Военно-морской флот России


11 июля 1877 г. Бой парохода “Веста” с броненосным корветом “Фетхи-Буленд”

Описание Фотографии

 

     
Пароход “Веста” (водоизмещение 1800 т, скорость 12 узлов) был построен в 1858 году. С началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов его переоборудовали во вспомогательный крейсер. На пароходе установили пять 6-дюймовых мортир с двумя приборами управления навесной стрельбой конструкции А.П. Давыдова, 7 малокалиберных пушек и 2 минных катера с шестовыми минами.

10 июля 1877 года “Веста” под командованием капитан-лейтенанта Н.М. Баранова вышла из Одессы для охраны русского судоходства вдоль побережья Черного моря и испытаний приборов Давыдова. С этой целью на борту находился подполковник Морского технического комитета К.Д. Чернов. В 7 часов 30 минут утра 11 июля пароход находился в 35 милях от Кюстенджи (Констанца). В это время наблюдатели “Весты” заметили вдали судно, и Баранов велел идти на сближение. Когда же “Веста” подошла достаточно близко, стало ясно, что перед ней турецкий броненосец, имеющий превосходство и в вооружении, и в бронировании, и в скорости хода. Турецкий корабль, а им оказался броненосный корвет “Фетхи-Буленд”, был вооружен четырьмя 9-дюймовыми пушками в углах каземата, имел броневой 9-дюймовый пояс и закрытые стальными листами каземат и палубу. Незащищенными оставались только машинные и котельные люки.

С “Фетхи-Буленд” также заметили русский пароход и первыми открыли огонь. “Веста” ответила залпом своих мортир и легла курсом на Одессу. Пользуясь преимуществом в скорости, турецкий корабль стал настигать “Весту”. Его снаряды разбили вельбот, вывели из строя одну мортиру и кормовой прибор прицеливания, повредили корму парохода. Появились убитые и раненые. Был смертельно ранен подполковник Чернов. Отстреливаясь из уцелевшей кормовой мортиры, “Веста” развила полный ход, но противник догонял. Очередной взрыв уничтожил левый минный катер и оторвал ногу лейтенанту М.П. Перелешину. Но и “Веста” не оставалась в долгу. Снаряд мортиры, наводимой раненым лейтенантом А.С. Кротковым и лейтенантом З.П. Рожественским (в 1905 году командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой), взорвался в районе боевой рубки броненосца. В это время новое попадание турецкого снаряда контузило Н.М. Баранова и повредило штур-трос. “Веста” на время потеряла управление, но повреждение удалось быстро ликвидировать. Капитан приказал подготовить пароход к взрыву и объявить об этом экипажу. Неизвестно чем бы кончилось дело, но очередная бомба из мортиры Рожественского угодила в трубу броненосца. Из-под палубы “Фетхи-Буленд” повалил дым с паром, он снизил скорость, а затем и вовсе остановился. Вскоре, дав ход, он развернулся и стал уходить в сторону Румынии.

“Веста” благополучно дошла до Севастополя. В бою погибли 3 офицера и 9 матросов, получили ранения 21 человек. Главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н.А. Аркас записал в докладе в Морское министерство: “Честь русского имени и честь нашего флага поддержаны вполне.” Н.М. Баранов был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. Георгиевскими кавалерами стали также лейтенанты З.П. Рожественский и В.П. Перелешин (старший офицер корабля). Остальные офицеры были награждены орденами и повышены в званиях. На команду дали 12 Георгиевских крестов и 12 унтер-офицерских вакансий.

Уже в декабре 1877 года капитан 2 ранга Н.М. Баранов на военном пароходе “Россия” захватил транспорт “Мерсина”, перевозивший 800 турецких солдат.

 

11 июля 1904 г. Родился Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов

Николай Герасимович Кузнецов родился 11 июля (24.07 по н.ст.) 1904 года в деревне Медведки Котласского района Архангельской области в крестьянской семье. В 1919 году, в 15 лет, он уговорил секретаря сельсовета выдать справку, что родился в 1902 году, после чего смог поступить на службу в Северо-Двинскую военную флотилию. В 1926 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Плавал вахтенным начальником на черноморском крейсере “Червона Украина”. Высшее военное образование получил в Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова, оперативный факультет которой с отличием окончил в 1932 году. С мая этого же года служит старшим помощником командира крейсера “Красный Кавказ”. При активном участии Кузнецова крейсер за год стал одним из лучших кораблей Черноморского флота. С 1934 по 1936 годы командовал крейсером “Червона Украина”.

В 1936-1937 годах капитан I ранга Кузнецов находился в Испании в качестве военно-морского атташе и главного военно-морского советника республиканских войск. Альмиранте Николас, так называли его испанцы, обеспечивал доставку морем оружия из СССР. В эти годы по стране прокатилась очередная волна репрессий, на этот раз сильно затронувшая высшие командные должности в армии и флоте. К 1939 году из командного состава флота были расстреляны 41 человек, в том числе 2 начальника морских сил и 6 командующих флотами и флотилиями. Наиболее сильные потери понесли Тихоокеанский и Северный флоты. После возвращения на родину Н.Г. Кузнецов был назначен заместителем командующего, а затем командующим Тихоокеанским флотом. Внес большой вклад в становление и развитие морских сил на Дальнем Востоке. В апреле 1939 года Н.Г. Кузнецов назначен Народным комиссаром Военно-Морского Флота. Ему было в это время только 35 лет. После того, как 7 мая 1940 года в стране были восстановлены генеральские и адмиральские звания, имевший до этого звание флагмана флота 2 ранга, Кузнецов стал адмиралом.

19 июня 1941 года Н.Г. Кузнецов приказал командующим флотами и флотилиями западных направлений объявить оперативную готовность № 2, а в 23 часа 50 минут 21 июня шифротелеграммой самостоятельно перевел флоты на боеготовность № 1. Вовремя выполненные на кораблях и морских базах, эти мероприятия позволили не потерять в первый день войны ни одного боевого корабля. Все годы Великой Отечественной войны Н.Г. Кузнецов руководил ВМФ страны. Он входил в Ставку Верховного Главнокомандования, участвовал в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств союзных держав, руководил операциями флота в войне с Японией.

Но после войны И.В. Сталину стали не нужны популярные в народе и армии военноначальники. После конфликта о нецелесообразности разделения на части Балтийского флота Н.Г. Кузнецов был снят с должности. В январе 1948 года Н.Г. Кузнецов вместе с адмиралами В.А. Алафузовым, Л.М. Галлером и Г.А. Степановым был отдан под суд по сфабрикованному делу о передаче англичанам документации по немецкой акустической торпеде с потопленной лодки “U-250”, а также отечественной высотной торпеде 45-36 АВА. Суд был скорый и неправый. В феврале 1948 года Алафузов и Степанов были приговорены к 10 годам лишения свободы, Галлер - к 4 годам (12 июля 1950 года он скончался в психиатрической тюрьме Казани). Н.Г. Кузнецова посадить в тюрьму не решились, но разжаловали его в контр-адмиралы.

Вскоре Сталин понял, что Кузнецова необходимо вернуть к активной работе. В 1951 годах адмирал вновь назначен военно-морским министром. В 1953 году, уже после смерти Сталина, решение суда по делу адмиралов было отменено за отсутствием состава преступления. В этот год Н.Г. Кузнецов был назначен Первым заместителем министра обороны и Главнокомандующим ВМС. При Н.Г. Кузнецове наш флот начал становиться ракетным и атомным. Отстаивая интересы флота во время его “реформирования” Н.С. Хрущевым, доказывая необходимость строительства авианосцев, Н.Г. Кузнецов снова стал неудобным для высшего государственного руководства. Использовав в качестве предлога взрыв в октябре 1955 года линкора “Новороссийск”, К.Г. Жуков по инициативе Н.С. Хрущева в 1956 году разжаловал Н.Г. Кузнецова до вице-адмирала и отправил в отставку без права восстановления.

Скончался Н.Г. Кузнецов 6 декабря 1974 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. За годы службы он дважды был контр-адмиралом, трижды - вице-адмиралом, один раз адмиралом и дважды при жизни имел высшее воинское звание на флоте - Адмирал Флота Советского Союза. В 1988 году его посмертно восстановили в этом звании.