Военно-морской флот России


17 августа 1977 г. Ледокол “Арктика” достиг Северного полюса

Описание Фотографии

 

     
3 июля 1971 года в Ленинграде на Балтийском заводе был заложен головной ледокол новой серии судов с атомной главной энергетической установкой. Спуск судна на воду состоялся 26 декабря 1972 года, а в начале 1975 года ледокол, названный “Арктикой”, вошел в строй ледокольного флота. Водоизмещение ледокола составило 23400 т, длина 148 м, ширина 28 м, высота борта 17,2 м, средняя осадка 11 м. Паротурбинная атомная установка мощностью 75 тыс. л.с. работала на 3 винта и позволяла развивать на чистой воде скорость 21 узел. Ледокол мог преодолевать лед толщиной 2,5 м со скоростью до 2 узлов. Его корпус был цельносварным из высокопрочной стали, с 7 поперечными переборками и рассчитан на преодоление льда толщиной 4 м.

В марте 1977 года ледокол впервые в истории открыл навигацию по Северному морскому пути на 3 месяца раньше обычного срока, проведя суда к полуострову Ямал. В эту же навигацию “Арктика” под командованием капитана Ю.С. Кучиева, также впервые в истории мореплавания, отправилась к Северному полюсу. На борту ледокола было 171 член экипажа и 36 участников экспедиции, которой руководил министр Морского флота Т.Б. Гуженко. Корабль вышел из Мурманска к мысу Желания, затем прошел пролив Вилькицкого и от меридиана 130° взял курс на полюс. На 88-й параллели на пути ледокола встретился прочный многолетний лед, и его движение резко замедлилось. Последние 37 миль путь проходил через сплошной ледяной панцирь с толщиной на ровных площадках до 3 - 4 метров.

Преодолев мощный ледовый покров, 17 августа 1977 года в 4 часа по московскому времени ледокол “Арктика” достиг географической точки Северного полюса, став первым в мире надводным кораблем, которому это удалось в активном плавании. В память об этом событии на дно океана в точке Северного полюса на глубину около 4 тыс. м была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР и надписью: “СССР. 60 лет Октября, а/л “Арктика”, широта 90°-N, 1977 г.”.

После 15-часовой стоянки на “вершине Земли” ледокол двинулся в обратный путь по новому маршруту и 23 августа вернулся в Мурманск. Поход продолжался 13 суток, за это время было пройдено 3852 мили, из них 1300 миль во льдах.