Военно-морской флот России


9 августа 1912 г. В состав флота вошел минный заградитель “Краб”

Описание Фотографии

 

     
В 1904 году в осажденном японскими войсками и флотом Порт-Артуре работал техник путей сообщений М.П. Налетов. Он стал свидетелем гибели на скрытно выставленных японцами минах флагманского русского корабля “Петропавловск”. Эта трагедия навела Налетова на мысль использовать в качестве минного заградителя подводную лодку. Не встретив должной поддержки со стороны флотского командования, Налетов стал создавать подводный заградитель на свои средства с помощью поверивших в его затею энтузиастов. Осенью 1904 года были успешно проведены испытания корпуса лодки на водонепроницаемость, после чего началась установка на нее бензинового двигателя с катера броненосца “Пересвет”. Однако в связи с падением Порт-Артура лодку не успели достроить и подорвали, чтобы она не попала в руки противника. Впоследствии Налетов писал: “Маленькая подводная лодка..., строившаяся мною в осажденном Порт-Артуре, хотя и не принесла ему пользы, но она сыграла роль зародыша для “Краб”.

После войны Налетов продолжил проектирование подводного заградителя в Санкт-Петербурге, одновременно пробивая свою идею в различных ведомствах. 9 января 1907 года в Морском техническом комитете (МТК) состоялось первое заседание по рассмотрению его проекта подводного заградителя водоизмещением 300 тонн, в ходе которого был сделан ряд существенных замечаний. Еще трижды Налетов переделывал проект, пока в мае 1907 года МТК не признал его осуществимым. В последнем варианте водоизмещение лодки составило уже около 500 т. Окончательную проработку проекта провели специалисты завода “Наваль” в Николаеве. В конце 1909 года на этом же заводе состоялась закладка лодки.

Работы по ее строительству шли очень медленно, со срывом контрактных сроков. Только 9 августа 1912 года приказом по Морскому ведомству № 226 было объявлено, что “по высочайшему повелению строящуюся в Николаеве на стапеле Общества николаевских заводов и верфей подводную лодку в 500 тонн водоизмещением зачислить в списки судов флота в класс подводных лодок и присвоить ей наименование “Краб”. Через 3 дня состоялся спуск на воду первого в мире подводного минного заградителя. Уникальность конструкции такой лодки потребовала в процессе испытаний еще многих существенных переделок, из-за чего доводочные работы затянулись. Только в июне 1915 года “Краб” вошел в состав Черноморского флота и сразу же произвел постановку минного заграждения у Босфора. Первым боевым походом “Краба” руководил начальник подводной бригады Черноморского флота капитан I ранга В.Е. Клочковский, непосредственно лодкой командовал старший лейтенант Л.К. Феншоу. На этих минах подорвались и встали на ремонт турецкая канонерская лодка “Иса Рейс” и немецкий крейсер “Бреслау”.

В 1916 году заградитель дважды успешно выполнил задания по постановке мин на подступах к Босфору и болгарской Варне, где тогда базировались немецкие подводные лодки. В каждом выходе в море он брал на борт 60 мин.

Осенью 1916 года “Краб” встал на длительный ремонт и перевооружение, после чего в начале 1918 года снова вошел в состав флота. Однако ненадолго. 1 мая 1918 года он был захвачен в Севастополе германскими войсками, а 24 ноября этого же года англо-французскими интервентами. 26 апреля 1919 года “Краб” был затоплен англичанами на внешнем рейде Севастополя. Одновременно такая же участь постигла еще 11 подлодок Черноморского флота.

В октябре 1935 году заградитель был поднят ЭПРОНом и отбуксирован для разборки на металл. В это время в нашей стране уже строили современные подводные минные заградители типа “Л”.