Военно-морской флот России


5 июля 1944 г. Бои в Выборгском заливе

Описание  

 

     
Утром 4 июля 1944 года началась десантная операция советских войск по освобождению островов Выборгского залива. Операцией руководил командующий Кронштадским морским оборонительным районом вице-адмирал Ю.Ф. Ралль. Десантные тендеры сопровождали бронекатера, шхерные мониторы и морские охотники, которым приходилось постоянно вести огонь по береговым опорным пунктам противника, оказывавшим ожесточенное сопротивление продвижению десантников, а также отражать атаки немецких и финских кораблей. Особенно сильные морские бои разгорелись в районе мыса Ристниеми. Так, в 17 часов 4 июля 4 катера типа “БМО” под командованием капитана 2 ранга И.М. Зайдулина и торпедные катера типа “Д-3” капитана 2 ранга М.А. Белуша вступили в бой с двумя отрядами вражеских катеров. В скоротечном бою на малых дистанциях наши катера потопили несколько плавсредств противника, а другим нанесли серьезные повреждения. Прикрываясь дымовой завесой, противник был вынужден отойти. Нами был потерян один торпедный катер, подорвавшийся на мине.

5 июля противник повторил попытку прорваться в Выборгский залив. И опять путь вражеским кораблям преградил отряд капитана 2 ранга Зайдулина. На этот раз катерники обнаружили 12 немецких и финских кораблей. Вступив в бой на близких дистанциях, Зайдулин вызвал на помощь торпедные катера. Под прикрытием дымовой завесы две группы торпедных катеров повели в атаку капитан 3 ранга В.И. Тихонов и капитан-лейтенант А.Г. Свердлов. Первым попадания в финскую канонерскую лодку добился катер старшего лейтенанта В.И. Троненко. Затем успешные атаки провели катера капитан-лейтенанта И.Н. Ратькова и лейтенанта В.А. Бушуева.

В этот день в результате совместных действий малых охотников и торпедных катеров в районе Ристниеми был потоплены финские канонерские лодки “Аунус” и “Виена”, еще две канонерские лодки и несколько десантных барж получили повреждения. Немецкий историк Ю. Майстер так охарактеризовал эти бои: “Так как все корабли были выведены из строя, финнам пришлось отказаться от дальнейшего использования флота… Несмотря на упорство, финско-немецким кораблям не удалось пробиться к советским судам, производившим высадку. Советские военно-морские силы, самолеты и береговые батареи всегда наносили им повреждения и вынуждали к отступлению”.

Боевые действия на островах и в Выборгском заливе продолжались до 10 июля, после чего они были остановлены в связи с возобновлением в Москве переговоров о выходе Финляндии из войны.

Отважный командир отряда “БМО”, известный в конце 30-х годов подводник, руководивший в 1940 году первым переходом подводной лодки “Щ-423” по Северному морскому пути, капитан 2 ранга И.М. Зайдулин трагически погиб 28 августа 1944 года. Три торпедных катера, на одном из которых Зайдулин шел на помощь катерам-тральщикам в Нарвском заливе, были ошибочно атакованы штурмовиками нашего 35-го авиаполка. В результате 3 торпедных катера и 5 катеров-тральщиков получили серьезные повреждения, погибло 5 человек, в том числе И. Зайдулин и командир отряда торпедных катеров Герой Советского Союза И. Иванов. Еще 11 человек получили ранения. И.М. Зайдулин так и не успел узнать, что за участие в Выборгской операции ему присвоили звание капитана I ранга и наградили орденом Отечественной войны I степени. Еще через неделю военные действия между СССР и Финляндией прекратились, а 19 сентября 1944 года было подписано соглашение о перемирии.