Военно-морской флот России


3 апреля 1696 г. Спущена на воду первая русская галера  

Описание  

 

     
После неудачного первого похода на Азов летом 1695 года Петру I стало ясно, что без поддержки с моря взять эту турецкую крепость, закрывавшую выход в Азовское море, невозможно. Поэтому 27 ноября 1695 года царь издает указ об организации второго похода и начале строительства для него кораблей. Наиболее подходящим типом судна для действия в устье Дона и у берегов мелководного Азовского моря оказалась парусно-гребная галера, обладавшая малой осадкой, хорошей маневренностью и достаточно мощным артиллерийским вооружением.

За образец при строительстве первых русских галер Петр I взял двухмачтовую 16-баночную галеру, заказанную в Голландии в 1694 году и доставленную в Архангельск в разобранном виде. Ее длина составляла 38,1 м, ширина 9,1 м, осадка 1,8 м. Точнее было бы отнести это судно к полугалерам, но в документах того времени из-за отсутствия четкого разграничения она именовалась галерой. К весне 1696 года корабль собрали в подмосковном селе Преображенском. По ее образцу там же начали строить детали корпусов еще нескольких галер, которые затем отправили для сборки в Воронеж. В дальнейшем и голландскую галеру также переправили в разобранном виде в Воронеж. Благодаря такому методу организации строительства дела шли быстро - уже к апрелю 1696 года в Воронеже было подготовлено к спуску на воду 23 галеры, имевшие по три 3-х или 5-ти фунтовых пушки каждая. Команда такой галеры состояла из 140 - 160 человек. Одной из первых вместе с двумя другими галерами была спущена на воду 3 апреля 1696 года галера, получившая наименование “Принципиум”.

Командирами новых судов Петр I назначил офицеров Преображенского и Семеновского полков. Сам царь принял на себя командование галерой “Принципиум”. Команды гребцов формировались в основном из солдат также Преображенского и Семеновского полков, но часть гребцов на галерах в этот период составляли каторжники и пленные татары и турки. Вскоре от использования подневольного труда на русском гребном флоте отказались. Гребцами были или солдаты, или нанятые “работные люди”, так как такой экипаж позволял действовать активнее и смелее.

3 мая 1696 года “Принципиум” в голове отряда из восьми судов вышла из Воронежа и после 12-дневного плавания прибыла в Черкесск. Во время этого перехода Петр I написал “Указ по галерам”, ставший прототипом “Морского Устава”, в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. 27 мая “Принципиум” в составе флотилии впервые вышла в Азовское море, а в июне участвовала в блокаде с моря Азова. После капитуляции крепости и окончании боевых действий галера была разоружена и оставлена в устье Дона, где постепенно ветшала и была разобрана на дрова.

На Балтийском море создание русского галерного флота началось 1 октября 1703 года, когда на реке Свирь на Олонецкой верфи корабельный мастер Яков Кол заложил 13 полугалер. В состав Российского флота галеры входили почти целый век. Последние из них были построены в 90-х годах XVIII века.