Военно-морской флот России


Летающая лодка Е. Р. Энгельса.

Описание Фотографии

 

     
Это был одноместный морской истребитель, расчалочный парасоль с толкающей силовой установкой. Особенность самолета - загнутые вниз концы крыла, несшие поплавки боковой остойчивости. Самолет отличался небольшими размерами и своеобразной тонкостью очертаний. Корпус лодки был узкий, сильно килеватый (до 30°), все грани его были образованы плоскими листами без выклейки, каркас - ясеневый, шпангоуты поставлены часто. Обшивка - из 3-мм фанеры, стыки и скулы обиты медной полоской, редан был съемный. Крыло - двухлонжеронное расчалочное с профилем 12%-ной толщины. Передний лонжерон был фиксирован несущими и обратными расчалками, задний - в системе перекашивания, лонжероны - коробчатые. От концов крыла шли проволочные оттяжки к носу лодки. На стойках кабана крыла был установлен двигатель с яйцевидным капотом. Горизонтальное оперение состояло из одного руля высоты, аэродинамически компенсированного и вырезанного под руль направления с небольшим килем. Ручное управление осуществлялось штурвальной колонкой. Предполагался один неподвижный пулемет в палубе лодки перед летчиком. Вся конструкция была очень легкой в ущерб прочности.

Первый экземпляр самолета с двигателем “Гном-Моносупап” в 100 л. с., пилотировавшийся самим Е.Р. Энгельсом, показал скорость, рекордную для летающих лодок, - 170 км/ч. В третьем полете 5 декабря 1916 г. произошла катастрофа. В воздухе сломался задний лонжерон правого крыла по отверстиям облегчения в его стенках  и, по свидетельству очевидцев, произошел обрыв заднего верхнего троса перекашивания, который в полете провисал, вибрировал и затем “намотался на винт”. Таким образом, этот интересный самолет не смог сразу же сыграть ту роль, на которую можно было рассчитывать. Но его скорость могла обеспечить ему заслуженное место морского истребителя, столь нужного на Балтике. При надлежащей конструктивной доводке это не представляло больших трудностей, так как здесь было, что доводить.

27 апреля 1917 г. Мельцеру было заказано 60 экземпляров этих самолетов. Руководить работой был приглашен А.Ю. Виллиш Был принят двигатель “Рон” в 120 л. с. Первый самолет из этой серии был закончен 24 августа, второй-9 сентября.

Первое испытание самолета “Энгельс-III” (как его стали называть), которое проводил лейтенант Яковицкий, показало, что самолет зарывается на рулении правым крылом из-за реакции винта и не взлетает (чего не было при двигателе “Гном”). Тогда в левое крыло был помещен груз в 18 фунтов - свинцовый лист, обернутый вокруг конца переднего лонжерона. Это помогло. 10 октября первый самолет был сдан морскому ведомству. Второй был передан не вполне законченным и лишь в марте 1920 г. Военно-морской школе авиации, эвакуированной в Нижний Новгород; самолет был окончательно завершен и Испытан на лыжах. Осенью школа перебазировалась в другой город, где через год самолет, уже сомнительной сохранности, был испытай С. А. Кочеригиным.

При первой же попытке разбега отломались поплавки вместе с опущенными концами крыльев. Были поставлены поплавки от М-5 на стойках. При второй попытке произошел капот на разбеге, после чего самолет уже не восстанавливался.