Военно-морской флот России


19 января 1862 г. В состав флота вошла канонерская лодка “Опыт”

Описание Фотографии

 

     
Крымская война 1854-1856 годов показала полную незащищенность деревянных парусных и паровых кораблей от снарядов бомбических орудий и зажигательных гранат. Перед кораблестроителями встала задача защиты важнейших частей судов железной броней. 7 апреля 1861 года корабельный инженер генерал-майор С.И. Черняховский представил в Кораблестроительный технический комитет проект железной канонерской лодки с носовым 196-мм гладкоствольным орудием, прикрытым броневым бруствером толщиной 114 мм. Основание бруствера крепилось к днищу, а палуба корабля от бруствера к носу имела “сферический скат” для повышения вероятности рикошетирования вражеских бомб. Ниже ската бруствер защищала 65-мм броня, положенная на 305-мм тиковую подкладку. Бомбовый погреб и крюйт-камера размещались за бруствером и были прикрыты с бортов цистернами питьевой воды.

Водоизмещение лодки составляло 270 т, длина - 39 м, ширина - 6,8 м, осадка - 1,83 м. Паровая машина мощностью 195 л.с. позволяла развивать скорость 6,5 узлов. Это был первый в России малый корабль прибрежного действия с броневой защитой, который предназначался для действий в шхерах и защиты Кронштадта.

Строительство первого в России железного броненосного корабля началось 23 мая 1861 года в Санкт-Петербурге на заводе Карра и Макферсона (ныне Балтийский завод) под руководством инженера Х.В. Прохорова. В сентябре того же года корпус лодки был спущен на воду, а 19 января 1862 года лодка, получившая название “Опыт”, была зачислена в состав гвардейского флотского экипажа. Вся дальнейшая судьба лодки подтверждает правильность ее имени. Уже 26 июня 1862 года последовало решение о проведении на лодке испытаний шестовых мин генерал-майора Е.Б. Тизенгаузена, в ходе которых предстояло определить минимальную длину шеста, безопасную для атакующего судна, а также проверить конструкцию шеста и мины. 15 сентября 1862 года на Ораниенбаумской отмели Южного рейда “Опыт” взорвал шхуну “Метеор”, которая быстро затонула. 20 сентября комиссия под председательством контр-адмирала Г.И. Бутакова рассмотрела результаты продолжительных опытов и сделала следующий вывод: “...идея миноносных панцирных судов доставляет возможность иметь сильное оружие из всех до сих пор придуманных... Заряд в один пуд производит страшные разрушения в неприятельском судне, при совершенной безнаказанности от этого для минного судна...”, что подтвердилось в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

В 1863 году Кораблестроительный технический комитет решил провести испытания гребного винта системы Гирша, широко использовавшегося на судах английского и французского флотов. 15 июня на “Опыт” установили присланный из Англии двухлопастной винт, который через три месяца заменили четырехлопастным. Скорость увеличилась на 0,6 узла, но корабль не смог показать удовлетворительного заднего хода, поэтому винт Гирша признали непригодным для канонерских лодок.

В 1866 году “Опыт” исключили из списков флота и передали инженеру Н.Л. Эйлеру для перестройки в ледокол с надводным и подводным устройством для разрушения льда. В начале ноября он направился в Ораниенбаум, но ожидаемых результатов достичь не удалось, так как маломощная машина не позволяла судну форсировать даже битый лед. Сложное и ненадежное изобретение Эйлера не оправдало себя, и в дальнейшем русское ледоколостроение развивалось в ином направлении.

Длительное время ледокол находился в Кронштадтском порту; лишь 31 января 1870 года последовал приказ о зачислении его в списки судов флота, после чего судно использовалось при испытаниях шестовых и буксируемых мин различных систем. В кампанию 1875 года начались испытания приборов автоматического управления стрельбой системы А.П. Давыдова. С 3 по 25 октября 1875 года лодка вела стрельбы из 196-мм гладкоствольной пушки. Прибор А.П. Давыдова значительно повышал точность огня и был рекомендован для установки на башенных кораблях. 11 июля 1877 года точная стрельба орудий с приборами Давыдова позволила пароходофрегату “Веста” выйти победителем в бою с турецким броненосцем “Фетхи-Буленд”.

20 апреля 1883 года лодку переименовали в “Мину”, а 1 февраля 1892 года зачислили в класс канонерских лодок береговой обороны и использовали для испытания торпед и мин заграждения. На ней прошли проверку гальваноударные и сфероконические мины, запалы различных систем, устройства защиты минных заграждений, много вспомогательных устройств. В 1901 году в составе учебно-минного отряда она участвовала в первых опытах А.С. Попова по установлению радиосвязи между кораблями.

С 1907 года лодка использовалась в качестве портового судна, а с началом 1-й мировой войны - для обеспечения навигационной безопасности в Финском заливе. Только в 1922 году незаметный труженик был продан Финляндии на слом.