Военно-морской флот России


Самолет Ил-38

Описание Фотографии

 

     
Экипаж, чел. - 7
Размах крыла, м - 37,42
Длина, м - 40,08
Высота, м - 10,16
Площадь крыла - 140 м2
Двигатели - на самолете Ил-38 устанавливаются 4 ТВД АИ-20М (4х4250 л. с.)
Максимальная взлетная масса, кг - 66000
Масса пустого самолета - 34 030 кг
Максимальная скорость, км/ч - 685
Практическая дальность, км - 8500
Длина разбега - 1300 м
Длина пробега - 850 м

ОБОРУДОВАНИЕ. Первый отечественный серийный самолет с бортовой ЦВМ. Оснащен пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), в состав которого входит доплеровское и радионавигационное оборудование, а также автоматизированной поисково-прицельной системой (ППС) "Беркут", в состав которой входит БЦВМ "Пламя" (расположена в хвостовой части фюзеляжа над отсеком вооружения в негерметизированном контейнере с постоянной температурой и влажностью воздуха), магнитометр и обзорная РЛС, установленная под фюзеляжем и способная обнаруживать надводные корабли, а также ПЛ под перископами. Управление системой осуществляют два оператора, рабочие места которых оборудованы индикаторами на ЭЛТ (по уровню автоматизации Ил-38 превосходит аналогичный американский самолет Локхид Р-ЗС "Орион" с автоматизированной системой A-NEW, управление которой осуществляется пятью операторами).

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. По сравнению с исходным самолетом Ил-18Д центроплан смещен вперед на 3 м (из соображений центровки самолета при размещении в передней части фюзеляжа дополнительного БРЭО), длина гермокабины уменьшена, над центропланом расположен дополнительный топливный бак (емкость топливных баков увеличена до 29 000 л).

ВООРУЖЕНИЕ. В двух фюзеляжных отсеках целевой нагрузки могут размещаться глубинные бомбы, противолодочные УР, торпеды, мины и РГБ (до трех типов).

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Находится на вооружении ВМС России и Индии. Серийный выпуск прекращен.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по созданию противолодочного самолета, оснащенного ППС "Беркут" для атаки ПЛ (в том числе и с ядерными силовыми установками), начаты в 1960 г. на конкурсной основе в ОКБ им. А. Н. Туполева и им. С. В. Ильюшина. В 1962 г. начались летные испытания прототипа самолета Ил-38 (без ППС, поставка которой задерживалась промышленностью). Несколько позже началась отработка системы на летающей лаборатории Ил-18. В 1965 г. приступили к летным испытаниям самолета с полным комплектом БРЭО, в 1967 г. Ил-38 был принят на вооружение.

Серийная постройка самолетов велась на авиазаводе "Знамя труда" (ныне МАПО им. Дементьева), выпущено более 60 Ил-38.

Является первым в мире самолетом, оснащенным автоматизированной ППС (американский самолет ПЛО с аналогичным оборудованием Локхид Р-3С "Орион" создан в 1968 г. и принят на вооружение ВМС США в 1969 г.).

В первой половине 1970-х годов велись работы над усовершенствованным вариантом самолета Ил-38, оснащенным новой ППС и системой дозаправки в полете (для отработки дозаправки был переоборудован один самолет Ил-38, проходивший летные испытания в 1973-1974 гг., в качестве самолета-заправщика также предполагалось использовать самолет Ил-38 с заправочным оборудованием, смонтированным в бомбовом отсеке, при дозаправке в полете максимальная полетная масса самолета могла достигать 68000 кг), однако по финансовым соображениям, а также из-за наличия самолета Ту-142М с усовершенствованным ППС работы были прекращены.