Военно-морской флот России


24 июля 1838 г. Завершены испытания подводной лодки Шильдера

Описание Фотографии

 

     
Возможность создания боевого подводного корабля с ракетным оружием на борту впервые была практически доказана известным русским инженером генерал-майором К.А. Шильдером. В 1833 году Шильдер разработал электрический способ управления взрывом подводных мин, после чего он решил создать подводный носитель этих “электрифицированных” мин. Известность и высокий чин позволили Шильдеру довольно быстро пробить средства для строительства подводной лодки. Она была заложена на Александровском литейном заводе в 1832 году и сошла со стапеля в 1834 году. При водоизмещении 16 тонн лодка имела длину 6,1 м, ширину 1,5 м и высоту 1,8 м. Корпус лодки был склепан из листов 5-мм котельного железа и был рассчитан на погружение на глубину 12-13 м.

Экипаж лодки должен был состоять из 8 человек. Они приводили в движение 4 механических гребка, расположенных попарно с каждого борта. При движении вперед они складывались, а при движении назад раскрывались, обеспечивая упор. Конструкция привода позволяла, изменяя угол качания гребков, не только обеспечивать прямолинейное движение лодки, но ее всплытие и погружение. Скорость лодки не превышала 0,3 узла. Используя идею “горизонтоскопа” М.В. Ломоносова, Шильдер оснастил лодку “оптической трубой” - прообразом современного перископа.

Лодка была вооружена подвешенной на двухметровом гарпуне электрической пороховой миной весом 16 кг конструкции Шильдера. По замыслу изобретателя, лодка должна была скрытно подойти к вражескому судну, воткнуть гарпун в днище и отойти, разматывая канат с закрепленным в нем электрошнуром. Затем на безопасном расстоянии включался электрический ток, и мина взрывалась. В ходе создания лодки Шильдер решил дополнительно вооружить ее пороховыми ракетами, к тому времени уже состоявшими на вооружении русской армии. Для этого на корпусе лодки было установлено два ракетных пусковых станка, состоящих из связок по три трубы в каждом. Ракеты воспламенялись от электрических запалов, ток к которым подавался от гальванических элементов. Лодка могла вести залповый огонь ракетами из надводного и подводного положений. Дальность полета ракет достигала 1600 м.

29 августа 1834 года на лодке начались испытания. Под командованием мичмана Н.Р. Жмелева она маневрировала под водой и останавливалась в погруженном состоянии при помощи якоря оригинальной конструкции. Это было первое в истории России подводное плавание корабля, а мичман Жмелев стал первым русским офицером-подводником. Успешно прошли надводные испытания ракетных установок.

После этого К.А. Шильдеру выделяют дополнительные средства, на которые он строит новую, несколько большую по размерам стальную подводную лодку. Для доставки лодки к месту боя Шильдер одновременно конструирует особый понтон - своего рода первую в мире плавучую базу подводных лодок.

Весной 1838 года начались испытания лодки. Один из последних экспериментов на ней состоялся 24 июля 1838 года на Кронштадском рейде. Лодка должна была осуществить пуск ракет из-под воды по корпусу старого корабля “Святой Андрей”. В архивных документах сказано об этом так: “По отплытию 50 сажень под водою были воспламенены две ракеты, которые по причине сильного волнения не могли долететь до своей цели и разорвались в волнах... Трубы, в которых находились ракеты, из опасения, чтобы оные не подмочило, были... закрыты герметически, отчего по выпуску пяти ракет трубы пополнились водою, значительно увеличили тяжесть лодки и были причиной неожиданного погружения оной”.

Человеческих жертв во время аварии лодки не было, но Николай I не разрешил продолжить испытания. На этом работы по созданию первого в мире стального подводного ракетоносца были завершены.

К.А. Шильдер в 1838-1848 годах совместно с Б.С. Якоби успешно работал над созданием гальванических и гальваноударных мин. 20 июня 1840 года под корпусом того же “Святого Андрея” были подорваны три мины. От полученных повреждений корабль затонул. В 1846 году по проекту К.А. Шильдера был построен военный пароход “Отважность”, ставший прообразом эсминца.

Карл Андреевич Шильдер умер в 1854 году в результате тяжелого ранения, полученного в ходе Крымской войны в сражении под Силистрией. Эстафету российского подводного кораблестроения принял И.Ф. Александровский.