Военно-морской флот России


19 декабря 1916 г. Родился кораблестроитель Р.Е. Алексеев

Описание  

 

     
Ростислав Евгеньевич Алексеев в конце 30-х годов, еще будучи студентом судостроительного факультета Горьковского политехнического университета, увлекся идеей создания скоростного судна, использующего для движения подводные крылья. И хотя патент на судно на подводных крыльях (СПК) был получен еще в 1891 году, в то время в мире еще не было ни одного образца, пригодного для широкой эксплуатации.

В суровую осень 1941 года Р.Е. Алексеев защитил дипломный проект на тему “Глиссер на подводных крыльях”, расчетная скорость которого впервые в истории судостроения превысила 100 км/час. Экзаменационная комиссия признала дипломную работу отвечающей требованиям к кандидатской диссертации.

Инженер Р.Е. Алексеев был распределен на старейший судостроительный завод “Красное Сормово” контролером, но его дипломный проект был настолько перспективен, что главный конструктор завода освободил Алексеева от текущей работы вначале на два часа ежедневно, затем дал возможность целиком посвятить себя проекту и разрешил сделать опытную самоходную модель СПК. Ходовые испытания первого советского катера на подводных крыльях начались в 1943 году, а через 5 лет динамические принципы поддержания судов и конструкции крыльевых устройств изучались коллективом под руководством Р.Е. Алексеева уже на нескольких опытных образцах. В эти годы Алексеевым был открыт и исследован эффект малопогруженного подводного крыла, который лег в основу конструкций всех его СПК.

За создание первого отечественного образца теплохода на подводных крыльях Р.Е. Алексееву и группе конструкторов завода “Красное Сормово” в 1951 году была присуждена Государственная премия.

В 1953 году начались работы по строительству пассажирского СПК “Ракета”, первый образец которого сошел на воду и успешно прошел испытания в 1956 году. 25 августа 1957 года “Ракета” вошла в состав Волжского объединенного пароходства и начала регулярные перевозки на линии Горький - Казань. Это расстояние “Ракета” проходила за 8 часов вместо суток, необходимых обычным водоизмещающим теплоходам. В конце 1959 года началось серийное производство СПК этого типа. За 15 лет было построено около 400 “Ракет”.

Конструкторское бюро Р.Е. Алексеева в это время работало над новыми крылатыми судами. За “Ракетой” последовали речные СПК “Метеор”, “Восход”, “Спутник”, “Беларусь”, “Чайка”, “Буревестник”, а также морские СПК “Комета”, “Колхида” и “Вихрь”. “Метеоры” (123 пассажира, скорость 65 км/ч) и “Кометы” (118 пассажиров, 60 км/ч) получили всемирное признание и эксплуатируются более чем в 20 странах. Благодаря многолетнему труду коллектива, возглавляемого Р.Е. Алексеевым, во всем мире за СПК закрепилось название “русских”.

В 1962 году Р.Е. Алексееву была без защиты присвоена ученая степень доктора технических наук. Тогда же ему и группе его соратников была присуждена Ленинская премия.

Проектировало КБ Р.Е. Алексеева СПК и для ВМФ. В настоящее время на вооружении флота состоят ракетные, торпедные и сторожевые катера на подводных крыльях типа “Ураган”, “Тула”, “Шторм”, “Антарес”, “Пчела” и другие. На испытаниях боевого корабля типа “Смерч” была достигнута скорость более 100 узлов.

В 60-е годы по инициативе Р.Е. Алексеева начались работы по созданию принципиально новых скоростных кораблей - экранопланов. Алексеев стал главным конструктором первого натурного корабля-макета “КМ”, который подтвердил техническую реальность создания экранопланов. Этот экспериментальный экраноплан полетной массой около 500 т и скоростью движения более 500 км/час не имеет до сих пор аналогов в мире. За рубежом его назвали “Каспийский монстр”.

В ходе дальнейших работ были созданы и вступили в состав ВМФ боевой экраноплан “Лунь” (водоизмещение 400 т, скорость 270 узлов), транспортный экраноплан “Орленок” (водоизмещение 140 т, скорость 180 узлов, до 400 человек морской пехоты или 20 т груза) и малые экранопланы “Стриж” и “Волга-2”.

К сожалению, к этому времени Ростислава Евгеньевича Алексеева уже не было в живых. Он скончался в 1980 году.