Военно-морской флот России


23 января 1918 г. Принят декрет о национализации торгового флота

Описание  

 

После Октябрьской революции одним из первых шагов Совета Народных Комиссаров по реорганизации морского флота России стал, принятый 24 ноября 1917 года, декрет, запрещающий продавать, отдавать и закладывать отечественные суда иностранным государствам или частным лицам. Русские судовладельцы встретили декрет враждебно, стали уводить свои суда в иностранные порты, были отмечены случаи их поджога и затопления. Поэтому Совнаркомом РСФСР в срочном порядке 23 января 1918 года был принят декрет о национализации торгового флота, передававший в государственный сектор более 900 морских судов. К сожалению, большая часть этих судов в 1918 году оказалась в руках белогвардейцев и интервентов. Одновременно накопившиеся за время мировой и гражданской войн долги и необходимость срочного ремонта части оказавшихся за границей русских судов заставили их владельцев распродавать их по низким ценам. Много русских судов, находившихся в распоряжении союзников царской России во время 1-й мировой войны, было ими реквизировано после подписания советской Россией Брестского мирного договора с Германией. Все это привело к тому, что к концу гражданской войны в составе морского флота РСФСР сохранилось только около 13% довоенных судов, возраст большинства из которых перевалил за два десятка лет.
Для возврата угнанных за рубеж судов отечественного флота в августе 1922 года органам НКПС, Моркома, ГПУ, НКИД, НКВТ была разослана инструкция, обязавшая их “принимать все зависящие от них меры к задержанию приходящих под каким-либо иностранным флагом судов, составляющих в действительности собственность РСФСР в силу декрета о национализации торгового флота от 23 января 1918 г.”.

Для возвращения торговых судов из-за рубежа применялись механизмы судебного разбирательства, была обещана амнистия участникам белогвардейского движения, предпринимались попытки решить вопрос возврата судов по дипломатическим каналам, а также с помощью спецслужб. Благодаря этим мерам удалось вернуть в Россию часть пароходов Добровольного флота. Впоследствии они составили основу образованного 18 июля 1924 года, акционерного общества “Совторгфлот”. Получить из-за границы пароходы РОПиТ не удалось. Несколько судов было поднято специалистами ЭПРОНа и после ремонта введено в состав гражданского флота.

24 января 1925 года на Балтийском заводе в Ленинграде состоялась закладка первых 4 советских пароходов. Так как в то время лес являлся одной из основных статей советского экспорта, эти пароходы были лесовозами. К осени 1927 года они вошли в состав “Совторгфлота”.