Военно-морской флот России


2 июля 1936 г. Начало первого перехода военных кораблей по СМП

Описание Фотографии

 

     
Географическое положение России таково, что ее наиболее протяженная морская граница проходит по морям Северного Ледовитого океана, и обеспечение плавания кораблей в ледовых условиях для нее является одной из важнейших задач. Еще в 1897 году вице-адмирал С.О. Макаров предложил провести опытное плавание крейсера “Минин” по Северному морскому пути (СМП), но получил отказ. В начале XX века идею освоения СМП поддержал известный русский ученый Д.И. Менделеев, который говорил: “..военно-морская оборона страны

должна много выиграть, когда можно будет, без Суэцкого или иных каналов теплых стран, около собственных своих берегов переводить военные суда или хотя бы часть их из Атлантитического океана в Великий и обратно, ибо Россия там и тут должна держать сильный флот для защиты своих жизненных интересов”. Вскоре ему же с горечью придется констатировать: “Если бы хоть десятую долю того, что было потеряно при Цусиме, было затрачено на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, пришла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму”.

Только в 30-е годы ХХ века началось планомерное освоение СМП. В 1933 году для быстрой и скрытой переброски кораблей с Балтийского флота в Белое море был построен Беломорско-Балтийский канал, по которому в Мурманск сразу же прошли два отряда балтийских кораблей, составивших основу новой Северной военной флотилии. Следующим этапом осуществления стратегического маневрирования военно-морскими силами на Балтике, морях Северного Ледовитого океана и Тихом океане должен был стать перевод боевых кораблей из Кронштадта во Владивосток по Беломорско-Балтийскому каналу и Северному морскому пути (СМП) за одну навигацию. Для осуществления этой задачи были выбраны два эсминца-“новика” Балтийского флота: “Сталин” и “Войков”.

2 июля 1936 года эсминцы покинули Кронштадтский рейд и по Неве направились в Ладожское озеро. Эсминцем “Сталин” командовал капитан-лейтенант В.Н. Обухов, эсминцем “Войков” – капитан 3 ранга М.Г. Сухоруков. Вскоре оба эсминца благополучно отшвартовались у причалов Архангельска. Затем в сопровождении ледореза “Ф. Литке” эсминцы прибыли к Новой Земле, где в проливе Маточкин Шар формировался караван судов для движения по СМП. Кроме эсминцев и ледореза в состав каравана вошли пароход “Анадырь”, танкеры “Лок Батан” и “Майкоп”. Руководил экспедицией О.Ю. Шмидт.

1 августа 1936 года караван начал движение по трассе СМП. На время плавания на эсминцы были назначены опытные полярные капитаны-инструкторы Н.М. Николаев и П.Г. Миловзоров. Первые суровые испытания экспедиции пришлось выдержать уже в проливе Вилькицкого, когда ледяные поля сильно сжали суда, и им пришлось некоторое время стоять, прижавшись бортами.

Несмотря на сложную ледовую обстановку, экспедиция постепенно продвигалась по трассе и 24 сентября без повреждений прибыла в бухту Провидения. После небольшого отдыха эсминцы продолжили путь к Владивостоку. 17 октября 1936 года поход протяженностью около 7 тысяч миль закончился в бухте Золотой Рог.

Эсминцы “Сталин” и “Войков” приняли активное участие в боевых действиях Тихоокеанского флота во время Великой Отечественной войны. “Сталин” обеспечивал походы подводных лодок, а “Войков” отличился в десантных операциях на Сейсин и Гензан, за что 17 сентября 1945 года был награжден орденом Красного Знамени.