Военно-морской флот России


21 июля 1818 г. Завершилось кругосветное плавание брига “Рюрик”

Описание Фотографии

 

     
Все дальние плавания русских судов до экспедиции на бриге “Рюрик” преследовали те или иные практические цели. Научные наблюдения производились на этих судах лишь попутно. Плавание на “Рюрике” было организовано специально для географических открытий и научных исследований. Главной задачей этой экспедиции был поиск морского пути из Берингова моря в Атлантический океан вдоль берегов Северной Америки. Кроме этого, она должна была провести географические исследования в Тихом океане. Постройка брига и вся экспедиция финансировалась графом Н.П. Румянцевым. Инструкции для экспедиции были составлены И.Ф. Крузенштерном. По его же представлению ее начальником был назначен лейтенант О.Е. Коцебу.

“Рюрик” вышел из Кронштадта 18 июля 1815 года. 28 июля в Копенгагене на его борт поднялись ученые Вормшельд и Шамиссо. Затем бриг зашел в Плимут и на остров Тенерифе, а 30 ноября

стал на якорь у бразильского острова Святой Екатерины. 11 января 1816 года он обогнул мыс Горн. У этого мыса во время одного из штормов огромный вал, вкатившийся с кормы на палубу, едва не смыл Коцебу за борт. К счастью, он успел ухватиться за бухту троса и спасся только каким-то чудом. 30 января бриг стал на якорь на рейде города Талькауано. Исправив повреждения и пополнив запасы провизии, Коцебу приступил к исследованиям в Тихом океане, во время которых впервые на практике измерял относительную прозрачность морской воды.

16 марта “Рюрик” стал на якорь в Куковой бухте острова Пасхи. Местные жители встретили русских моряков весьма неприязненно и при попытке высадиться на берег забросали их камнями. Избегая кровопролития, Коцебу отказался от своего намерения осмотреть этот интересный остров и в тот же день отошел от него.

Проведя исследования архипелага Туамоту, Коцебу направился к островам Пенрин (Тонгарева), положил их на карту и завязал с островитянами меновую торговлю. Дальше бриг пошел на северо-запад и в северной части Маршалловых островов 9 мая открыл атоллы Суворова и Кутузова. После этого, стремясь попасть на Камчатку в благоприятное для исследований время года, Коцебу повернул на север и 7 июня пришел в Петропавловск. Пополнив запасы, в июле бриг вышел на исследования американского побережья Северного Ледовитого океана. В Беринговом и Чукотском морях Коцебу сделал несколько важных географических открытий и провел гидрографические работы. 15 сентября он отправился из Уналашки в Сан-Франциско, где тщательно подготовил бриг к плаванию в тропиках. 20 октября “Рюрик” вышел из Сан-Франциско и 15 ноября Коцебу стал на якорь в то время мало известную гавань на острове Оаху у Гонолулу. За время пребывания в Гонолулу Коцебу определил его координаты, произвел магнитные наблюдения и наблюдения над приливами.

2 декабря “Рюрик” взял курс на Гавайские острова. В лагуне острова Отдиа Коцебу простоял около месяца. За это время от местных жителей, с языком которых он несколько познакомился, Коцебу узнал о расположении близлежащих островов и в феврале 1817 нанес на карту острова Чичагова, Аракчеева, Траверсе и Крузенштерна.

28 февраля 1817 года Коцебу прекратил исследования в тропиках и взял курс на север к острову Уналашка, к которому подошел 12 апреля. Затем, совершив плавание по Берингову морю, бриг снова вернулся в Гонолулу, определив на пути положение острова Джон-стон. 23 октября Коцебу увидел и положил на карту острова Гейдена, затем зашел на Гуам (Марианские острова) и 5 декабря бросил якорь в Маниле. Здесь “Рюрик” основательно починили, и 17 января 1818 года он снова вышел в море. Пройдя Зондский пролив, Коцебу направился к острову Святой Елены. Англичане, охранявшие сосланного сюда Наполеона, встретили его выстрелами береговой батареи, поэтому Коцебу пришлось без остановки пойти в Портсмут. После остановок в Копенгагене и Ревеле “Рюрик” 21 июля подошел к Кронштадту, завершив свою кругосветку. На следующий день бриг стал на якорь на Неве перед домом графа Н.П. Румянцева. Во время плавания умер всего один матрос. “Рюрик” имел водоизмещение всего 180 тонн, и стал самым маленьким из всех русских парусных кораблей, совершивших кругосветные плавания до ХХ века.

За успешное выполнение программы исследований О.Е. Коцебу был досрочно произведен в капитан-лейтенанты.