Военно-морской флот России


18 декабря 1861 г. Начало кругосветного плавания военного транспорта “Гиляк”

Описание  

 

     
Крымская война 1853-1856 годов стала рубежом, разделившим флот на уходящий в историю парусный и паровой флот будущего. Моря и океаны стали бороздить паровые суда и пароходофрегаты под флагами различных государств. Стал крепнуть паровой флот России. Заканчивалась романтическая эпоха кругосветных путешествий парусных кораблей. В России парусным судном, совершившим два последних плавания вокруг земного шара, стал военный транспорт “Гиляк”.

18 декабря 1861 года “Гиляк” под командованием капитан-лейтенанта А.И. Энквиста вышел из Гамбурга и взял курс на южную оконечность Африки - мыс Доброй Надежды. Энквист был опытным морским офицером, имевшим к этому времени за плечами уже одну кругосветку на фрегате “Диана” перешел из Кронштадта вокруг мыса Горн к устью Амура, плавал на Тихом океане, а затем тем же путем вернулся назад.

Благополучно обогнув мыс Доброй Надежды, “Гиляк” направился к Зондскому проливу, а 31 августа 1862 года бросил якорь в заливе Де-Кастри у Александровского поста. Разгрузившись, проведя необходимый ремонт и пополнив запасы провизии и воды, 26 октября 1862 года Энквист вывел транспорт из Императорской Гавани в обратный путь, который проходил через Малакский пролив и мыс Доброй Надежды. 3 августа 1863 года “Гиляк” вошел на рейд Кронштадта.

Корпус судна отлично выдержал трудные длительные переходы, а команда и командир прекрасно знали свое дело, поэтому было решено отправить “Гиляк” на следующий год в новое кругосветное плавание. Оно началось 26 июля 1864 года. На этот раз капитан-лейтенант А.И. Энквист повел судно в другом направлении - через мыс Горн вокруг Южной Америки. 5 июня 1865 года “Гиляк” благополучно вошел в воды залива Де-Кастри. Вскоре он перешел во Владивосток и после непродолжительной стоянки 28 августа того же года отправился в обратный путь уже знакомым маршрутом через Малакский пролив и мыс Доброй Надежды. В Китайском море команда транспорта спасла экипаж гибнущего судна, а уже в Балтийском море лично Энквист спас датского моряка. 7 августа 1866 года завершилось последнее кругосветное плавание парусного судна российского военного флота. Адольф Иванович Энквист вошел в ряд немногих мореплавателей, которым удалось сделать это трижды.