводской № 1107)

1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 февраля 1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 28 июня 1950 г., вступил в строй 19 декабря 1950 г. и 14 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 8 марта 1958 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 31 июля 1979 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделан на металл.

"Сердитый"

(с 7 октября 1975 г. - СМ-169)

(заводской № 605)

7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 22 декабря 1949 г. заложен на заводе № 190, спущен 15 апреля 1950 г., вступил в строй 20 декабря 1950 г. и 28 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 20-25 июля 1956 г. нанес визит в Роттердам (Голландия) и 28 июня - 1 июля 1965 г. - в Стокгольм (Швеция). 1 декабря 1958 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 14 июля 1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй, 24 апреля 1974 г. вновь поставлен на долговременное хранение, 14 марта 1975 г. разоружен и расформирован, 19 сентября 1975 г. превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 16 июля 1976 г. после потопления в Балтийском море при практических ракетных стрельбах исключен из списков судов ВМФ.

"Способный"
(заводской № 606)

7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 марта 1950 г. заложен на заводе № 190, спущен 20 декабря 1950 г. и 28 января 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 15 - 18 октября 1953г. нанес визит в Гдыню (Польша) и 12-17 октября 1955 г. - в Портсмут (Великобритания). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 15 декабря 1957 г. передан ВМС Польши с переименованием в “Grom”, 26 декабря 1957 г. исключен из состава ВМФ СССР и 5 февраля 1958 г. расформирован, а в середине 70-х гг. разоружен и сдан польским командованием на слом.

"Вихревой"
(заводской № 17)

1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 февраля 1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 15 сентября 1950 г., вступил в строй 27 декабря 1950 г. и 18 марта 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 7-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 29 января 1959 г. по 20 июля 1961 г. модернизирован и перестроен на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 31. 3 мая 1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 7 июня 1983 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15 марта 1984 г. расформирован.

"Бурный"
(заводской № 1108)

1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 18 мая 1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 29 августа 1950 г., вступил в строй 4 июня 1951 г. и 8 июля 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15 - 18 октября 1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19-22 октября 1953 г. - в Бургас (Болгария). 30 июня 1959 г. выделен для передачи Египту, в январе 1962 г. передан в Александрии его ВМС с переименованием в “Suez” и 9 февраля 1962 г. исключен из состава ВМФ СССР, а в 1985 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.

"Беспощадный"

(с 19 октября 1988 г. - ПКЗ-36)

(заводской № 1109)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 мая 1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 30 сентября 1950 г., вступил в строй 27 июня 1951 г. и 29 июля 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 30 июня 1959 г. выделен для передачи Египту, в январе 1962 г. передан в Александрии его ВМС с переименованием в “Damietta” и 9 февраля 1962 г. исключен из состава ВМФ, но в 1968 г. возвращен египетским командованием СССР и 15 июля 1968 г. под тем же наименованием - "Беспощадный” - вторично включен в состав ЧФ. 9 февраля 1988 г. разоружен, вновь исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 17 июля 1988 г. расформирован, однако 19 октября 1988 г. снят с прикола и переформирован в ПКЗ.

"Стремительный"

(с 8 февраля 1982 г. - ПКЗ-33)

(заводской № 607)

7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 мая 1950 г. заложен на заводе № 190, спущен 15 апреля 1951 г., вступил в строй 4 июля 1951 г. и 5 августа 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 15-18 октября 1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша) и 1 - 8 августа 1956 г. в Копенгаген (Дания). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ, с 5 августа 1961 г. - в состав СФ и с 6 ноября 1967 г.- вновь в состав ДКБФ. В период с 20 октября 1957 г. по 5 августа 1961 г. модернизирован и перестроен в Ленинграде по проекту 31. 20 декабря 1969 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, 29 июня 1981 г. расконсервирован, разоружен и переформирован в ПКЗ, а 25 июня 1984 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Безжалостный"
(заводской № 1110)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 июля 1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 30 декабря 1950 г., вступил в строй 6 июля 1951 г. и 29 июля 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 28 февраля 1964 г. выделен для передачи ВМС Индонезии с переименованием в “Brawidjaja”, 9 мая 1964 г. исключен из состава ВМФ СССР и 21 апреля 1965 г. расформирован, а в 1973 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

"Отрадный"
(заводской № 188)

1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10 мая 1950 г. заложен на заводе № 402, спущен 30 декабря 1950 г., вступил в строй 20 июля 1951 г. и 19 августа 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 8 июня 1970 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 15 марта 1984 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 12 июня 1984 г. расформирован.

"Озаренный"

(с 30 мая 1978 г. - СМ-449)

(заводской № 189)

1 декабря 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 6 июля 1950 г. заложен на заводе № 402, спущен 7 марта 1951 г., вступил в строй 28 июля 1951 г. и 19 августа 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 5 августа 1964 г. по 16 февраля 1966 г. и с 6 апреля 1969 г. по 31 декабря 1970 г. прошел в Севастополе капитальный ремонт. 22 сентября 1967 г. перечислен в состав КЧФ, 19 апреля 1978 г. выведен из боевого состава, разоружен и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 31 июля 1980 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и 21 мая 1981 г. расформирован.

"Оберегающий"
(заводской № 190)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23 сентября 1950 г. заложен на заводе № 402, спущен 11 мая 1951 г., вступил в строй 20 октября 1951 г. и 9 декабря 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 7 мая 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 13 марта 1975 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Беззаветный"
(заводской №1111)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 сентября 1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 30 марта 1951 г., вступил в строй 11 ноября 1951 г. и 5 декабря 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15 - 18 октября 1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19 - 22 октября 1953 г. - в Бургас (Болгария). 30 июня 1959 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в “Sutan Iskandar Muda”, в 1969 г. выведен в резерв и законсервирован, а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

"Сокрушительный"

(с 31 августа 1977 г. - ОТ-20)

(заводской № 608)

7 октября 1948 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 сентября 1950 г. заложен на заводе № 190, спущен 30 июня 1951 г., вступил в строй 28 ноября 1951 г. и 27 января 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 1 - 8 августа 1956 г. нанес визит в Копенгаген (Дания) и 7-10 июля 1965 г. - в Гдыню (Польша). 26 ноября 1973 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, 18 июля 1977 г. разоружен и переформирован в ОТ, а 16 августа 1979 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 5 марта 1980 г. расформирован.

"Охраняющий"
(заводской № 191)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 ноября 1950 г. заложен на заводе № 402, спущен 26 июля 1951 г., вступил в строй 28 ноября 1951 г. и 13 января 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 14 октября 1957 г. по 14 июля 1961 г. модернизирован и перестроен в Ленинграде по проекту 31. 3 мая 1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 27 февраля 1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 30 июля 1987 г. расформирован.

"Бесшумный"

(с 1 октября 1985 г. - УТС-538)

(заводской № 1112)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31 октября 1950 г. заложен на заводе № 445, спущен 31 мая 1951 г., вступил в строй 30 ноября 1951 г. и 31 декабря 1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. В 1959 - 1960 гг. модернизирован и перестроен в Николаеве по проекту 31. В период с 15 июня по 24 сентября 1961 г. совершил переход по Севморпути из Североморска на Дальний Восток и 26 сентября 1961 г. перечислен в состав ТОФ. 15 июня 1979 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой передачей в ОФИ для разборки, но 1 октября 1985 г. снят с прикола и превращен в УТС, а в сентябре 1994 г. окончательно исключен из списков плавсредств ВМФ и сдан в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Осторожный"
(заводской № 192)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 января 1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 25 сентября 1951 г., вступил в строй 20 декабря 1951 г. и 13 января 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 10 ноября 1959 г. по 28 февраля 1961 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в губе Сайда на отстой, а 15 декабря 1981 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1982 г. расформирован.

"Видный"

(с 3 октября 1961 г. - ПБО-36, с 29 апреля 1966 г. - ЦЛ-90,

с 12 февраля 1971 г. - УТС-263)

(заводской № 18)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27 мая 1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 17 мая 1951 г., вступил в строй 21 декабря 1951 г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 3 августа 1961 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в плавучую ракетно-техническую базу, 29 апреля 1966 г. переклассифицирован в ЦЛ. 20 декабря 1969 г. расформирован и поставлен на отстой, но 12 февраля 1971 г. снят с прикола и превращен в УТС, а 30 мая 1983 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Беспокойный"
(заводской № 1113)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16 января 1951 г. заложен на заводе № 445, спущен 30 июня 1951 г., вступил в строй 21 декабря 1951 г. и 27 января 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31 мая - 4 июня 1954 г. нанес визит в Дуррес (Албания). 30 июня 1959 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в “Sandjaja”, в 1969 г. выведен в резерв и законсервирован, а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

"Верный"
(заводской № 19)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 июля 1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 17 мая 1951 г., вступил в строй 26 декабря 1951 г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 11 ноября 1957 г. по 28 апреля 1961 г. модернизирован и перестроен на “Дальзаводе” во Владивостоке по проекту 31. 3 мая 1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 21 марта 1981 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 28 августа 1981 г. расформирован.

"Внимательный"
(заводской № 21)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31 октября 1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 2 августа 1951 г., вступил в строй 26 декабря 1951 г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 18 марта 1972 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 21 мая 1981 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 27 июля 1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 5 марта 1987 г. расформирован.

"Внезапный"
(заводской № 20)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23 сентября 1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 14 июня 1951 г., вступил в строй 28 декабря 1951 г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 7-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 17 февраля 1959 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в “Sawung-galing”, а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

"Выразительный"
(заводской № 22)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 14 декабря 1950 г. заложен на заводе № 199, спущен 26 августа 1951 г., вступил в строй 29 декабря 1951 г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 22 ноября 1962 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в “Singaman-garadja”, в 1969 г. выведен в резерв и законсервирован, а в 1971 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

"Волевой"
(заводской № 23)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 марта 1951 г. заложен на заводе № 199, спущен 11 сентября 1951 г., вступил в строй 29 декабря 1951 г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 17 февраля 1959 г. исключен из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Индонезии с переименованием в “Siliwangi”, а в 1973 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

"Окрыленный"
(заводской № 193)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 24 марта 1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 17 октября 1951 г., вступил в строй 31 декабря 1951 г. и 17 февраля 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 1 декабря 1958 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 18 сентября 1965 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 23 декабря 1969 г. по 5 августа 1971 г. и с 2 мая 1972 г. по 8 сентября 1972 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт, а 25 декабря 1978 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22 февраля 1980 г. расформирован.

"Безбоязненный"

(с 19 августа 1974 г. - СМ-274)

(заводской № 1114)

26 марта 1951 г. заложен на заводе № 445 и 22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31 августа 1951 г., вступил в строй 11 января 1952 г. и 6 июля 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 15 - 18 октября 1953 г. нанес визит в Констанцу (Румыния) и 19 - 22 октября 1953 г. - в Бургас (Болгария). В 1959-1961 гг. модернизирован и перестроен в Николаеве по проекту 31. В период с 15 июня по 24 сентября 1961 г. совершил переход по Севморпути из Североморска на Дальний Восток и 26 сентября 1961 г. перечислен в состав ТОФ. 13 августа 1976 г. выведен из боевого состава, разоружен и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 12 августа 1977 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

"Свободный"

(с 28 июля 1983 г. - СМ-132)

(заводской № 609)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 27 ноября 1950 г. заложен на заводе № 190, спущен 20 августа 1951 г., вступил в строй 23 июня 1952 г. и 3 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 16-21 июля 1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция), 12-18 сентября 1957 г. - в Сплит (Югославия), 21 сентября - 1 октября 1957 г. - в Латакию (Сирия), 7 - 11 августа 1958 г. и 13 - 17 августа 1960 г. - в Хельсинки (Финляндия). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 19 января 1983 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой передачей в ОФИ для разборки и 7 июня 1983 г. расформирован, но 28 июля 1983 г. снят с прикола и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений.

"Статный"
(заводской № 610)

15 апреля 1949 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1 марта 1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 28 октября 1951 г., вступил в строй 4 августа 1952 г. и 10 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 16 - 21 июля 1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция) и 13 - 17 августа 1960 г. - в Хельсинки (Финляндия). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 10 марта 1969 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 8 июля 1982 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 1 октября 1982 г. расформирован.

"Сметливый"
(заводской № 611)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 24 мая 1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 17 ноября 1951 г., вступил в строй 5 августа 1952 г. и 11 августа 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 15-18 октября 1953 г. нанес визит в Гдыню (Польша) и 12 - 17 октября 1955 г. - в Портсмут (Великобритания). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 14 ноября 1955 г. выделен для передачи Египту, 11 июня 1956 г. передан в Александрии его ВМС и переименован в “Al Zaffer”, 18 июля 1956 г. расформирован и 30 июля 1956 г. исключен из состава ВМФ СССР, а в 1985 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.

"Безукоризненный"

(с 3 октября 1961 г. - ЦЛ-78 (ПБО-31), с 27 июня 1964 г. - ПКЗ-32)

(заводской № 1116)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 29 июля 1951 г. заложен на заводе № 445, спущен 31 января 1952 г., вступил в строй 30 сентября 1952 г. и 19 октября 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31 мая - 4 июня 1956 г. нанес визит в Сплит (Югославия), 5 - 10 июня 1956 г. и 30 августа - 3 сентября 1957 г. - в Дуррес (Албания). 18 июля 1960 г. перечислен в состав СФ, 3 августа 1961 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в плавучую ракетно-техническую базу, 29 мая 1964 г. переформирован в ПКЗ, а 3 января 1967 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1967 - 1968 гг. на базе “Главвторчермета” в Мурманске разделан на металл.

"Безотказный"
(заводской № 1115)

22 июня 1951 г. заложен на заводе № 445 и зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31 октября 1951 г., вступил в строй 4 октября 1952 г. и 12 октября 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 18 июля 1960 г. перечислен в состав СФ, а 15 ноября 1967 г. возвращен в состав КЧФ. В период с 25 ноября 1964 г. по 13 ноября 1965 г. прошел в Ленинграде капитальный ремонт. 1 октября 1970 г. - 31 мая 1971 г. и 1 ноября 1971 г. - 30 апреля 1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 25 апреля 1985 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 1 октября 1985 г. расформирован.

"Смотрящий"
(заводской № 612)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июня 1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 19 февраля 1952 г., вступил в строй 4 ноября 1952 г. и 6 ноября 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 18 - 27 апреля 1955 г. и 12-17 октября 1955 г. нанес визиты в Портсмут (Великобритания). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 7 мая 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 24 апреля 1974 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 14 февраля 1978 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 19 апреля 1978 г. расформирован.

"Отчаянный"
(заводской № 195)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 августа 1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 29 декабря 1951 г., вступил в строй 25 ноября 1952 г. и 21 декабря 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 30 августа - 3 сентября 1958 г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8 - 12 сентября 1958 г. - в Гетеборг (Швеция). 23 октября 1959 г. перечислен в состав КБФ, 15 апреля 1961 г. возвращен в состав СФ, а 1 октября 1964 г. переведен в состав ЧФ. 1 марта - 31 мая 1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В июне 1968 г. передан в Александрии ВМС Египта с переименованием сначала в “Al Nasser” и в 1973 г. - в "6 Oktober”, а в 1986 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.

"Опасный"
(заводской № 196)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 октября 1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 1 июня 1952 г., вступил в строй 9 декабря 1952 г. и 4 января 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В период с 14 октября 1957 г. по 6 марта 1962 г. модернизирован и перестроен в Ленинграде по проекту 31. 3 мая 1962 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 31 июля 1979 г. расконсервирован и вновь введен в строй. В период с 11 декабря 1981 г. по 3 августа 1983 г. прошел в Мурманске капитальный ремонт. 16 октября 1984 г. перечислен в состав ДКБФ, а 5 марта 1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 30 июля 1987 г. расформирован.

"Бессменный"
(заводской № 1117)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 сентября 1951 г. заложен на заводе № 445, спущен 31 марта 1952 г., вступил в строй 10 декабря 1952 г. и 28 декабря 1952 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 31 мая - 4 июня 1956 г. нанес визит в Сплит (Югославия) и 5 - 10 июня 1956 г. - в Дуррес (Албания). В конце 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 10 августа 1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 1 марта - 31 мая 1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В июне 1968 г. передан в Александрии ВМС Египта с переименованием в “Damietta”, а в 1986 г. разоружен и продан египетским командованием на слом.

"Отзывчивый"
(заводской № 194)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 30 мая 1951 г. заложен на заводе № 402, спущен 29 декабря 1951 г., вступил в строй 20 декабря 1952 г. и 11 января 1953 г,. подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 16 декабря 1966 г. перечислен в состав КЧФ. 1 января - 31 декабря 1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу .по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 18 июля 1977 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 13 февраля 1978г. расформирован.

"Совершенный"
(заводской № 612)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 16 июля 1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 24 апреля 1952 г., вступил в строй 24 декабря 1952 г. и 4 января 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. 10 - 14 июля 1954 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия), 12-17 октября 1955 г. и 18-27 апреля 1956 г. - в Портсмут (Великобритания). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ и с 15 июля 1968 г. - в состав КЧФ. 7 мая 1956 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но в 1967 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 1-31 июня 1967 г. и 1 января - 31 декабря 1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 5 марта 1987 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 30 июля 1987 г. расформирован и впоследствии на базе “Главвторчермета” в Севастополе разделан на металл.

"Серьезный"
(заводской № 616)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 октября 1951 г. заложен на заводе № 190, спущен 13 июля 1952 г., вступил в строй 24 декабря 1952 г. и 4 января 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 16 - 21 апреля 1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ и с 16 августа 1967 г. - в состав КЧФ. 28 мая 1957 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 10 августа 1961 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 1 января - 31 декабря 1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 10 февраля 1977 г. по 22 мая 1986 г. вновь находился в консервации, а 5 марта 1987 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 30 июля 1987 г. расформирован.

"Вольный"
(заводской № 24)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 июня 1951 г. заложен на заводе № 199, спущен 4 июня 1952 г., вступил в строй 31 декабря 1952 г. и 1 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. В период с 17 января 1976 г. по 1979 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт. 8 мая 1979 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 15 декабря 1981 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15 апреля 1982 г. расформирован.

"Вкрадчивый"
(заводской № 25)

15 марта 1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 14 июля 1951 г. заложен на заводе № 199, спущен 4 июня 1952 г., вступил в строй 31 декабря 1952 г. и 1 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 1 декабря 1958 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30 января 1979 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 9 февраля 1979 г. расформирован.

"Вдумчивый"

(с 13 августа 1976 г. - ОТ-1)

(заводской № 26)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5 ноября 1951 г. заложен на заводе № 199, спущен 31 июля 1952 г., вступил в строй 31 декабря 1952 г. и 1 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил с состав ТОФ. 21 - 26 июня 1956 г. нанес визит в Шанхай (Китай). В период с 7 апреля 1959 г. по 11 сентября 1960 г. прошел на “Дальзаводе” во Владивостоке капитальный ремонт. 13 августа 1976 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ОТ, а 28 апреля 1977 г. исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 10 февраля 1978 г. расформирован.

"Солидный"
(заводской № 617)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 4 января 1952 г. заложен на заводе № 190, спущен 17 августа 1952 г., вступил в строй 31 декабря 1952 г. и 18 января 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 4-го ВМФ. С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 14 ноября 1955 г. выделен для передачи Египту, 11 июня 1956 г. передан в Александрии его ВМС и переименован в “AI Nasser”, 18 июля 1956 г. расформирован и 30 июля 1956г. исключен из состава ВМФ, но в 1968 г. возвращен СССР и 15 июля 1968 г. под тем же наименованием - “Солидный" - зачислен в состав КЧФ, а 15 апреля 1987 г. разоружен, вторично исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 30 июля 1987 г. расформирован.

"Пылкий"
(заводской № 619)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 апреля 1952 г. заложен из секций, собранных заводом № 190, на заводе № 445, спущен 31 июля 1952 г., вступил в строй 31 декабря 1952 г. и 18 января 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ. 28 февраля 1964 г. выделен для передачи ВМС Индонезии с переименованием в “Diponegoro”, 9 мая 1964 г. исключен из состава ВМФ СССР и 21 апреля 1965 г. расформирован, а в 1973 г. разоружен и продан индонезийским командованием на слом.

"Вразумительный"
(заводской № 27)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 15 декабря 1951 г. заложен на заводе № 199, спущен 3 сентября 1952 г., вступил в строй 10 января 1953 г. и 1 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23 апреля 1953 г. входил в состав ТОФ. 21 - 26 июня 1956 г. нанес визит в Шанхай (Китай). 7 февраля 1977 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 18 июля 1977 г. расформирован.

"Оживленный"

(с 31 августа 1961 г. по 24 июня 1965 г. - ЦЛ-21)

(заводской № 197)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 12 января 1952 г. заложен на заводе № 402, спущен 4 августа 1952 г., вступил в строй 24 января 1953 г. и 23 февраля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 августа 1961 г. был выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, но 24 июня 1965 г. возвращен в боевой состав и вновь переклассифицирован в ЭМ. 15 ноября 1967 г. перечислен в состав КЧФ. 1 апреля - 30 июля 1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1-31 октября 1973 г. - вооруженным силам Сирии. 2 июня 1976 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и 1 февраля 1977 г. расформирован.

"Степенный"
(заводской № 618)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 11 февраля 1952 г. заложен на заводе № 190, спущен 22 сентября 1952 г., вступил в строй 11 февраля 1953 г. и 1 марта 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 8-го ВМФ. 16-21 июля 1954 г. нанес визит в Стокгольм (Швеция) и 7 - 11 августа 1958 г. - в Хельсинки (Финляндия). С 24 декабря 1955 г. входил в состав КБФ. 28 февраля 1961 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 8 июля 1968 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 14 марта 1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 22 июля 1986 г. расформирован.

"Ожесточенный"

(с 31 августа 1961 г. - ЦЛ-22, с 10 августа 1962 г. - ОС-19)

(заводской № 198)

22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3 апреля 1952 г. заложен на заводе № 402, спущен 26 сентября 1952 г., вступил в строй 14 марта 1953 г. и 5 апреля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 - 7 августа 1956 г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8 - 12 августа 1956 г. - в Гетеборг (Швеция). 3 августа 1961 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в ЦЛ, 4 июля 1962 г. переформирован в ОС, а 12 марта 1971 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

 
   
Реклама: