Военно-морской флот России


Морской торпедоносец ГАСН

Описание Фотографии

 

     
Год выпуска - 1917
Количество двигателей - 2
Марка двигателей - "Рено"
Мощность двигателей, л.с. - 220
Число мест - 4
Длина самолета, м - 28,0
Площадь крыла, м2 - 150,0
Масса полной нагрузки, кг - 1450
Скорость максимальная у земли, км/ч - 110

Торпедоносец ГАСН (Гидроаэроплан специального назначения), СОН (Самолет особого назначения). Это был первый в мире морской торпедоносец, который должен был нести торпеду и сбрасывать ее в направлении вражеского корабля, дальнейшее движение торпеды должно было осуществляться с помощью установленных механизмов. К этой идее русские конструкторы пришли раньше, чем в других странах.

Самолет был начат проектированием и постройкой в 1916 г. Соавтором его следует считать Михаила Михайловича Шишмарева заведовавшего конструкторским бюро на заводе Щетитина. Шишмарев выполнил весь технический проект самолета, в котором Григоровичу принадлежали только набросок общего вида и общее руководство при исполнении рабочих чертежей.

ГАСН - большой двухпоплавковый фюзеляжный трехстоечный биплан с двумя двигателями “Рено” по 220 л. с. Поплавки были обычной конструкции, как в корпусах летающих лодок, и крепились к коробке крыльев под двигателями на коротких Л-образных стойках из стальных труб с резиновой шнуровой амортизацией в узлах поплавков. Фюзеляж был обычный четырехгранный, расчалочный, с полотняной обтяжкой. В носовой части его, обшитой фанерой, было место наблюдателя-стрелка, за ним - места для двух летчиков и за коробкой крыльев - вторая стрелковая точка. Хвостовое оперение - бипланное с тремя рулями направления и небольшим воздушным килем. Крылья нормальной расчалочной конструкции с третьим дополнительным лонжероном для крепления элеронов. Передняя кромка верхнего крыла вырезана под винты. Стойки коробки крыльев - стальные круглые трубы с полотняными обтекателями, стойки мотоустановок - без обтекателей.

Самолет ГАСН был заказан в 10 экземплярах, из которых закончен был только один. Первый полет был 24 августа 1917 г. Испытывал старший лейтенант А. Е. Грузинов. Мореходность и управляемость на роде даже при большом волнении были отличные. Испытания показали необходимость смещения вперед центра тяжести самолета путем вынесения вперед двигателей и некоторых грузов с одновременным увеличением стреловидности крыльев в плане. Потребовалось увеличить площадь рулей направления. Обнаружилась слабость конструкции поплавков, поломка одного из которых при посадке была причиной аварии 24 сентября. Был и ряд других замечаний военной приемки. Испытания самолета после ремонта осенью 1917 г. показали, что в нем имеется еще много недостатков. Возникли предложения применить для тех же целей самолеты: “двухвостку” Хиони и “Муромца”

В 1918-1919 гг. никаких работ по ГАСН не производилось и лишь в 1920 г., летом, они возобновились над оставшимся экземпляром, имевшим уже трехлетнюю давность и требовавшим ремонта. Было сделано несколько полетов. Они закончились тем, что 4 ноября самолет из-за остановки одного из двигателей вынужден был сесть на взморье, где он в двух километрах от берега вмерз в свежеобразовавшийся лед, потом был извлечен на берег, но больше в полет не выпускался.