Военно-морской флот России


Р-1

Описание Фотографии

 

     
Год выпуска - 1923
Количество двигателей - 1
Марка двигателя - М-5
Мощность двигателя, л.с. - 400
Длина самолета, м - 9,24
Размах крыла, м - 14,02
Площадь крыла, м2 - 44,54
Масса пустого самолета, кг - 1450
Масса топлива, кг - 327
Масса масла, кг - 40
Масса полной нагрузки, кг - 750
Масса полетная, кг - 2200
Удельная нагрузка на крыло кг/м2 - 48,0
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. - 5,3
Весовая отдача, % - 35,0
Скорость максимальная у земли, км/ч - 182
Скорость посадочная, км/ч - 100
Время набора высоты, мин - 1000 м - 5,5 ; 2000 м - 12,3 ; 3000 м - 23,5 ; 4000 м - 45,0
Потолок практический, м - 4200
Продолжительность полета, ч - 4,5
Дальность полета, км - 820
Время виража, с  - 30
Разбег - 7 секунд (180 метров)
Пробег - 16 секунд (120 метров)

Разведчик Р-1 с двигателем М-5 в 400 л. с.. Конструкция самолета - деревянная с полотняной обтяжкой крыльев, оперения и хвостовой части фюзеляжа, переработанная (по сравнению с самолетом DН-9а) применительно к нашим авиаматериалам, с пересчетом прочности на больший полетный вес Р-1. Стальные узлы отличались крайней простотой и большая часть их была простыми плоскими пластинками-накладками. Баки были выполнены из луженого железа 0,8 мм (довольно тяжелые). Имело место применение медного литья в арматуре силовой установки. Из меди были сделаны очень тяжелые ролики в управлении. Все расчалки, кроме носовых оттяжек, были стальные профилированные ленты с резьбовыми наконечниками.

Фюзеляж был ферменной конструкции с 3-мм фанерной обшивкой передней и средней частей, хвостовая часть - расчалочная. Набор был сосновый, за исключением подмоторных брусьев, опиравшихся на две жесткие поперечные рамы, выпиленные из клееной фанерной плиты толщиной 25 мм. Передняя, средняя и задняя части набора фюзеляжа изготовлялись отдельно и стыковались с помощью стальных накладок и болтов (начальная ступень агрегатной сборки). В обшитом виде фюзеляж был неразъемным. Обшивочное полотно за задней кабиной крепилось на шнуровке для возможности осмотра внутри. Многие места стыков были обмотаны полотном на столярном клее.

Крылья - с двумя коробчатыми лонжеронами, в центроплане - двутавровыми, в отличие от всех самолетов DН, где это были сосновые бруски, фрезерованные в форме двутавра. Нервюры - обычные из сосновых полок со шпунтом и фанерных стенок.

Шасси - сосновые стойки, сквозная ось, шнуровая 16-мм амортизация и ленты-расчалки. Стабилизатор с изменяемым в полете углом установки с помощью катушки-подъемника, управляемого штурвалом от летчика.

Главный бензобак (на 390 кг) был установлен в фюзеляже под центропланом, в котором находился расходный бензобак (на 23 кг). В главном баке внизу помещались два коловратных насоса, вращаемых ветрянками, для подачи бензина в расходный бак. Радиатор сотовый лобовой, придававший своеобразный вид самолету. Перед радиатором были жалюзи. В летнее время и для жарких мест под носовой частью фюзеляжа подвешивался дополнительный радиатор.

В целом конструкция самолета была простой, дешевой и прочной. Масса пустого самолета 1450 кг, в том числе силовой группы 495 кг и планера 912 кг. Полная нагрузка была принята 750 кг, в отличие от самолетов DН-9, где она не превосходила 660 кг. Весовая отдача была 35,5% против 33,5% в самолетах DН-9. Положение центра тяжести 36,3%-39,3% средней аэродинамической хорды. Вооружение самолета - один пулемет синхронный (200 патронов), один - на турели (500 патронов), имелись подкрыльные бомбодержатели для нескольких небольших бомб.

Самолет нельзя назвать ни копией, ни модернизацией самолета DН-9а. Построен Р-1 был из других материалов, в конструкцию внесено много нового, оригинального, при его постройке некоторые детали были впервые освоены советской авиапромышленностью (стальные ленты-расчалки, сотовые радиаторы и др.).

Строился самолет на заводах № 1 имени ОДВФ и № 10 до 1931 г. Было выпущено 2800 самолетов, что говорит о высоких качествах Р-1, столь долго державшегося в массовой постройке.

Самолеты Р-1 одними из первых участвовали в перелете Москва - Пекин и далее в Токио (летчик М. М. Громов) и успешно его выдержали, чем показали высокое качество продукции молодой советской авиапромышленности.