Военно-морской флот России


8 августа 1941 г. Первый налет морской авиации на Берлин

Описание Фотографии

 

     
В июле 1941 года в ответ на бомбардировку Москвы Ставка Верховного Главнокомандования решила нанести ответный удар по Берлину. Идея операции принадлежала Наркому ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову. На него же Ставка возложила ответственность за ее проведение. Общее руководство операцией осуществлял командующий ВВС ВМФ генерал-лейтенант С.Ф. Жаворонков. В конце июля начальник Береговой обороны Балтийского района (БОБРа) генерал-майор А.Б. Елисеев получил приказ срочно, к 1 августа, оборудовать на острове Эзель (Саарема) аэродром для базирования дальних бомбардировщиков “ДБ-3ф”.

Выбор на морскую авиацию и остров Эзель выпал не случайно. От острова до Берлина было самое кратчайшее расстояние, всего около 900 км, из них 650 км - над водами Балтийского моря, где нет ПВО. К назначенному сроку небольшой аэродром у деревни Кагул был переделан для приема 10 самолетов “ДБ-3ф” 1-го минно-торпедного полка ВВС КБФ полковника Е.Н. Преображенского. В этот же день на него приземлились все 10 бомбардировщиков. Затем отряд был усилен еще 23 армейскими бомбардировщиками. В ночь на 6 августа был осуществлен пробный вылет по маршруту пяти “ДБ-3ф”, после чего в ночь на 8 августа 1941 года 3 эскадрильи по 5 самолетов под командованием полковника Е.Н. Преображенского, капитанов В.А. Гречишникова и А Я. Ефремова с интервалами в 10 минут взлетели с Эзеля и взяли курс на Берлин. Исходя из степени износа моторов машин и расстояния полета, каждый самолет смог взять на борт только 800 кг бомб. Маршрут проходил через шведский остров Готланд, датский остров Борнхольм и город Штеттин (Щецин). Летчики благополучно достигли цели и сбросили бомбы на освещенный Берлин и его предместья. Противник с запозданием открыл зенитный огонь, не причинивший нашим самолетам вреда. Утром 8 августа все “ДБ-3ф” благополучно возвратились на свой аэродром.

На следующую ночь был произведен второй бомбовый удар по Берлину. В этот раз 12 самолетов сбросили 72 бомбы и листовки, но попали под огонь зенитной артиллерии. Один самолет произвел посадку на море, а его экипаж был спасен нашим кораблем.

В середине августа из Ставки последовал приказ: при очередном вылете загрузить каждый “ДБ-3ф” одной 1000-кг или двумя 500-кг авиабомбами, что соответствовало справочной нагрузки нового самолета. Для этого 24 и 25 августа из Ораниенбаума на Эзель были отправлены несколько тральщиков с такими крупнокалиберными бомбами. В первой группе, состоявшей из 3 тральщиков и 2 катеров МО, тральщики “Т-209” (“Кнехт”) и “Т-214” (“Бугель”) около острова Кери подорвались на минах и затонули. Второй группе, состоявшей из тральщиков “Т-203” (“Патрон”) и “Т-298” (“Виестурс”) и катера “МО-208”, удалось дойти до цели, отразив 17 атак вражеских самолетов. Однако эти героические рейсы оказался напрасным: изношенные авиационные моторы не могли поднять и в течение нескольких часов на большой высоте нести такую бомбовую нагрузку. Оба выделенных для пробного полета бомбардировщика капитана Гречишникова и старшего лейтенанта Богачева не смогли набрать высоту и разбились. Весь экипаж Богачева погиб.

Налеты на Берлин “ДБ-3ф” с 500-кг бомбовой нагрузкой продолжались до 5 сентября 1941 года. 7 тральщиками БФ за это время было доставлено около 100 тонн авиабомб различного калибра. Всего с острова Саарема на Берлин было произведено 52 самолето-вылета, в ходе которых было сброшено более 36 тонн фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками. Общие потери авиаполка за это время составили 17 самолетов и 7 экипажей. 13 августа 1941 года 10 летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Большинство членов экипажей были награждены орденами и медалями, а 18 января 1942 года 1-й минно-торпедный авиаполк КБФ одним из первых был удостоен гвардейского звания.