Военно-морской флот России


25 августа 1942 г. Бой парохода “Александр Сибиряков”

Описание Фотографии

 

     
Во второй половине июля 1942 года из Владивостока в Кольский залив по Северному Морскому пути вышла экспедиция особого назначения (ЭОН-18) в составе лидера “Баку” и двух эсминцев. По пути к ним присоединились еще несколько судов и ледокол. Немецкое командование решило перехватить и уничтожить караван, для чего в Карское море должны были быть тайно направлены тяжелый крейсер “Адмирал Шеер” и 5 подводных лодок обеспечения. По пути крейсер должен был обстрелять порты Диксона и Амдермы. Эта операция носила кодовое название “Вундерланд” (“Страна чудес”) и началась 10 августа 1942 года выходом подводных лодок в заданные районы Карского моря. 16 августа из оккупированного норвежского порта Нарвик вышел “Адмирал Шеер” под командованием капитана I ранга Меендсена-Больхена. За 4 дня крейсеру удалось скрытно пересечь Баренцево море и со стороны северной оконечности Новой Земли войти в Карское море. 21 августа с крейсера обнаружили караван судов в составе 3 ледоколов, 8 транспортов и танкера. Из-за тяжелой ледовой обстановки немецкий рейдер не смог сблизиться с караваном на дистанцию артиллерийской стрельбы и караван ушел к проливу Вилькицкого. Больше суток “Адмирал Шеер”, петляя, пробивался сквозь ледяные поля от острова Уединения к архипелагу Норденшельда. Здесь он снова уперся в непроходимый лед, за которым где-то близко проходили караванные пути русских судов. Меендсен-Больхену нужны были сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого и маршрутах безопасного движения. Утром 25 августа при посадке разбился самолет-разведчик крейсера, поэтому Меендсен-Больхен решил захватить первое встречное русское судно и получить нужную информацию. Около 13 часов немецкий крейсер встретил ледокольный пароход Беломорской военной флотилии “Александр Сибиряков”, шедший от Диксона с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле.

Сначала немцы попытались выдать себя за союзников. Над крейсером взвился американский флаг, а на запрос “Сибирякова” с него ответили, что это американский крейсер “Тускалуза” и одновременно запросили информацию о состоянии ледовой обстановки в проливе Вилькицкого. Командир “Сибирякова” старший лейтенант А.А. Качарава немедленно дал сообщение на Диксон о появлении неизвестного рейдера вблизи острова Белуха. В это время крейсер сменил флаг на фашистский и потребовал прекратить работу рации, спустить флаг и сдаться. В 12 часов 02 минуты перед носом нашего парохода вырос водяной султан предупредительного выстрела. На “Сибирякове” не могли предположить появления вблизи пролива Вилькицкого одного из немецких “карманных линкоров” и решили, что это один из германских вспомогательных крейсеров, переоборудованных в рейдеры из гражданских судов. Поэтому Качарава повернул к ближайшим островам и приказал открыть ответный огонь. На Диксон им была послана радиограмма: “Вижу вспомогательный крейсер противника”.

Только 20 минут смог противостоять старый тихоходный пароход водоизмещением 1380 т, вооруженный двумя 76-мм, двумя 45-мм пушками и двумя пулеметами, 15900-тонному “карманному линкору” с его шестью 280-мм, восемью 152-мм и шестью 105-мм орудиями. Вторым залпом “Шеер” добился попадания, и на “Сибирякове” взорвались сложенные на корме бочки с бензином. Судно охватило пламя, но оно продолжало стрелять из всех орудий. В бою героически погибли 79 моряков и полярников. До конца вели огонь артиллеристы во главе с младшим лейтенантом С.Ф. Никифоренко. Был тяжело ранен и потерял сознание А.А. Качарава. В пламени пароход медленно скрылся в водах Карского моря. Но тайны операции “Вундерланд” больше не существовало. На Диксоне знали о приближении фашистского рейдера. Совсем недалеко, в проливе Вилькицкого остановились корабли ЭОН-18. “Сибиряков” ценой своей гибели спас десятки судов и сотни людей от грозившей им опасности.

18 человек из команды парохода были взяты в плен на единственной уцелевшей шлюпке. (Впоследствии 13 из них разными путями вернулись на Родину). Еще одному, кочегару П.И. Вавилову, удалось на разбитой шлюпке доплыть до ближайшего острова, откуда его только 29 сентября (на 36 сутки!) снял наш гидросамолет.

В 1965 году координаты гибели ледокольного парохода “А. Сибиряков” (76° с.ш. , 91° 31’ в.д.) объявлены местом боевой славы.

 
Вакансии и работа в грузовое такси gruzivezu.ru/gruzovoe-taksi/.