Военно-морской флот России


20 июля 1906 г. Восстание на крейсере “Память Азова”

Описание Фотографии

 

     
В ночь с 17 на 18 июля 1906 года вспыхнули стихийные восстания гарнизона крепости Свеаборг и 20-го флотского экипажа, расположенного на острове Скатуден. В это время в бухте Папон-Вик в 60 км от Ревеля стоял учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота, в состав которого входили крейсера “Память Азова”, “Воевода”, “Абрек”, учебное судно “Рига” и 6 миноносцев.

19 июля на “Память Азова” тайно прибыл член РСДРП А. Коптюх с решением Ревельского комитета поддержать свеаборгцев восстанием на кораблях учебно-артиллерийского отряда. Но после ночного собрания Коптюх был найден караулом и арестован. Это послужило толчком к выступлению матросов. Они отключили динамо-машину и в темноте похитили часть винтовок. Около трех часов ночи на крейсере раздались первые выстрелы, которыми был убит вахтенный офицер и тяжело ранен старший офицер корабля капитан 2 ранга Мазуров. Сопротивлявшиеся офицеры были оттеснены к корме, часть их покинула корабль на баркасе, оставшихся пятерых арестовали. Коптюх был освобожден и вместе с артиллерийским квартирмейстером крейсера Н. Лобадиным возглавил повстанцев.

Матросы избрали командиром крейсера Лобадина и комитет, в который вошли Коптюх и еще 10 матросов. Обсудив положение, судовой комитет решил попытаться поднять восстание на других кораблях отряда, а затем двинуться в Ревель, чтобы получить поддержку от рабочих города и пополнить запасы продуктов и угля.

Утром 20 июля крейсер поднял красный флаг, снялся с якоря и встал у выхода из бухты, чтобы не выпустить в море другие корабли, если они не захотят присоединиться к восстанию. Приготовившись к бою, крейсер дал сигнал кораблям отряда следовать за ним. Но поднять восстание на них не удалось. Их орудия офицеры привели в негодность, а часть команды свезли на берег. Крейсеры “Абрек” и “Воевода” были посажены на прибрежную отмель, а на миноносце “Послушный” открыли кингстоны и он затонул на мелководье. Попытка восстания на “Риге” была также пресечена. Оставшись в одиночестве, “Память Азова” взял курс на Ревель.

Неудача удручающе подействовала на многих участников восстания, особенно на колеблющуюся часть учеников-комендоров. Усилились сомнения в успехе начатого дела. Пока судовой комитет совещался, оставленные на свободе унтер-офицеры и кондуктора вместе с арестованными офицерами стали готовить захват крейсера.

В 17 часов “Память Азова” бросил якорь на Ревельском рейде, где его ожидали приведенные в боевую готовность 4 роты 146-го Царицынского полка, казаки и полиция города. Власти запретили выход из порта судов и шлюпок, а рабочие и матросы, появляющиеся в порту, немедленно арестовывались.

После очередного совещания судовой комитет решил потребовать от властей под угрозой бомбардировки города подвоза на крейсер продовольствия и угля. Также решено было отправить делегацию в Ревельский комитет РСДРП. В это время, испортив орудия и вооружившись, унтер-офицеры и большинство учеников-комендоров освободили арестованных офицеров. Между ними и восставшими матросами началась перестрелка, в ходе которой было убито более 20 человек и около 50 ранено. В самом начале боя был тяжело ранен и застрелился Лобадин.

Подняв сигнал “Терплю бедствие. Прошу помощи”, офицеры обратились к командиру порта за помощью в окончательном подавлении восстания. Немедленно на крейсер прибыли две роты пехоты и отряд жандармов, которые жестоко расправились с последними очагами сопротивления. Было арестовано 307 человек, в их числе А. Коптюх. После предварительного расследования часть матросов освободили, 169 человек отправили в Кронштадт, над 91 человеком 30 июля начался суд особой комиссии, который уже 4 августа вынес свой приговор. Арсений Коптюх и 17 матросов были приговорены к смертной казни, 12 человек осуждены на каторгу, 13 - направлены в дисциплинарные батальоны, 15 - приговорены к другим наказаниям.

В сентябре 1907 года “Память Азова” перевели в класс учебных судов, а 12 февраля 1909 года крейсер был переименован в “Двину”. На нем спустили Георгиевский флаг и вымпел, с форштевня срубили Георгиевский крест. Только после Февральской революции 1917 года кораблю возвратили старое имя. В ночь на 19 августа 1919 года он был потоплен в Кронштадте торпедой с английского катера. В 1923 году был поднят и сдан на слом.