Военно-морской флот России


11 августа 1723 г. Парад “дедушки русского флота”

Описание  

 

     
В мае 1688 года в амбаре подмосковного села Измайлово юный Петр I обнаружил 6-метровый английский бот “Святой Николай”, принадлежавший покойному двоюродному деду Петра, боярину Н.И. Романову. Царь очень заинтересовался ботом и велел голландскому мастеру К. Бранду (который еще в 1668 году служил на корабле “Орел”) его отремонтировать и спустить на воду. С этого момента жизнь Петра I стала неразрывно связана с кораблями и морем.

Первые шаги в управлении ботом Петр сделал на Просяном пруду Измайлова и мелководной Яузе, которые скоро стали тесными для неуемной натуры молодого царя, и бот перевезли на Переяславское озеро. В 1689 году на этом же озере Петром были заложены первые 3 судна его будущей потешной флотилии, впоследствии давшей России многих замечательных флотоводцев и корабелов.

В 1693 году Петр I уезжает в Архангельск, где основывает Соломбальские верфи и закладывает 24-пушечный корабль для Белого моря. С этого времени в России начинается строительство больших кораблей и судов. Ботик же в 1701 году перевезли в Московский Кремль и установили под навесом у колокольни Ивана Великого, где он простоял 20 лет.

Затем будут взятие Азова, строительство и оборона Санкт-Петербурга и Кронштадта, слава Гангута, Эзеля и Гренгама, много других славных дел и побед. Через 30 лет стараниями Петра I и его соратников Россия стала могучей морской державой. Все эти годы Петр помнил о своем первом корабле и следил за сохранностью его и других судов Переяславского озера.

В конце 1721 года во время торжеств по случаю заключения Ништадтского мира со Швецией, закрепившего победу России в двадцатилетней Северной войне, бот был с почетом выставлен на обозрение в Кремле. В январе 1722 года перед ним проходили парадные полки и праздничные процессии москвичей.

На следующий год Петр I решил устроить большие торжества в Санкт-Петербурге и Кронштадте. По его распоряжению ботик был перевезен сначала в Шлиссельбург, а затем в северную столицу. Утром 11 августа 1723 года император Петр I, командующий Балтийским флотом генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, адмирал К.И. Крюйс, вице-адмиралы А.Д. Меншиков, П.И. Сиверс, Т. Гордон, контр-адмиралы Н.А. Синявин и Т. Сандерс под выстрелы полутора тысяч корабельных и крепостных пушек на руках спустили бот на воду Финского залива, поставили мачту и подняли на флагштоке императорский штандарт. После этого бот открыл смотр кораблей российского Балтийского флота. Буксируемый шлюпками, он был торжественно выведен на Кронштадтский рейд и проведен вдоль 20 линейных кораблей и 1 фрегата. На почетных местах в боте сидели Апраксин и Крюйс, Петр взялся за знакомый с детства руль, Меншиков занял место бакового лоцмана, остальные адмиралы заняли места гребцов. На салют кораблей выстрелами из 4 малых пушек отвечал обер-цехмейстер К.Г. Отто. По завершению смотра Петр I и Меншиков сами сели на весла и привели бот к кронштадтской пристани. На торжествах Петр произнес тост в честь своего ботика: “Да здравствует маленький дед таких больших и славных внуков!”. Эти слова сопровождались орудийными салютами. С этого времени ботик получил название “дедушки русского флота”.

В конце августа ботик участвовал в праздновании годовщины мира со Швецией и переносе останков Александра Невского в лавру, после чего был установлен в кронверке Петропавловской крепости “для вечного хранения”. Под ним была надпись: “Детская утеха принесла мужеский триумф”. Впоследствии он участвовал в особо торжественных церемониях в честь годовщин Ништадтского мира, 100-летия основания Санкт-Петербурга, 200-летия со дня рождения Петра I, открытия Всероссийской политехнической выставки 1872 года. В настоящее время “дедушка русского флота” хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга и является национальной исторической реликвией России.

 
Зачем нужно Предпроектное обследование www.ayu.group.