Военно-морской флот России


14 января 1701 г. Указ о создании в Москве Навигацкой школы

Описание Фотографии

 

     
Основанная Указом Петра I от 14 января 1701 года, школа навигацких и математических наук стала первым в России военно-морским училищем. Первоначально она располагалась в Замоскворечье, в мастерских Полотняного двора при Кадашевской слободе. Эти помещения были тесны, находились в низине и не были приспособлены для ведения астрономических наблюдений, поэтому уже в июне учебное заведение перевели в помещение Сухаревой башни. Школа подчинялась Оружейному приказу и возглавлялась одним из просвещеннейших деятелей того времени боярином Ф.А. Головиным. Непосредственно за жизнью школы наблюдал дьяк А. Курбатов, талантливый администратор, будущий вице-губернатор Архангельска.

Прием в школу ограничений не имел. Срок обучения установлен не был, но самые способные заканчивали ее за 4 года. В школе обучали черчению, арифметике, геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями в геодезии и мореплавании. Для всех учащихся были обязательны занятия фехтованием - “рапирной наукой”, за успехи в которой даже прибавлялось содержание. Не знающих грамоты юношей обучали чтению и письму. Высшей ступенью считались флотские науки: навигация, морская астрономия, география, а также ведение шканечного журнала и счисление пути корабля. Петр I внимательно следил, чтобы Навигацкая школа не знала нужды в оборудовании и учебных пособиях. Сподвижник царя Яков Брюс в 1702 году оборудовал здесь обсерваторию с телескопами и астрономическими инструментами.

К 1703 году в школе насчитывалось уже 300 учеников. Первый выпуск из 64 человек состоялся в 1705 году. Новоиспеченные “навигаторы” были определены во флот, а также в гражданские и военные государственные учреждения. Многие из них отличились в Северной войне со шведами, стали известными мореплавателями и учеными. Выпускники Навигацкой школы стали первыми в России геодезистами и картографами.

Указом Петра I от 1 октября 1715 года 200 учеников старших мореходных классов были переведены в Санкт-Петербург, где открылась Академия морской гвардии. Еще 100 человек были приняты в Академию на месте. Ее выпускникам присваивалось звание гардемарин. Арифметические классы школы оставались в Москве до 1752 года в качестве подготовительных курсов для Академии морской гвардии.

В 1752 году Академия была преобразована в Морской шляхетский (дворянский) кадетский корпус, который под различными названиями просуществовал в России до марта 1918 года, а за границей (в Бизерте) до октября 1924 года. В 1919 году на его базе было создано Училище командного состава флота, преобразованое 10 октября 1922 года в Военно-морское училище. 7 января 1926 года ему присвоили имя М.В. Фрунзе. 1ноября 1998 года его объединили с ВВМУ подводного плавания им. Ленинского комсомола в Санкт-Петербургский Военно-морской институт. В январе 2001 года он был переименован в Морской корпус Петра Великого. За 300 лет это старейшее военно-морское учебное заведение подготовило для российского флота более 30 тысяч офицеров. А в Москве в 2000 году была вновь создана Первая Московская Навигацкая школа.

 

14 января 1878 г. Первая в истории успешная торпедная атака

В конце 1877 года в Севастополе под руководством капитан-лейтенанта С.О. Макарова были испытаны первые самодвижущиеся мины Уайтхеда (торпеды), полученные благодаря активному содействию заведующего минной частью на флоте контр-адмирала К.П. Пилкина. В качестве торпедных аппаратов использовались деревянные трубчатые футляры, подвешенные под днище парового катера и обеспечивавшие пуск торпеды с дистанции до 100 м.

В ночь на 16 декабря катера “Чесма” и “Сухум-Кале” были спущены на воду с парохода “Великий князь Константин” в 6 милях от Батума, на рейде которого стояли корабли турецкой эскадры. У “Чесмы” мина находилась в футляре под днищем, а “Сухум-Кале” вез ее на плотике, так как на катере мина не умещалась

Однако турки по агентурным данным узнали о готовившемся нападении, соблюдали ночью тщательную маскировку и выставили сильное охранение. И все же русским катерам удалось незаметно приблизиться к броненосцу “Махмудие” и атаковать его. Выпущенная с “Чесмы” мина ударилась в якорную цепь турецкого корабля, надломилась и взорвалась, не причинив ему вреда, а мина с “Сухум-Кале” просто выскочила на берег. Первая в истории России торпедная атака была неудачной. (Первое в истории флотов использование торпедного оружия произошло за год до этого - английское судно “Шах” атаковало перуанский монитор “Гаускар”, но мина прошла мимо). Неудача не смутила русских моряков, и Макаров стал готовить свои катера к новым рейдам.

Спустя месяц, в ночь на 14 января 1878 года катера “Чесма” под командованием лейтенанта И.М. Зацаренного и “Сухум-Кале” под командованием лейтенанта О.И. Щешинского второй раз появились на Батумском рейде. Взошедшая луна осветила семь судов и несший охранение военный пароход “Интибах” водоизмещением 160 т. С 50 м катера выпустили по нему две торпеды. Обе попали в цель, но взорвалась только одна. Мощный взрыв переломил “Интибах”, пароход лег на правый борт и в течение двух минут пошел ко дну с большей частью экипажа. Это было первое в истории результативное применение торпедного оружия, но оно было и последней операцией на Черном море в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Заключенный в Сан-Стефано 19 февраля мирный договор положил конец войне, в которой русский флот прославил себя блестящими победами маленьких минных катеров над сильнейшим турецким флотом.