Военно-морской флот России


1 августа 1904 г. Бой в Японском море

Описание  

 

     
В ночь на 28 июля 1904 года миноносец “Решительный” под командованием лейтенанта М.С. Рощаковского прорвал морскую блокаду Порт-Артура и доставил русскому консулу в нейтральном китайском порту Чифу депеши о выходе Порт-Артурской эскадры контр-адмирала В.К. Витгефта на прорыв во Владивосток. Эта информация была срочно передана Владивостокскому отряду крейсеров, и утром 30 июля 1904 года крейсера отряда “Россия”,

“Рюрик” и “Громобой” под командованием контр-адмирала К.П. Иессена вышли в море для соединения с русской эскадрой. Иессен еще не знал, что прорыв не удался, поэтому в 4 часа 30 минут утра 1 августа привел свой отряд на параллель Фузана, где согласно директивам должен был ждать порт-артурские корабли.

Через 20 минут в предрассветной мгле сигнальщики на “России” увидели силуэты 4 кораблей, шедших севернее параллельным курсом. Вскоре их опознали - это были японские броненосные крейсера вице-адмирала Камимуры Хиконоджо “Идзумо”, “Токива”, “Адзума” и “Ивате”, отрезавшие русским кораблям пути отхода во Владивосток. Преимущество было на японской стороне. 16 203-мм и 42 152-мм орудиям японских крейсеров Иессен мог противопоставить только 6 203-мм и 22 152-мм пушек. Уйти тоже было нельзя, так как максимальная скорость японских кораблей была на 2 узла выше. Бой был неизбежен, и русский отряд его принял.

Когда расстояние сократилось до 60 каб., с обеих сторон прогремели первые выстрелы. Начало боя сложилось удачно для русских крейсеров. После первых залпов последовал большой взрыв на концевом “Ивате”, затем на “Адзуме”. Но вскоре японские комендоры пристрелялись, и снаряды стали попадать в русские корабли. Наибольшие повреждения от вражеского огня получил устаревший и наименее бронированный “Рюрик”, на котором было много деревянных конструкций. На нем начался сильный пожар, и пока пожарная команда справлялась с огнем, крейсер вышел из строя.

В 6 часов к японцам подошли легкие крейсера “Нанива”, “Нийтака” и “Такачихо” контр-адмирала Уриу Сотокичи, сразу открывшие огонь по русским кораблям. В 6 часов 28 минут отставший на 20-30 каб. “Рюрик” поднял сигнал: “руль не действует”. “Россия” и “Громобой” повернули на помощь подбитому крейсеру. Около двух часов они вели бой, чтобы дать “Рюрику” исправить повреждения. За это время корабли обеих сторон получили многочисленные повреждения. На “России”, “Ивате” и “Идзумо” возникали сильные пожары. В 7 часов 20 минут Иессену показалось, что “Рюрик” выправился на курсе и способен вести бой. Он повернул свои крейсера на северо-запад и пошел на прорыв к Владивостоку. Но “Рюрик” снова начал отставать и вскоре попал под огонь всех 4 японских броненосных крейсеров. Контр-адмирал Иессен второй раз возвращает “Россию” и “Громобой”, чтобы прикрыть “Рюрика”.

В 8 часов 20 минут два русских крейсера опять берут курс на Владивосток, рассчитывая, что японцы последуют за ним и на время оставят в покое “Рюрика”. Камимура действительно пошел за ними, но оставил легкие крейсера “Нанива” и “Такачихо” добивать “Рюрика”. Иессен видел, что “Рюрик” имеет ход и ведет огонь, и надеялся, что он сам отобьется от двух легких крейсеров.

На самом деле состояние “Рюрика” было очень тяжелым. Руль заклинило, кормовое отделение было затоплено, корабль с большим трудом управлялся машинами, на нем разгорался пожар, который уже некому было тушить. В самом начале боя были смертельно ранены командир корабля капитан I ранга Е.А. Трусов и старший офицер капитан 2 ранга Н.Н. Хлодовский. Из 22 офицеров невредимыми остались только 7, почти половина всего экипажа выбыла из строя. И все же “Рюрик” еще 2 часа продолжал вести бой из нескольких уцелевших орудий. Постепенно его огонь ослабевал, и японские крейсера стали приближаться, надеясь со стороны полузатопленной кормы безнаказанно расстрелять упрямо сражающийся русский корабль. Когда расстояние сократилось до 15 - 18 каб, “Рюрик”, дав возможно полный ход, попытался на циркуляции таранить ближайший крейсер и одновременно выпустил торпеду из единственного уцелевшего аппарата. Японские корабли уклонились, но уже больше не подходили к “Рюрику” ближе 25 каб. Их огонь усилился. В 10 часов 05 минут “Рюрик” сделал последний выстрел из пушки кормового плутонга. Когда на горизонте показались возвращавшие крейсера Камимуры, принявший командование крейсером, трижды раненый младший артиллерийский офицер лейтенант К.П. Иванов приказал открыть кингстоны. На глазах у неприятеля “Рюрик” с развивающимися Андреевскими флагами медленно лег на левый борт и в 10 часов 20 минут скрылся под водой. Из 818 членов команды крейсера 202 погибли и 238 получили ранения.

“Россия” и “Громобой” вели бой с крейсерами Камимуры на параллельных курсах почти до 10 часов. Все это время русские корабли, несмотря на попадания вражеских снарядов, держали хороший ход. В 9 часов 50 минут головной крейсер противника неожиданно круто отвернул вправо и прекратил огонь, за ним последовали остальные корабли. На японских крейсерах заканчивались снаряды, часть орудий было разбито, имелись другие повреждения и потери в людях. Зная о выходе Порт-артурской эскадры и не имея сведений о результатах сражения в Желтом море, японский адмирал побоялся в таком состоянии встретиться с прорвавшимися русскими кораблями. 3 августа “Россия” и “Громобой” вернулись во Владивосток. На борту двух крейсеров было 138 убитых и 347 раненых русский моряков.

Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР от 19 декабря 1986 года место гибели крейсера “Рюрик” (35° 11’ с.ш., 130° 08’ в.д.) включено в число мест отдания воинских почестей.