Военно-морской флот России


7 января 1855 г. Гибель фрегата “Диана”

Описание  

 

4 октября 1853 года из Кронштадта вышел в плавание 52-пушечный фрегат “Диана”. Это был последний парусный фрегат, построенный для российского флота. Под командой капитан-лейтенанта С.С. Лесовского он был послан на Дальний Восток на смену однотипного фрегата “Паллада”. С 14 по 18 ноября фрегат стоял у о. Гомера (Канарские о-ва), затем зашел в Рио-де-Жанейро, обогнул мыс Горн и 22 февраля 1854 года бросил якорь в Вальпараисо. После ремонта 11 марта фрегат снова вышел в море, собираясь в пути встретиться с фрегатом “Аврора”. 1 мая в Гонолулу Лесовский узнал, что командир “Авроры” намеревался в середине мая выйти из Кальяо в Гонолулу. 15 мая Лесовский вышел навстречу “Авроре”, но после двухнедельного крейсерства “Диана”, не встретив “Аврору”, вернулась в Гонолулу. 29 мая Лесовский из газет узнал, что Франция и Англия объявили войну России, английская эскадра адмирала Прайса ищет отряд вице-адмирала Путятина, а из Англии послан пароход для захвата “Дианы”. Запасшись провизией, “Диана” поспешила оставить Гавайские острова и 11 июля 1854 года соединилась с отрядом Путятина в заливе Де-Кастри.

В середине сентября вице-адмирал Е.В. Путятин на “Диане” отправился в Японию для продолжения дипломатических переговоров. 22 ноября “Диана” бросила якорь на рейде порта Симода. 8 декабря начались переговоры с японским правительством.

В 10 часов утра 11 декабря 1854 года в бухте Симоды почувствовали сейсмические удары, затем на город пошли цунами. Несколькими громадными волнами Симода был полностью разрушен. Большинство малых судов и джонок было потоплено. “Диана” только за первые 30 минут сделала 42 полных оборота.
К 15 часам волнения моря стали затихать. Фрегат уцелел, но получил серьезные повреждения: были вырваны большие куски киля и фальшкиля, сорван и унесен руль, вода в трюме прибывала со скоростью до 50 см в час. Для ремонта корабль решено было перевести в закрытую от ветров бухту Хеда в 15 милях от Симоды. 2 января 1855 года, исправив кое-какие повреждения и поставив временный руль, фрегат вышел из Симоды. К ночи ветер начал свежеть, руль сорвало, и фрегат в темноте вынужден был стать у берега на якорях. На рассвете выяснилось, что корабль стоит в кабельтове от песчаного прибрежья, по которому ходит сильный бурун. Ветер продолжал свежеть, течь все увеличивалась. Фрегат, несмотря на непрерывную работу помп, медленно погружался, поэтому часть команды на шлюпках была перевезена на берег.

6 января ветер и зыбь начали стихать, поэтому Путятин решил отбуксировать судно в порт Хеда. Впоследствии он писал: “7 января, поутру, японцы … собрали до 100 лодок и при сделавшемся штиле стали буксировать фрегат, в котором вода поднялась до одной трети высоты жилой палубы. В продолжение трех часов они отбуксировали фрегат миль на 5, так что я начал иметь надежду на успех. Вдруг, к крайнему нашему удивлению и без малейшего повода, мы увидели, что японские лодки спешат покинуть фрегат... вскоре объяснилась причина их удаления. Настигший нас минут через 10 шквал от S развел быстро сильное волнение, и мы, находясь на лодке, с трудом успели уйти под парусом в порт Эноро. Ветром фрегат поворотило обратно и понесло к прежнему месту: вскоре мы увидели его опрокинутым, с буруном, разбивавшимся над его верхним боком... с рассветом мы не видали уже более его следов”.

После гибели “Дианы” Путятин в своих вещах обнаружил журнал “Морской сборник” за 1849 год с чертежами шхуны “Опыт”. По ним была организована постройка нового судна, которой руководили прапорщик корпуса флотских штурманов Карандашев и мичман Колокольцов. Большая часть леса для шхуны была вырублена в горах нашими матросами, которым пришлось учить помогавших им японцев гнать смолу, прясть пеньку, делать тросы, шить паруса и пр. Через 2,5 месяца шхуна была готова и оказалась весьма хорошим судном. В конце апреля на этой шхуне, названной “Xеда”, Путятин вышел в море, обогнул Японию с юга и 8 июня пришел в Николаевск-на-Амуре. 26 ноября 1856 года 52 пушки и навигационные приборы “Дианы”, а также шхуна “Хеда” были переданы Японии. “Хеда” стала первым японским военным кораблем европейского типа. По ее образцу японцы затем построили еще 3 шхуны. Следует отметить, что японцы оказались хорошими учениками. Им потребовалось менее 50 лет, чтобы пройти путь от первого небольшого деревянного корабля европейского типа до мощного броненосного флота, разбившего своих учителей у Цусимы.

 
Шины и диски в рязани www.rznshina.ru.