Военно-морской флот России


Подъёмные двигатели РД-41

Описание  

 

     
Подъёмные двигатели РД-41, разработанные РКБМ (Рыбинским конструкторским бюро моторостроения) для сверхзвукового самолёта вертикального взлёта и посадки Як-141, оборудованы соплами с изменяемым вектором тяги для улучшения управления по тангажу во время вертикального взлёта/посадки.

Такие сопла не применялись на подъёмных двигателях РД-36 также разработанных в РКБМ, для СВВП Як-38.

Диапазон отклонения вектора тяги этого осесиметричного сопла составляет +/- 12 градусов. Регулирование сопла обеспечивается гидроприводами, размещёнными на корпусе двигателя противоположно расположенного парами. Каждое сопло снабжено четырмя гидроприводами, в качестве рабочей жидкости которых используется топливо двигателей.

Помимо изменения направления вектора тяги в сопле также может регулироваться критическое сечение в приделах 10 градусов, как заявил главный конструктор и управляющий директор РКБМ Александр Новиков.

Согласно заявлению Новикова, на самолёте Як-141 установлено 3 двигателя. Два подъёмных двигателя РД-41 создают вертикальную тягу по 4260 кгс каждый во время вертикальных взлётов и посадок, и один подъёмно-маршевый ТРДДФ Р-79, разраьотанный АО ОТ "АМНТК "Союз" (КБ Туманского), развивает на форсированном режиме тягу 15500 кгс.

Электронные системы управления тремя двигателями самолёта Як-141 связаны между собой, и изменение направления вектора тяги во время взлётов и посадок осуществляется автоматически без участия пилота. Каждый двигатель оснащён САУ типа FADEC.

Работы по двигателю начались в 1982г., и было изготовлено 25-30 двигателей до начала програмы испытания Як-141. Во время взлёта двигатели развёрнуты друг к другу, для создания общей струи. Они наклонены на десят градусов относительно вертикальной оси самолёта. Два РД-41 расположенны парой за кабиной пилота.

Двигатель РД-41 является одновальным, и в нём широко применены титановые сплавы для снижения массы. Корпус компрессора, камеры сгорания, турбины и соплового аппарата турбины изготовлены из титановых сплавов, как и диск рабочего колеса турбины; рабочие лопатки турбины изготовлены из жаропрочных никелевых сплавов. В результате получается двигатель с очень высоким отношением тяги к массе, равным 16,7:1.

В двигателе применены: семиступенчатый коипрессор, кольцевая КС с интерсификацией смешения топлива и воздуха и одноступенчатая турбина.

Длина двигателя составляет 1.700 мм, диаметр первой ступени компрессора равен 635 мм; суммарный расход воздуха составляет 55,3 кг/с; температура газа перед турбиной равна 1.735 К.

Для сравнения: в подъёмном двигателе РД-36, используемом на самолётах Як-38, применены 6-ступенчатый компрессор и одноступенчатая турбина. Хотя отнощение тяги к массе двигателя РД-36 такое же, как у двигателя РД-41 (16,7:1), последняя модификация первого двигателя развивает тягу всего 3250 кгс. Из-за проблем центровки самолёты Як-38 не могут быть переоснащены двигателями РД-41.

Другим отличием двигателя РД-41 от двигатея РД-36 является применение на первом нового сопла, новой КС, новых турбинных лопаток и модифицированной системы охлождения рабочих лопаток турбины.