Военно-морской флот России


Самолет А-150

Описание Фотографии

 

     
Проект многоцелевого океанского самолёта-амфибии всеаэродромного базирования А-150 был разработан в 1965 г. Эта многоцелевая машина предназначалась для поиска и уничтожения подводных лодок противника в дальней океанской зоне (в вариантах с системой РГБ и с опускаемой ГАС), для постановки мин и радиоакустических буёв долговременного действия с бортовыми запоминающим устройством "Яуза" (в вариантах авиабомб ФАБ-1000 и ФАБ-1500), дальней фото- и радиотехнической разведки в   море, проведения поисково-спасательных работ и десантно-транспортных операций, борьбы с надводными кораблями. Помимо этих задач планировалось на его базе создать самолёт-заправщик.

Амфибия могла бы найти применение в народном хозяйстве при транспортировке срочных грузов и для совместное работе с рыболовецкими флотилиями.

А-150 мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с прочностью грунта 4-6 кг/см2, с бетонных ВПП длинной 600-800 м, а также с воды при волнении моря до 4-5 баллов. В Арктике допускалось использование ледовых аэродромов. Для достижения взлётно-посадочных характеристик на самолёт предполагалось установить аналогично Бе-26 помимо четырёх маршевых ещё 12 подъёмных ТРД РД-36-35П.

Для обеспечения минимальных затрат времени на подготовку самолёта к выполнению той или иной задачи предусматривалось использование съёмных контейнеров общим объёмом 30 м3, укомплектованных различным оборудованием под конкретную нагрузку. Их подвешивали в двух отсеках центроплана крыла, где предусматривались соответствующие разъёмы электро-, гидро- и пневмо-проводки. Часть оборудования размещалась в кабине экипажа и заменялась вместе с контейнерами.

Десантно-транспортная амфибия А-150ТД отличалась от базового варианта увеличенными габаритами лодки (длина 49,2 м, ширина 4,8 м) и частично изменёнными обводами центроплана. Вместо 12 подъёмных двигателей предполагалось установить 16 ТРД РД-36-35 в варианте укороченного взлёта и 32 в варианте вертикального взлёта. При этих изменениях масса самолёта увеличивалась на 6600 кг.

Размеры грузового отсека самолёта равнялись 32х3, 5х3,4 м, максимальная грузоподъёмность достигала30 т.

Проект, как и Бе-26 реализован не был.

Техническое описание самолёта

Самолёт-амфибия А-150 спроектирован по схеме "бесхвостка" с треугольным крылом. В силовую схему заложили принцип безопасно разрушающейся конструкции, т.е. разрушение отдельных силовых элементов не должно было привести к разрушению самолёта.

Экипаж самолёта состоял из пяти человек - командира, второго пилота, штурмана, оператора РЛС и оператора ГАС.

Лодка амфибии состояла из четырёх частей: носовой части с гермокабиной экипажа, промежуточной части с отсеком для крепления подъёмных двигателей, средней части с кессоном центроплана и хвостовой части с оперением. Непотопляемость обеспечивалась делением лодки на шесть водонепроницаемых отсеков.

Крыло многолонжеронной конструкции состояло из следующих частей: кессона центроплана, двух отъёмных консолей, носков центроплана и консолей с каналами противообледенительной системы, хвотовиков центроплана и консолей, элеронов, подкрыльных щитков.

На консолях устанавливались поддерживающие подкрыльевые поплавки.

Вертикальное оперение трёхлонжеронной конструкции. Разъём вертикального оперения проходил по палубе лодки. Руль направления, триммеры и сервокомпенсаторы имели обычную конструкцию с жёсткой обшивкой.

Шасси - трехстоечное, с носовой управляемой стойкой. Основные стойки несли по четыре колеса и убирались против полёта в центроплан крыла. Носовая стойка несла два колеса и убиралась по полёту в отсек под кабиной экипажа.

Силовая установка амфибии А-150 состояла из четырёх маршевых ТРД НК-8 и двенадцати подъёмных ТРД РД-36-35П. НК-8 устанавливались попарно в мотогондолах на верхней поверхности консолей крыла. Для балансировки самолёта на взлётно-посадочных режимах предусматривалось отклонение вектора тяги в пределах 0 ... -65° путём отклонения реактивной струи вниз специальными створками.

Подъёмные двигатели РД-36-35П разместили по шесть с каждого борта лодки в носке центроплана впереди центра масс.

Запуск ТРД НК-8 осуществлялся сжатым воздухом, поступающим от турбоагрегата ТА-41. Запуск подъёмных сжатым воздухом, отбираемым от компрессора НК-8.

Топливная система самолёта состояла из двух отдельных подсистем - правой и левой, обеспечивающих питание двигателей, расположенных соответственно на левой или правой консоли крыла. Подсистемы могли быть соединены между собой краном кольцевания.

Всё топливо размещалось в крыле, заправка производилась через два топливоприёмника на правой и левой консолях крыла.

Помимо стандартного для тяжёлого самолёта радиоэлектронного оборудования на А-150 предусматривалась установка комплексной системы дальней навигации "Полёт", комплексной противолодочной системы "Зубр", системы целеуказания "Успех", системы госопознования, системы радиопротиводействия "Сирень"

Оборонительное вооружения состояло из двух артиллерийских установок АО-10 (носовой и кормовой) с боекомплектом на обе установки 2000 снарядов, в т.ч. с ИК ловушками и дипольными отражателями.