Военно-морской флот России


13 января 1709 г. Основан Центральный военно-морской музей

Описание  

 

13 января 1709 года Петр I издал Указ об основании в Санкт-Петербурге при Адмиралтействе “Модель-каморы”, предназначенной для сбора и бережного хранения моделей отечественных и трофейных кораблей, орудий, знамен и других вещей, связанных с историей развития и победами Российского флота. Первыми ее экспонатами стали модели и чертежи первых российских кораблей. Один из параграфов петровского, 1722 года, “Регламента о управлении Адмиралтейства и верфи” гласил: “Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске и оную купно с чертежом по спуске корабля отдавать в Коллегию Адмиралтейскую”.

Пополнению коллекции модель-каморы в XVIII веке способствовал существовавший в то время обычай, при котором каждый кораблестроитель, получая повышение в звании, дарил ей модель собственной работы.

В 1805 году Модель-камора была преобразована в Морской Адмиралтейский музей, первым руководителем которого стал историк и мастер-моделист лейтенант флота А.Я. Глотов. По его инициативе в 1809 году при музее открылась модельная мастерская, начавшая проводить реставрационные работы моделей. Отечественная война 1812 года прервала эти работы до 1814 года. С этого времени мастерская расположилась при музее в здании Адмиралтейства.

С июня 1825 года директором музея назначен военно-морской историк и писатель капитан-лейтенант Н.А. Бестужев (14 декабря 1825 года выведший на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж). При Бестужеве, а затем при лейтенанте Д.И. Завалишине, тоже декабристе, музей превратился в очаг пропаганды прогрессивных идей. Поэтому после подавления восстания декабристов, в 1827 году Николай I приказал закрыть его. Богатые коллекции были розданы учреждениям и частным лицам, но основной модельный фонд, состоявший из около 600 моделей кораблей, остался в запасниках музея. Мастерская перешла в ведение Санкт-Петербургского военного порта. Лишь через 40 лет по требованию флотских офицеров музей был возрожден.
Экспозиция музея значительно пополнилась экспонатами, переданными известными русскими мореплавателями и исследователями А.С. Грейгом, П.В. Чичаговым, В.М. Головиным, Ю.Ф. Лисянским, И.Ф. Крузенштерном, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым, А.А. Поповым, С.О. Макаровым и другими морскими офицерами, а также членами их семей. Самые крупные модели кораблей в масштабе 1:12 поступили из музея Кронштадта. 20 моделей для музея изготовил один из лучших моделистов того времени И. Егоров. Некоторые из них отмечены в 1862 году золотыми медалями Всемирной выставки в Лондоне. За мастерство солдатский сын Иван Егоров был удостоен звания майора.

После революции Морской музей был реорганизован и вновь открыт 24 февраля 1918 года, став единственным в то время в стране действующим военным музеем. С 1930 года возобновила работу модельная мастерская. В конце 1939 года экспозицию музея перевели в здание бывшей Фондовой биржи. В годы Великой Отечественной войны музей эвакуировали в Ульяновск. В Ленинграде были оставлены только самые крупные модели кораблей.

В настоящее время фонды музея насчитывают более 700 тысяч экспонатов, в том числе более 2 тысяч моделей кораблей, 7 тысяч образцов оружия и боевой техники, около 3 тысяч знамен и флагов, свыше 1400 произведений изобразительного искусства. В коллекции музея находится много уникальных исторических экспонатов, таких как дубовый челн Киевской Руси Х века до нашей эры, ботик Петра I, модель галеры магистра Мальтийского ордена, которая с 1568 года хранилась в соборе острова Мальты, а в 1796 году была подарена Павлу I. Еще одна модель галеры относится к началу XVII века. Ее подарили Петру I в Париже в 1717 году. Есть в музее скульптурные украшения парусных кораблей, личные вещи героев морских сражений, гравюры XVII-XVIII веков, полотна известных маринистов И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, А.К. Беггрова. Но самым ценнейшим экспонатом музея считается модель 30-пушечного фрегата. Ее изготовил сам Петр I в 1698 году по возвращению из Голландии и Англии. В свое время модель служила эталоном для постройки русских фрегатов.

В настоящее время музей является одним из старейших морских музеев мира, с лучшей коллекцией моделей кораблей и судов. Однако 12 залов Центрального военно-морского музея и 4 его филиала (Кронштадская крепость, крейсер “Аврора”, Чесменская церковь и экспозиция “Дорога жизни” в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера) могут представить посетителям только небольшую часть всей своей коллекции.