Военно-морской флот России


10 января 1968 г. В состав флота вошел вертолетоносец “Москва”

Описание Фотографии

 

     
Впервые вертолеты появились на палубах кораблей в ноябре 1943 года в американском флоте и использовались для посыльных и спасательных целей. В нашей стране первая посадка вертолета “Ка-10” на палубу балтийского крейсера “Максим Горький” была осуществлена летчиками Д. Ефремовым и Е. Гридюшко 7 декабря 1950 года. В 1955 году прошли испытания вертолетов “Ка-15” на крейсерах “Михаил Кутузов” и “Куйбышев” Черноморского флота. Затем ВМФ СССР начал развиваться самобытным путем, в котором необходимость иметь авианесущие корабли долгое время игнорировалось. Только 15 декабря 1962 года на судостроительном заводе в Николаеве был заложен первый противолодочный крейсер-вертолетоносец “Москва” проекта 1123, с которого началась эволюция нового класса авианесущих кораблей. 14 января 1965 года “Москва” была спущена на воду, а уже на следующий день на освободившемся стапеле заложили новый аналогичный вертолетоносец “Ленинград”.

Водоизмещение вертолетоносцев составило 14600 тонн при длине 189 м, ширине по ватерлинии 21,5 м и осадке 7,7 м. На полетной палубе размером 81х34 м размещались 4 взлетно-посадочные площадки. Две паротурбинные установки мощностью по 45 тыс. л.с. позволяли крейсерам развивать скорость до 30 узлов и проплывать экономичным 15 узловым ходом 12000 миль. Вооружение крейсеров состояло из 14 противолодочных вертолетов “КА-25ПЛ”, 2х2 ПУ ЗРК “Шторм” (боезапас 48 ракет), 1х2 ПУ ПЛРК “Вихрь” (боезапас 8 ракетоторпед), 2х2 универсальных 57-мм орудий, 2х3 23-мм скорострельных пушек, 2х5 533-мм ТА (позже были сняты) и 2х12 РБУ. На крейсерах были установлены РЛС “Восход” и “Ангара”, а также подкильная ГАС “Орион” и буксируемая ГАС “Вега”. Для подъема вертолетов из подпалубного ангара использовались два 10-тонных подъемника. Экипаж состоял из 840 человек.

10 января 1968 года крейсер “Москва” был зачислен в состав Черноморского флота и надолго стал его флагманом. В 1970 году он принял участие в широкомасштабных учениях флота “Океан”, в 1974 году почти 4 месяца находился в зоне военных действий, выполняя боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Затем неоднократно совершал дальние учебные плавания. С дружескими визитами заходил в порты Алжира, Анголы, Нигерии. В 1972 году крейсер “Москва” был модернизирован для посадки на палубу самолетов вертикального взлета-посадки “ЯК-38”. Первый взлет самолета, пилотируемого летчиком-испытателем М.С. Дексбах, состоялся 18 ноября 1972 года и навсегда вошел в историю нашего ВМФ.

Близнец “Москвы”, крейсер “Ленинград” вступил в строй в 1969 году и эксплуатировался более интенсивно. Выполняя боевые задачи, трижды он оказывался у берегов Египта, являлся флагманским кораблем отряда по разминированию Суэцкого залива в 1974 году, посещал порты Сенегала, Югославии, Алжира, Кубы. В 1987 году он прошел капитальный ремонт, а в 1991 году был исключен из состава ВМФ.

28 декабря 1975 года был сдан флоту головной противолодочный крейсер с авиационным вооружением проекта 1143 “Киев”, специально созданный для базирования самолетов “ЯК-38”, а также вертолетов “КА-25” и “КА-27”. Всего по этому проекту было построено 4 корабля: “Киев”, “Минск”, “Новороссийск” и “Баку” (с 4.10.1990 г. “Адмирал Флота Советского Союза Горшков”). К сожалению, срок их службы был невелик. “Минск” и “Новороссийск” были в 1995 году проданы Южной Корее как металлолом. Корейцы после всестороннего изучения конструкции авианосца “Минск” перепродали его Китаю. В настоящее время авианосец переделан в развлекательный центр. “Киев” в 1985 году был награжден орденом Красного Знамени, а через 8 лет его исключили из состава флота. В 2000 году “Киев” и “Адмирал Горшков” были проданы Китаю.

Крейсер “Москва” находился в составе Черноморского флота до 1997 года, хотя после того, как в конце 80-х годов с вооружения были сняты вертолеты “КА-25”, он потерял боевое значение. В мае 1995 года крейсеру присвоили индекс “ПКР-108”, а имя “Москва” передали ракетному крейсеру “Слава”, ставшему флагманом Российского Черноморского флота. В конце 1997 года “ПКР-108” был исключен из состава ВМФ, продан на металл и отбуксирован в Индию. В настоящее время в строю ВМФ России находится только один авианосец - ТАКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”.