Военно-морской флот России


3 февраля 1731 г. Скончался галерный мастер М. Черкасов

Описание  

 

     
Мокей Черкасов вошел в историю отечественного кораблестроения как видный отечественный галерный мастер. Он родился в одной из деревень на берегу Ладожского озера. Сразу после основания в 1703 году Олонецкой верфи Черкасов был направлен туда плотником для постройки “государевой” галеры, которую заложил сам царь, а делал известный галерный мастер, грек по национальности, Юрий Антонович Русинов.

Во время своих посещений Олонецкой верфи царь приметил сноровистую работу Черкасова и в 1706 году распорядился отдать его в ученики к галерному мастеру Николаю Муцину. Под его руководством Черкасов трудился на Галерном дворе Санкт-Петербурга следующие 7 лет.

В 1713 году на Галерный двор был переведен Юрий Русинов, который настоял, чтобы в его команду помощником строителя был зачислен Мокей Черкасов, который к этому времени уже имел опыт самостоятельного строения галер.

Когда в 1714 году Галерная эскадра Ф.М. Апраксина готовилась к сражениям со шведами, потребовалось, чтобы в ее составе был опытный кораблестроитель, способный обеспечить ремонт галер и скампавей. По представлению Русинова Адмиралтейств-коллегия произвела Мокея Черкасова в подмастерья скампавейного дела и во главе восьми плотников отправила в распоряжение Ф. М. Апраксина.

Два месяца продолжался переход Галерной эскадры, в которую входило около ста галер и скампавей с войсками и провиантом, шхерными фарватерами к рейду Твермине у полуострова Ганге-Удд. Команде Черкасова приходилось ежедневно ремонтировать поврежденные в результате посадки на мель или от столкновения суда эскадры.

Когда Петр I задумал оборудовать волок в узкой части перешейка полуострова, чтобы перетащить по нему скампавеи и обойти шведскую эскадру Густава Ватранга, он за одну ночь вместе с Черкасовым детально разработал конструкцию необходимого сооружения. Команда Черкасова по этим чертежам оборудовала не только деревянный настил для перетаскивания скампавей, но и приспособления для вытаскивания их из воды и спуска на воду на другой стороне перешейка. После победы в знаменитом Гангутском сражении Петр I наградил Черкасова вместе с другими ее участниками.

Затем Черкасова направили в Казанское адмиралтейство, где он должен был построить 15 разборных скампавей, предназначенных в качестве подарка союзной в то время Дании. Когда в 1716 году задание было выполнено, Черкасов отбыл в Копенгаген для руководства сборкой и снаряжением этих скампавей.

По возвращении на родину, вплоть до 1719 года, Черкасов строил галеры и скампавеи в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, а затем был прикомандирован к команде французского галерного мастера Клавдия Ниулона, чтобы научиться строить эти суда “на французский манер”. Черкасов довольно быстро освоил методы французского мастера и вскоре сам построил 5 “новоманерных” галер. В 1724 году Черкасов построил в Брянске для Днепровской флотилии по чертежу Федосея Скляева 10 плоскодонных галер и 5 прамов. Произведенный в галерные мастера, он принял заведование над Казанской верфью. В работе Черкасову помогал подмастерье Андрей Алатчанинов, ставший впоследствии также известным галерным мастером. В последующие годы Черкасов ведал на Галерном дворе в Санкт-Петербурге всеми материалами и припасами и одновременно продолжал строить новые гребные суда. За 20 лет Черкасов построил около 100 гребных судов и прамов, которые отличались добротностью и хорошими ходовыми качествами. Скончался Мокей Черкасов в Санкт-Петербурге 3 февраля 1731 года от чахотки на 46-м году жизни. Его похоронили на Охтинском кладбище.