Военно-морской флот России


19 февраля 1938 г. Завершение дрейфа станции “СП-1”

Описание Фотографии

 

     
В 11 часов 35 минут 21 мая 1937 года самолет “СССР Н-170”, пилотируемый летчиком М.В. Водопьяновым, высадил на дрейфующую льдину в районе Северного полюса (89 град. 25 мин. с.ш., 78 град. 40 мин. з.д.) первую в мире геофизическую полярную станцию “Северный полюс - 1” (“СП-1”). Вслед за “Н-170” на льдину сели еще 3 тяжелых самолета АНТ-6, доставивших необходимые грузы и оборудование. Начальником “СП-1” был назначен И.Д. Папанин. Вместе с ним на льдине оставались гидробиолог П.П. Ширшов, геофизик Е.К. Федоров и радист Э.Т. Кренкель. Экспедицией по высадке станции руководил О.Ю. Шмидт.

Станция “СП-1” пробыла на льдине 274 дня. За это время она была вынесена дрейфом льдов через пролив между Гренландией и Шпицбергеном в Гренландское море. Здесь под влиянием сильных сжатий льдина, на которой находилась станция, неоднократно разламывалась. Ввиду возникшей угрозы для жизни четверки отважных полярников, было решено прекратить работу станции и эвакуировать людей.

Из Москвы для спасения полярников в срочном порядке был направлен только что построенный дирижабль “СССР - В6”. Для этой цели его дооборудовали лебедкой для поднятия со льда людей и грузов. Экипаж “В6” был набран за два дня из лучших командиров и специалистов с других дирижаблей. Карта местности для прокладки курса полета была 1905 года. Это и послужило причиной трагедии. Ночью 6 февраля 1938 года дирижабль врезался в необозначенную на карте гору и сгорел за 30-40 секунд. Из 19 членов экипажа спаслось только 6.

Но в это время к “СП-1” уже шли корабли. 11 января 1938 года от причала Мурманского порта к дрейфующей станции вышла моторная шхуна “Мурманец”, 3 февраля - ледокольный пароход “Таймыр”, а 7 февраля - пароход “Мурман”. Для обеспечения спасательной операции в море была направлена подводная лодка “Д-3”. На гидрографическом корабле “Таймыр” впервые в истории Северного флота находились самолеты-разведчики “Р-5” и “Ш-2”. Экспедицию по спасению станции “СП-1” возглавил опытный полярник А.В. Остальцев. Вскоре к работам присоединились подводные лодки “Щ-402” и “Щ-404”, которые обеспечивали экспедицию связью с радиоцентром Северного флота. Во время этого похода подводная лодка “Д-3” первой из советских подводных лодок пересекла нулевой меридиан и вышла в Западное полушарие планеты. 13 февраля в Датском проливе эта же лодка впервые прошла на глубине 50 метров около 1 км под арктическим льдом. “Д-3” в этом походе командовал старший лейтенант В.Н. Котельников, обеспечивающим на ней был командир бригады подводных лодок капитан I ранга К.Н. Грибоедов.

Несмотря на сложные метеоусловия и штормящее море, “Таймыр” и “Мурман” вышли к скоплению льдов. Дальше на поиски “СП-1” были посланы самолеты. Летчики И. Черевичный, Г. Власов и М. Карабанов после нескольких вылетов обнаружили на дрейфующей льдине станцию и навели на нее корабли. В это время она находилась в точке с координатами 70°44’ с.ш., 19° 21’ з.д.

19 февраля 1938 года первыми подошли к “СП-1” моряки “Мурмана”, затем прибыл и “Таймыр”. Сняв экспедицию, корабли 1 марта благополучно вернулись на базу. “Мурманец” был зажат льдами и вынесен ими через Датский пролив в Атлантический океан. Только 21 февраля “Мурманцу” удалось выйти на чистую воду.

В результате работы “СП-1” были получены ценные научные материалы из ранее совершенно не обследованного района Северного Ледовитого океана. Станция “СП-2” была высажена на лед только 1 апреля 1950 года. Всего в нашей стране работала 31 дрейфующая станция. Последняя из них - в 1991 году.