Военно-морской флот России


7 апреля 1989 г. Гибель подводной лодки “К-278”

Описание  

 

     
В середине 60-х годов в ЛПМБ “Рубин” под руководством Н.А. Климова начались работы над проектом уникальной подводной лодки со сверхпрочным титановым корпусом, рассчитанным на рекордную глубину погружения в 1000 м. По сути, эта лодка была опытным кораблем для изучения целого комплекса научно-технических и океанологических проблем, которые могли бы возникнуть при создании перспективных боевых и транспортных подводных лодок. Но как лодка ВМФ она предназначалась для ПЛО и должна была иметь на вооружении шесть 533-мм торпедных аппаратов.

Корпус лодки заложили 22 апреля 1978 года на Северном машиностроительном предприятии. В ходе работ потребовалось решить огромное количество принципиально новых технических и технологических проблем, что сказалось на увеличении сроков и стоимости строительства. В 1983 году лодка 685-го проекта, прозванная моряками “золотой рыбкой”, была принята в опытную эксплуатацию в составе ВМФ под номером “К-278”. 5 августа 1984 года она успешно достигла проектной глубины погружения 1000 метров. В тоже время, в ходе комплексных испытаний лодки были выявлены “отдельные конструктивные недоработки”. Несмотря на это, совместным решением командования ВМФ и Минсудпрома в 1986 году “К-278” была введена в боевой состав Северного флота с устранением выявленных “недоработок” при очередном плановом ремонте, проводимом через 8-10 лет. Но прошло менее трех лет…

В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка, возвращаясь из автономного плавания, находилась на глубине 157 м в 180 км к юго-западу от о. Медвежий, в 7-м отсеке взрывообразно возник сильный пожар. Лодка потеряла ход, после чего автоматическая защита ядерного реактора его заглушила. Командир “К-278” капитан I ранга Е.А. Ванин приказал всплывать, и через 11 минут после начала пожара лодка поднялась на поверхность. За это время из-за разгерметизации переборки пламя проникло в 6-й отсек. Затем огненный взрыв произошел в 5-м отсеке. Появились первые погибшие моряки. Ядовитый дым стал проникать в другие отсеки.

В 11 часов 45 минут Е.А. Ванин передает кодированные сигналы аварии на базу. В 12 часов 43 минуты по тревоге в воздух поднялся самолет “ИЛ-38” с экипажем под командованием майора Г. Петроградского, который через 2 часа обнаружил дымящуюся “К-278”. Команда лодки героически боролась за спасение своего корабля. Им удалось провентилировать первые четыре отсека лодки, но, несмотря на герметизацию 6-го отсека и использования связывающей кислород лодочной объемной химической системы пожаротушения (ЛОХ), в 6-м и 7-м отсеках продолжало бушевать пламя. Постепенно стал появляться небольшой дифферент на корму, но командный состав лодки считал, что угрозы затопления нет, и с приходом спасательных кораблей ее можно будет отбуксировать в базу.

После 16 часов пожар в седьмом отсеке усилился, а дифферент на корму начал заметно увеличиваться. В 16 часов 35 минут Е. Ванин сообщил на командный пункт Северного флота о необходимости эвакуировать личный состав “К-278”. В 17 часов с лодки спустили два 20-местных спасательных плотика, в которые стали переходить моряки.

В 17 часов 08 минут с дифферентом в 80° на корму лодка ушла под воду в точке с координатами 73° 40’ с.ш., 13° 30’ в.д. Уже на большой глубине командир лодки и еще четверо моряков попытались спастись в специальной всплывающей спасательной камере “ВСК”. Трое из них задохнулись в камере от угарного газа, который при повышенном давлении убивает в считанные секунды. На поверхности моря из-за большой скорости подъема и перепада давления верхний люк камеры выбило и через несколько секунд, набрав воды, ВСК ушла на дно. Спасся только мичман В.Ф. Слюсаренко.

Больше часа находились покинувшие лодку моряки в студеных водах Норвежского моря. Только в 18 часов 20 минут к месту трагедии подошла рыболовная плавбаза “Алексей Хлобыстов”, которая подняла на борт 30 подводников. Трое из них умерли от переохлаждения по пути в Североморск.

За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воин-ского долга все 69 членов экипажа “К-278”, за полгода до трагедии получившей имя “Комсомолец”, были награждены орденами Красного Знамени. 42 из них - посмертно.

“К-278” легла на грунт на ровном киле на глубине 1655 м. В последующие годы лодка и район аварии были обследованы глубоководными обитаемыми аппаратами “Мир-1” и “Мир-2”. В ходе погружений было установлено, что носовая часть лодки имеет повреждения, но ядерный реактор заглушен, а находившиеся на борту лодки две торпеды с ядерной боевой частью не взведены. С помощью аппаратов “Мир” были проведены дополнительные меры по герметизации носовой части лодки. Поэтому радиационный фон вокруг лодки пока остается в пределах нормы.

В августе 1993 года была предпринята попытка поднять 27-тонную спасательную камеру, но в ходе подъема произошел обрыв троса, и она снова опустилась на дно.