Военно-морской флот России


2 февраля 1702 г. Разрешено строительство частных торговых судов

Описание  

 

     
В сентябре 1693 года на обратном пути из Архангельска в Москву Петр I осмотрел расположенные на притоке Северной Двины реке Вавчуге водяные лесопилки и мельницы купцов Осипа и Федора Бажениных. Оценив добросовестное отношение к своему делу и незаурядную предприимчивость братьев, царь предложил им подумать о постройке вблизи лесопильных мельниц частной судостроительной верфи. Баженовы согласились и получили царские привилегии. Ознакомившись с технологией судостроения и конструкцией стапелей на казенной Соломбальской верфи и наняв необходимых специалистов и работников, Баженины заложили вблизи своих мельниц новую верфь с несколькими стапелями. Когда в следующем году Петр I вторично посетил Вавчугу, работы там уже шли полным ходом. Еще через два года на Вавчугской верфи были заложены первые суда.

В жалованной грамоте от 2 февраля 1702 года Петр I предоставил Бажениным право строить на Вавчуге суда для продажи и для перевозки за границу собственных товаров и казенного леса. Им было также разрешено использовать для заказываемых судов древесину из государственных лесов, нанимать матросов и шкиперов и иметь на судах для защиты от каперов пушки и боеприпасы. В этой же грамоте Петр I подчеркивал, что эти привилегии даны также для того, чтобы “... на то смотря иные всяких чинов люди, в таком же усердии нам Великому Государю нашему Царскому Величеству служили и радение свое объявляли”.

К третьему приезду Петра летом 1702 года на верфи подготовили к спуску два небольших фрегата - “Святой Дух” и “Курьер”. Они были весьма прочными, с круглыми кормовыми обводами корпуса, что было опережающим свое время новшеством. Петр сам участвовал в их спуске на воду, а затем заложил на стапеле новое судно.

На царя произвело сильное впечатление качество баженовских судов. За успехи в делах Осипу Баженову он присвоил высокое в те годы звание корабельного мастера, повелел обоих братьев отнести к “именитым людям гостиной сотни” и пожаловал им 2470 десятин (около 2700 га) леса для заготовки судостроительной древесины.

В этом же году на Вавчуге были построены первые большие торговые суда - “Святой Пророк Креститель Иоанн” и “Андрей Первозванный”. На следующий год они вышли в Амстердам и Лондон. Именно Вавчугская верфь стала первым в России предприятием морского торгового судостроения. Суда строились добротно, обладали хорошими мореходными качествами и стоили дешевле английских или голландских, поэтому вскоре Баженины уже имели много заказов от казны, русских и иностранных судовладельцев. Следуя почину Бажениных, на берегах Северной Двины построили собственных верфи Амосов, Бармин, Зыков, Крылов и др. Одновременно там возникло производство комплектующих изделий: канатов, парусины, якорей, кованых изделий. В 1781 году в Холмогорах была основана первая в России мореходная школа. В 1786 году она была переведена в Архангельск и в 1944 году реорганизована в Архангельское мореходное училище.

Вавчугская судостроительная верфь успешно строила торговые и китобойные суда до 1760 года, затем внук Федора Баженина перевел работы в Архангельск. В конце 70-х годов XVIII века в Архангельской губернии функционировало уже 15 купеческих верфей.