Военно-морской флот России


24 февраля 1872 г. Родился кораблестроитель Н.Н. Кутейников

Описание Фотографии

 

     
Николай Николаевич Кутейников родился 24 февраля 1872 года в семье известного русского кораблестроителя (впоследствии генерал-лейтенанта по Адмиралтейству) Н.Е. Кутейникова. В 1892 году Н.Н. Кутейников вторым по списку окончил кораблестроительное отделение Технического училища Морского ведомства в Кронштадте, после чего был направлен на Балтийский судостроительный завод младшим помощником судостроителя. В это время здесь по проекту его отца строился броненосный крейсер “Рюрик”. Через два года Кутейников стал слушателем кораблестроительного отделения Морской академии. С отличием окончив академию, он вернулся на Балтийский завод.

Руководил строительством подводной лодки “Петр Кошка”, при этом впервые применил разработанный им секционный метод постройки корпуса. На основе полученного опыта Н.Н. Кутейников проанализировал некоторые вопросы подводного кораблестроения и в 1901 году в “Вестнике общества морских инженеров” опубликовал статью “Разбор элементов подводных судов”, в которой наметил дальнейшие пути развития подводного судостроения и определил основные тактико-технические элементы будущих подводных лодок. Идеи Кутейникова были использованы при проектировании первых боевых подводных лодок российского флота.

Н.Н. Кутейников принимал участие в постройке броненосцев, а также в создании нового класса кораблей — минных заградителей. Принял участие в русско-японской войне 1904-1905 годов. В опубликованной в 1905 году работе “Из опыта корабельного инженера под Порт-Артуром” проанализировал причины гибели русских кораблей во время боевых действий и доказал, что виновато не их низкое качество, а неумелое использование и пренебрежение мероприятиями по борьбе за живучесть.

Вернувшись после окончания войны на Балтийский завод, Кутейников возглавил работы по строительству и переоборудованию нескольких кораблей. Под руководством А.Н. Крылова участвовал в проектировании головного линейного корабля “Севастополь”. В 1909 году полковник Кутейников был назначен главным строителем этого линкора. В 1910 году разработал оригинальный проект дизельного броненосного крейсера водоизмещением 19 тысяч тонн, значительно опередив появление немецких дизельных “карманных линкоров”. Являлся постоянным сотрудником издававшейся И.А. Сытиным “Военной энциклопедии”. После 1917 года Н.Н. Кутейников принимал активное участие в переоборудовании и ремонте кораблей Волжской и Астрахано-Каспийской военных флотилий. Скончался Н.Н. Кутейников в 1921 году.