Военно-морской флот России


25 января 1943 г. Завершен переход подводной лодки “С-51”

Описание  

 

К лету 1941 года в составе Тихоокеанского флота находилось 85 подводных лодок различных типов, в то время как на Северном флоте их было всего 15. С началом боевых действий Северный флот оказался на главном морском операционном направлении и нуждался в срочном усилении. Поэтому осенью 1942 года Государственный Комитет Обороны решил отправить с Дальнего Востока на Север 6 подводных лодок. Им пред-стояло пройти 17 тысяч миль через 2 океана и 9 морей по маршруту Датч-Харбор - Сан-Франциско - Панамский канал - Гуантанамо - Галифакс - Розайт - Полярное. Командовать экспедицией поручили Герою Советского Союза капитану I ранга А.В. Трипольскому.

25 сентября первыми покинули Петропавловск-Камчатский и взяли курс на США подводные минные заградители “Л-15” капитан-лейтенанта В.И. Комарова и “Л-16” капитан-лейтенанта Д.Ф. Гусарова. 5 октября из Владивостока в путь отправились “С-54” капитана 3 ранга Д.К. Братишко и “С-55” капитана 3 ранга Л.М. Сушкина. Утром 6 октября также из Владивостока вышли лодки “С-51” капитана 3 ранга И.Ф. Кучеренко (с А.В. Трипольским) и “С-56” капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина. Переход оказался очень тяжелым и опасным. 11 октября на пути из Датч-Харбора к Сан-Франциско в точке с координатами 45° 41’ с.ш., 138° 56’ з.д. лодка “Л-16” была торпедирована неизвестной (вероятно японской “I-25”) подводной лодкой и в течение 30 секунд затонула со всем экипажем. Спустя несколько минут еще одна торпеда прошла перед носом “Л-15”. В проливе Акутан торпеда неизвестной подводной лодки попала в середину “С-56”, но по счастливой случайности не разорвалась. Перед входом в Саргасово море две торпеды промчались вдоль борта “С-54”. Через несколько дней лодки попали в сильный ураган, после которого они были вынуждены встать на ремонт в Галифаксе. В Северной Атлантике лодки снова вошли в полосу штормов, причинивших серьезные повреждения “Л-15”. И все-таки, 5 тихоокеанских лодок благополучно пришли в Полярное. Первой 25 января 1943 года завершила переход и вошла в состав Северного флота лодка “С-51”. 8 марта в Полярное пришли “С-55” и “С-56”. 29 мая в Кольский залив вошла, долго ремонтировавшаяся в Шотландии, “Л-15”. Последней из лодок пункт назначения 7 июня достигла “С-54”.

Лодки приняли активное участие в боевых действиях в Заполярье. “Л-15” совершила 7 боевых походов, осуществила 4 минные постановки и торпедировала тральщик. “С-51” совершила 7 боевых походов, потопила корабль ПЛО “UJ-1202” и по неподтвержденным данным потопила еще 3 транспорта и повредила 1 транспорт. В 1944 году “С-51” была награждена орденом Красного Знамени. В настоящее время рубка лодки установлена в качестве мемориала в поселке подводников Гремиха Мурманской области. “С-54” в марте 1944 года не вернулась на базу из четвертого боевого похода. “С-55” также погибла в декабре 1943 года во время четвертого боевого похода. К этому времени на ее боевом счету были потопленные транспорт “Штурцзее”, плавбаза “Аммерланд” и поврежденный транспорт. “С-56” совершила 7 боевых походов, потопила танкер “Ойроштадт”, транспорт “Генриетта Шульце”, тральщик “М-346”, СКР “Nki-09” и повредила транспорт (торпеда попала в цель, но не взорвалась). По неподтвержденным данным “С-56” потопила также еще судно и сторожевой корабль. 31 марта 1944 года лодка была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года стала гвардейской. В 1953 году она возвратилась по Северному морскому пути во Владивосток, завершив кругосветное плавание. В мае 1975 года “С-56” была установлена во Владивостоке в качестве мемориала и филиала музея Тихоокеанского флота.

 
http://ks-gps.ru диагностика и Заправка автомобильных кондиционеров.