Военно-морской флот России


25 июля 1807 г. Начало экспедиции на шлюпе “Диана”

Описание Фотографии

 

     
Через год после успешного завершения первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах “Надежда” и “Нева” в новую кругосветку был отправлен шлюп “Диана” под командованием лейтенанта Василия Михайловича Головнина. В отличие от “Надежды” и “Невы”, которые были построены в Англии, “Диана” была сделана в 1806 году русскими корабелами на реке Свирь и первоначально предназначалась для внутренних перевозок в Балтийском море. В конце 1806 года шлюп переоборудовали в Охте для дальнего плавания. Кроме проведения научных исследований корабль должен был доставить грузы в Охотск и Петропавловский Порт для Сибирской военной флотилии и русских колоний.

25 июля 1807 года шлюп “Диана” с 66 членами экипажа снялся с якоря. Пройдя Атлантический океан, Головнин направился к мысу Горн, но из-за сильных штормов маршрут пришлось изменить, и шлюп взял курс к мысу Доброй Надежды. При заходе в английский порт Саймонстаун в апреле 1808 года “Диана” была задержана в связи с началом войны между Россией и Англией. Это произошло несмотря на наличие у Головнина специального разрешения английского правительства на проведение научных исследований в английских водах.

Год и 25 дней простоял русский шлюп на рейде Саймонстауна под охраной английских кораблей. За это время Головнин досконально изучил направление и силу ветров в заливе, где стояла “Диана” и в открытом море. 16 мая 1809 года с наступлением вечерних сумерек на Саймонстаун налетел шквал с дождем, стало очень пасмурно, и Головин решился на побег. Отлично обученные матросы “Дианы” быстро поставили штормовые стаксели и, обрубив якорные канаты, шлюп беспрепятственно вышел из гавани. Охранявшие его английские корабли были не готовы к выходу в море, а надвигавшийся шторм заставил их держать пушечные порты закрытыми. Ночью “Диана” под всеми парусами уже шла к Австралии. Совершив безостановочный переход до острова Танна на Новых Гебридах и обогнув с юга Тасманию, 25 сентября 1809 года шлюп прибыл в Петропавловский Порт.

Весной 1810 года “Диана” под командованием уже капитан-лейтенанта Головнина совершила рейс к берегам Русской Америки, доставив продовольствие жителям Ново-Архангельска. Еще через год из Санкт-Петербурга пришло разрешение на проведение научных работ у Курильских, Алеутских и Шантарских островов, восточного берега Сахалина и Татарского пролива.

25 апреля 1811 года “Диана” по прорубленному во льду Петропавловской гавани проходу вышла в Авачинскую губу и взяла курс на Курилы. Свою работу по описанию местности Головнин начал с пролива Надежды, с того места, где в 1805 году закончил географическую опись Крузенштерн. Продвигаясь от острова к острову и собирая уникальный научный материал, Головнин миновал Курильские острова, а затем направился к югу, к островам, на которых укрепились японцы. 4 июля 1811 года “Диана” бросила якорь у побережья острова Кунашир. Через неделю Головнин с двумя офицерами, четырьмя матросами и переводчиком отправился на переговоры с японскими властями острова, где они были захвачены в плен и переведены на остров Хоккайдо. После пленения русских моряков, старший офицер “Дианы” капитан-лейтенант П.И. Рикорд безрезультатно пытался добиться их освобождения, после чего увел шлюп в Охотск.

На Хоккайдо Головнин с товарищами пытался бежать, сделав подкоп, но у самого моря беглецы были схвачены. Только 7 октября 1813 года, после победы русских войск над Наполеоном и очередного плавания Рикорда на “Диане” к Кунаширу, всех пленников освободили. На “Диане” они вернулись на в Петропавловск. Вскоре шлюп разоружили. В.М. Головнин в 1814 году сухопутным путем вернулся в Санкт-Петербург.