Военно-морской флот России


РОМ-1

Описание Фотографии

 

     

 Год выпуска - 1927

Количество двигателей - 2

Марка двигателей - "Лорен-Дитрих"

Мощность двигателя, л.с. - 450

Длина самолета, м - 16,0

Размах крыла, м - 28,0

Площадь крыла, м2 - 104,6

Масса пустого самолета, кг - 4518

Масса топлива, кг - 775

Масса масла, кг - 185

Масса полной нагрузки, кг - 1312

Масса полетная, кг - 5830

Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 - 56,0

Удельная нагрузка на мощность кг/л.с. - 6,5

Весовая отдача, % - 22,5

Скорость максимальная у земли, км/ч - 165

Скорость максимальная на высоте, км/ч - 118

Скорость посадочная, км/ч - 85

Время набора высоты, мин - 1000 м - 10,1 ; 2000 м - 25,3 ; 3000 м - 54

Потолок практический, м - 3470

Продолжительность полета, ч - 5

Дальность полета, км - 800

Время виража, с - 80

Разбег - Время, с - 25

Пробег - Время, с -13

РОМ-1 (Разведчик открытого моря, МДР-1, МР-3). Морской дальний разведчик, летающая лодка с двумя двигателями “Лоррэн-Дитрих” в 450 л. с. в тандеме. Схема - подкосный полутораплан с верхним крылом большого размаха над лодкой и с нижними крыльями, установленными немного выше ватерлинии, с поплавками боковой остойчивости. В систему верхнего крыла входили 20 подкосив и две рамы жесткости. Размах верхнего крыла был 28 м и площадь - 86,6 м2, а полная площадь - 104,6 м2.

Задание на этот самолет было выдано Д.П. Григоровичу летом 1925 г., оно считалось важным и срочным и его разработка началась тотчас. Конструкцию лодки делал В. Б. Шавров, крыльев и силовой установки - П. Д. Самсонов. По заданию, лодка должна была быть цельнометаллической из кольчугалюминия, верхнее крыло - деревянное. Конструирование и постройку лодки пришлось начать с налаживания в Ленинграде производства листов, труб и заклепок из кольчугалюминия, с отработки сортамента профилей каркаса лодки, поскольку профили АГОС для лодки не были пригодны. Были приняты только открытые профили - угольники с отбортованными полками из листа в 1,5 мм со стенкой высотой до 80 мм и равнобокие угольники с отбортовками для скуловых стрингеров и киля.

Обводы лодки были приняты предельно простыми, чтобы избежать выколотки листов. Поперечное сечение было везде пятиугольным, образованным только прямыми линиями, угол поперечной килеватости был 12°. В бортах хвостовой части лодки были поставлены раскосы для увеличения жесткости хвоста на кручение. Толщина обшивки лодки: днище на переднем редане 2,0 мм, остальное днище и борта до ватерлинии 1,5 мм, остальные поверхности 1,0 мм, воздушный киль 0,8 мм. Реданы были сделаны высотой 150 мм и скошены под углом 45°, что было полной новизной. Обводы лодки оказались в общем удачными.

Клепка водонепроницаемых швов лодки делалась на байке, пропитанной суриком с олифой. Герметичность была достигнута полная, но из-за большой толщины байковых прокладок швы получались вдавленными, что портило вид лодки. В дальнейшем байку заменили киперной лентой и обшивка стала получаться гладкой.

Аналогичной была клепка нижних крыльев, тоже водонепроницаемых, и подкрыльных поплавков, имевших полукруглое поверху сечение, однореданных, установленных под концами нижних крыльев на восьми коротких стальных подкосах каждый.

Верхнее крыло имело переменный по размаху профиль “Геттинген-426”, а в местах крепления подкосов - “Геттинген-420”. Два его лонжерона - коробчатые, первоначально одиночные, шириной 100 мм, потом замененные парными шириной по 60 мм. Нервюры были форменные, обшивка носка и верха до заднего лонжерона - 2-мм фанера, все было обтянуто полотном. Подкосы верхнего крыла - клепаные из листового кольчугалюминия, обтекаемого сечения, закрытого профиля. Крайние подкосы были выполнены в форме жесткой четырехугольной рамы. Хвостовое оперение - из кольчугалюминия с полотняной обшивкой.

Статические испытания, проводившиеся весной 1927 г., показали, что конструкция самолета прочна, но прогиб верхнего крыла очень велик-0,3 м на концах при однократной нагрузке и свыше 1,5 м перед разрушением. Тогда и появились парные лонжероны, был усилен центроплан и др. Все это вызвало перетяжеление примерно в 600 кг против расчетных предположений (правда, заниженных).

Еще большие неприятности причинила задняя центровка самолета. Ее пришлось выправлять передвижкой двигателей вперед, удлинив мотогондолу и введя подкосы под ней. Все же центровка оказалась на 43% САХ для пустого самолета. В полете она с трудом дотягивалась до 35% САХ путем размещения нагрузки, в том числе и бензина.

Вооружение - ТУР-4 и ТУР-5 - всего с четырьмя пулеметами, Сбр-8 и прицел Герца в передней кабине. Экипаж - четыре человека.

Самолет был закончен к зиме 1927 г. и первые пробы его были проведены в Ленинграде. Летал Л. И. Гикса. В ноябре самолет был перевезен в Севастополь. Летал С. Т. Рыбальчук. К осени 1928 г. в отчете об испытаниях был сделан вывод, что РОМ-1 не может быть использован в качестве боевого самолета.