Военно-морской флот России


20 апреля 1915 г. В состав флота принят авиатранспорт “Орлица”

Описание Фотографии

 

     
Появление гидросамолетов сразу навело флотских специалистов на идею их использования с кораблей. В России с обоснованием постройки авианесущих судов одним из первых выступил в 1909 году капитан корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевич. В июле 1910 года подполковник М.М. Конокотин предложил морскому ведомству построить специальный корабль для транспортировки аэропланов со сплошной взлетно-посадочной палубой. Представленный им проект первого в мире авианосца был принят, но вскоре Конокотина, почему-то, переводят на Амурскую флотилию, а его проект попадает в архив. Через 8 лет идея Конокотина была впервые реализована на английском авианосце “Аргус”.

Но авианосец в России продолжал пробивать себе дорогу в жизнь. В 1912 году на Черном море лейтенант Г.А. Фриде успешно провел опыты по спуску на воду гидросамолета “Кертис” и его подъема на палубу судна. В 1913 году специалист Службы связи Балтийского флота П.А. Шишков представил еще один проект авианосца со скоростью хода до 30 узлов. Но пока шли дебаты об отпуске средств, началась 1-я мировая война.

9 января 1915 года командующий Морскими силами Балтийского моря адмирал Н.О. Эссен обратился к морскому министру адмиралу И.К. Григоровичу с предложением оборудовать для ведения воздушной разведки на море специальный вспомогательный крейсер. Вскоре было получено разрешение на переоборудование в авианесущее судно грузо-пассажирского парохода “Императрица Александра” водоизмещением 3800 тонн. Работы, руководимые П.А. Шишковым, проводились на Путиловской верфи быстрыми темпами, и 20 апреля 1915 года пароход был включен в состав Балтийского флота под названием “Орлица”. Его вооружение состояло из 4 гидросамолетов, 8 75-мм орудий и 2 пулеметов. Для подъема и спуска гидросамолетов были смонтированы четыре поворотные стрелы грузоподъемностью 1,5 тонны каждая. Кроме “Орлицы”, в 1-ю мировую войну на Балтике в качестве авиатранспорта использовался вспомогательный корабль “Прозорливый”.

На Черном море с началом войны под гидроавиатранспорты (их еще называли гидрокрейсерами) были переделаны пароходы “Император Николай I” (с мая 1917 года - “Авиатор”), “Император Александр I” (с мая 1917 года - “Республиканец”) и “Румыния”, а также крейсер “Алмаз”. Гидросамолеты использовались для разведки подводных лодок и бомбовых ударов по кораблям противника. В этих целях авиа-транспорты включались в состав ударно-поисковых групп миноносцев.

“Орлица” исправно несла службу до 1917 года. В апреле 1918 года участвовала в Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт. В июле этого же года было разоружено, передано Народному комиссариату путей сообщений и переименовано в “Совет”. Вернувшись к своей прежней мирной профессии, пароход до 1930 года выполнял грузопассажирские перевозки на Балтике, а затем перешел во Владивосток. Был списан на металлолом только в 1964 году.