Военно-морской флот России


10 августа 1941 г. Гибель сторожевого корабля “Туман”

Описание  

 

     
В 3 часа утра 10 августа 1941 года над сторожевым кораблем “Туман”, несшим дозорную службу на ближних подходах к Кольскому заливу на траверзе мыса Цып-Наволок, пролетел немецкий самолет, о котором сообщили на базу, но особого внимания на него не обратили. Однако, через 25 минут на расстоянии около 55 каб. с правого борта сторожевика были обнаружены 3 эсминца противника, шедшие строем уступа.

Командир “Тумана” лейтенант Л.А. Шестаков ввиду явного превосходства врага повернул к берегу, поближе к своим береговым батареям. Ведь до 1940 года “Туман” был обыкновенным рыболовным траулером РТ-10 “Лебедка” водоизмещением 1150 тонн. Затем он был вооружен двумя 45-мм пушками и двумя пулеметами и под № 12 и именем “Туман” введен в состав Северного флота. Экипаж корабля насчитывал 52 человека.

С эсминцев также заметили “Туман”, и с дистанции 25 каб. все 3 вражеских корабля открыли по нему огонь. Первый залп дал перелет, но осколки снарядов перебили радиоантенны, лишив сторожевик связи. Шестаков приказал поставить дымовую завесу из 10 шашек и попытался скрыться за дымом. Тем не менее, со второго залпа сторожевик получил попадание в корпус, а с третьего - в корму. “Туман” потерял управление и загорелся. Пристрелявшись, эсминцы шестиорудийными залпами перешли на поражение. Снаряды сбили дымовую трубу, кормовое орудие, разрушили мостик и рулевую рубку. Появились убитые и раненые. Вместо убитого лейтенанта Шестакова командование кораблем принял лейтенант Л.А. Рыбаков. Моряки надеялись на помощь береговых батарей, мужественно боролись за живучесть корабля и старались сохранить его ход. Сбитый осколком снаряда, военно-морской флаг корабля был сразу поднят над сторожевиком раненым матросом К. Семеновым и радистом К. Блиновым.

Только через 35 минут после первых выстрелов врага ответный огонь открыли 4 дальнобойных 180-мм орудия береговой батареи на мысе Сеть-Наволок. Еще через 8 минут к ней присоединилась другая береговая батарея. Как только перед эсминцами стали вздыматься фонтаны взрывов крупнокалиберных снарядов, они, закрывшись дымовой завесой, начали уходить. Для этого хватило в общей сложности 9 залпов наших батарей.

В это время, получивший 11 прямых попаданий, “Туман” начал крениться на правый борт и тонуть. С него были спущены две шлюпки, на которых спаслись 37 человек. В 5 часов 50 минут волны сомкнулись над кораблем. Но и вражеским эсминцам не удалось уйти безнаказанно. На их перехват взлетели 2 пикирующих бомбардировщика ПЕ-2 и 5 бомбардировщиков СБ. ПЕ-2 обнаружили эсминцы и атаковали концевой “Рихард Байтцен”. Близкий взрыв 250-кг бомбы серьезно повредил машинно-котельное отделение эсминца и на некоторое время лишил его хода. Эсминец пришлось отправить на ремонт в Киль, где он простоял до начала 1942 года.

Точка гибели “Тумана” с координатами 69° 31’ с.ш., 33° 39’ в.д. 28 апреля 1965 года объявлена местом боевой славы, и проходящие здесь корабли приспускают флаг.